Статья по воспитательной работе в системе среднего профессионального образования «Воспитательное взаимодействие куратора и студента через систему педагогического воздействия в сфере среднего профессионального образования».

Антонова Мария Юрьевна
Преподаватель общеоразовательных и профессиональных дисциплин, ГАПОУ МО «АПК имени Голованова Г.А.»
«Воспитательное взаимодействие куратора и студента через систему педагогического воздействия в сфере среднего профессионального образования».
Среднее профессиональное образование (далее СПО) значительно отличается от общего и высшего образования. В сфере СПО готовят выпускников по профессиям и специальностям в соответствии со Стандартами ФГОС СПО, согласно которым образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, с учётом стандартов WorldSkills Russia. Обучающиеся приходят из школ возрастом от 15 лет. Согласно статистическим данным 86% обучающихся поступающих на обучение в АПК имени Голованова Г.А. из семей с трудной жизненной ситуацией или подростки со сложной психикой, т.е. относятся к «трудным обучающимися». Многие из них даже еще не уверены, хотят ли они работать впоследствии по выбранной профессии. Все подростки имеют индивидуальные психолого-физические особенности и учитывая контингент АПК имени Голованова Г.А. считаю, воспитательное взаимодействие должно строится через систему педагогического воздействия кураторов, классных руководителей, мастеров производственного обучения, мастеров учебно-производственного сектора и студентов.
Что такое педагогическое взаимодействие, парадигмы психологического взаимодействия, его принципы, методы знают все педагогические работники, и преподаватели, и мастера СПО.
Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках [2].
Каждый педагогический работник должен сформировать систему педагогического воздействия на студентов. Считаю необходимо определить педагогического работника одним термином «Воспитатель».
Как осуществляется система педагогического воздействия, расскажу на примере своего практического опыта кураторской работы в группе по специальности Парикмахерское искусство, с которой я работаю с 2015/16 учебного года.
Из собственной практики и теоретических основ я выделила элементы системы педагогического воздействия на студента:
Педагогический оптимизм;
Профессионализм в своем деле;
Заитрессованность в судьбе воспитанника;
Желание уважать студента как личность;
Понимание душевного состояния студента;
Умение радоваться успехам, переживать за неудачи;
Умение справедливо анализировать ситуации;
Умение применять метод «кнута и пряника»;
Доверие к студентам (особенно при поручении сложных дел «трудным подросткам»);
Умение убеждать и держать свое слово.
Только данная система педагогического воздействия, включающая все перечисленные элементы, формирует авторитет воспитателя (куратора).
Элементы воспитательной деятельности необходимо применять уже на этапе профориентационной работы. Группу необходимо набирать самому: профориентация по школам, в социальных сетях, индивидуальная работа с классными воспитателями, родителями, а главное с подростками, которых нужно ориентировать на будущее обучение. В процессе собеседования нужно выявить индивидуально-психологические качества каждого подростка. Далее в первые три месяца обучения в колледже максимально уделять внимание каждому ребенку, составить психолого-физический портрет, сформировать взаимоотношения в группе, создать микроклимат в группе так, чтобы каждый чувствовал себя важным, значительным.
С начала учебной деятельности куратором составляется карта индивидуального профилактического сопровождения (семьи) на каждого обучающегося группы, где дана: психолого-физическая характеристика семьи, оценка стресс-факторов в семье; дополнительные данные об обучающемся (состояние здоровья, интересы и увлечения, вредные привычки, уровень дисциплины); составлен индивидуальный комплексный план, если подросток «трудный» (в 2015/2016 – 7, 2016/2017 – 15); сведения об успеваемости и посещаемости учебных занятий за каждый курс; учет на совете по профилактике и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; характеристика подростка, также в карте хранятся все объяснительные, копии справок и пр. документы по обучающемуся. Данные карты постоянно корректируются.
Для формирования системы педагогического воздействия необходимо составлять план воспитательной деятельности (входящей в рамки функционала для кураторов, классных воспитателей, мастеров п/о), включающий:
Организацию эффективной деятельности самоуправления в группе, через:
контроль старостой посещаемости, дежурства
организация участие в спортивных мероприятиях колледжа
организация подготовки внеклассных мероприятий
организация подготовка плакатов к знаменательным датам
организация участия в волонтерстве : сотрудничество с соцслужбой помощи пенсионерам в г.Апатиты
посещение муниципальных выставок, игр, мероприятий
Организация и проведение значимых воспитательных мероприятий в группе (тематических праздников, встреч, экскурсий, конкурсов, участие в акциях и др.)
Работу по профилактике пропусков занятий обучающимися по неуважительным причинам
Индивидуальная работу с детьми из социально неблагополучных семей через вовлечение «трудных» и обучающихся из «группы риска» в мероприятия уровня колледжа, муниципальные, региональные и прочие
Очень важно ежедневно следовать алгоритму (циклограмме) учебно-воспитательной деятельности в группе когда каждое утро куратор проводит воспитательное мероприятие до начала занятий, где осуществляется оперативный контроль, инструктажи по плану, планирование деятельности группы. На таких занятиях организуются классные часы, с использованием интерактивных форм работы. По окончании учебных занятий, ежедневное подведение итогов учебного дня (анализ рапортичек; уборка закрепленной территории и прочее.
Согласно плану работы колледжа направления деятельности воспитательной работы включают в себя: гражданско-патриотическая деятельность, нравственно-правовая деятельность, профилактическая работа, культурно-эстетическая деятельность, трудовая деятельность и физкультурно-оздоровительная деятельность. Со студентами своей группы мы участвует во всех мероприятиях колледжа, и результатом такой активной работы является нормальная посещаемость, 60% «хорошистов», 100% успеваемость и огромное количество наград. Проблемы во всех группах, когда необходимо решать вопросы прогулов, психологических кризисов, понижения успеваемости, то я не только индивидуально с подростками и родителями работаю, но при необходимости подключаю руководство по воспитательной работе, а также провожу внеплановые родительские собрания.
Так, из выделенных элементов системы педагогического воздействия на студента важными считаю все. А основные традиционные виды педвоздействия: убеждение и внушение. Зная характерные особенности ребенка метод убеждения, дает возможность добиться того, чтобы подросток следовал указаниям, а внушение направляет на внутреннюю установку, которая преодолевает лень, безразличность, пассивность студентов. Обязательный элемент – похвала. Умение радоваться успехам подростки очень чувствуют, достаточно поблагодарить, одобрить, оценить ребенка и он готов к дальнейшим подвигам.
ВЫВОД: Практическая значимость системы педагогического воздействия при работе куратора не может эффективной, если Воспитатель не использует все элементы педвоздействия и не выполняется свои функциональные обязанности со стопроцентной отдачей. Воспитательное взаимодействие куратора и студента среднего профессионального образования формируется через систему педагогического воздействия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Радугина, А.А. Психология и педагогика. - [Текст] / А.А.Радугина.- М., 2000.
Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия I Я.Л. Коломинский II Сов. педагогика. 1991. № 1O. С. З6-42.
16. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная психология. - [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский.- Санкт-Петербург, 1999.
Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . - [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
Научная библиотека КиберЛенинка: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Официальный сайт ГАОУ МО СПО «Апатитского политехнического колледжа» (Электронный ресурс( / Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Официальный сайт Российского Образовательного федерального портала (Электронный ресурс( / Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Официальный сайт образовательного портала города Апатиты (Электронный ресурс( / Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Официальный сайт Педсовет (Электронный ресурс( / Режим доступа: http://pedsovet.org









13PAGE \* MERGEFORMAT14415