Конспект мастер-класса Современный человек по размышлениям химика


Подготовила: Ондар Октябрина Хулер-ооловна,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ имени Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь
Цель мастер-класса:
Демонстрация педагогического мастерства в передаче инновационного опыта
Задачи мастер-класса:
обзор актуальных проблем и технологий,
различные аспекты и приемы использования технологий,
авторские методы применения технологий на практике,
тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.
Мастер класс – это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Данный мастер- класс рекомендуется учителям естественных наук. Аудитория может быть детской или взрослой. Учитель, проводящий мастер-класс, сначала кратко поясняет свою идею, что и как он хочет показать, чему научить учителей, каким опытом работы поделиться. Предлагаемый конспект мастер - класса раскрывает пример применения исследовательских и информационно – коммуникационных технологий на уроках или занятиях элективных курсов.
Тема: «Современный человек по размышлениям химика»
Цели: показать пример применения исследовательских и информационно – коммуникационных технологий на уроках или внеурочных занятиях.
Задачи:
Образовательные:
Формирование умения применять знания о свойствах веществ для практических целей;
Сформировать представление об этапах и методах исследовательской работы;
Формировать понятие о свойствах и значении пищевых добавок для организма человека;
Формирование навыков поиска информации в сети Интернет, умения её обрабатывать и применять.
Развивающие:
Развитие умения применять знания, полученные на различных предметах, для решения конкретных задач;
Развитие потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;
Развитие умения работать в коллективе, находить совместно правильное решение и отстаивать своё мнение;
Развитие навыков работы с компьютерными программами.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, потребности в ведении здорового образа жизни;
Воспитание коммуникативной культуры, культуры выступления перед коллективом.
Оборудование:
Интерактивный комплекс: компьютер, проектор, интерактивная доска INTERWRITE с выходом в Интернет
Презентация в программе Power Point;
ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
1. Равновесие трёх форм глюкозы в одном растворе. №125439. Анимация. ООО "Дрофа"
2. Распознавание глюкозы с помощью качественных реакций. №125444.Видеофрагмент.ООО "Дрофа"
Газированные напитки разных видов и различных производителей;
Соки разных сортов и производителей;
Одноразовые стаканчики
Лабораторное оборудование для участников (комплекты для 2 групп)
- пробирки, спиртовки, спички, пробиркодержатели, баночка для мусора
- раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II)
Конспект занятия
1. Краткое пояснение этапов исследовательской работы и необходимости дозированного применения информационно – коммуникационных технологий.
Мотивация
Актуализация
Гипотеза или постановка проблемы
Исследование
Обобщение
Рефлексия
Применение
Постановка новых вопросов
(Слайд «Этапы исследовательской работы»)
(Слайд Тема «Современный человек. Размышления химика») 2. Мотивация.
Беседа с аудиторией по вопросам:
- Считаете ли вы себя современными людьми? Почему?
- Какого человека можно считать современным?
- Попробуйте построить модель выпускника школы с точки зрения воспитания современного человека.
А вот как написано в проекте государственного образовательного стандарта каким должен быть современный выпускник. Это человек, у которого сформированы базовые компетентности:
Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
(Слайд «Базовые компетентности»)
3. Актуализация.
Рассмотрим одну из компетенций – ответственное отношение к своему здоровью.
Беседа:
- Какого человека можно считать здоровым?
- Из каких слагаемых состоит здоровье?
- Что имеют ввиду биологи, медики, психологи, представители других профессий, говоря о здоровье?
Затем учитель даёт словарное определение компонентов здоровья. Здоровье – это
Физическое здоровье (функционирование всех систем органов)
Психическое здоровье (адекватная реакция, регулирование поведения)
Психологическое здоровье (состояние чувственно-эмоциональной сферы)
Социальное здоровье (учёба, труд, активность, воспитание детей)
Нравственное здоровье (система ценностей, жизненных установок)
Интеллектуальное здоровье (уровень развития интеллекта)
(Слайд «Компоненты здоровья»)
- От каких факторов зависит здоровье?
- Что оказывает существенное влияние на здоровье?
После высказываний аудитории, учитель предлагает данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
Факторы, влияющие на здоровье:
Образ жизни – 50%
Окружающая среда – 20 %
Наследственность – 20 %
Медицина – 10%
(Слайд «Факторы, влияющие на здоровье»)
Учитель подводит аудиторию к выводу, что в большей степени здоровье зависит от образа жизни
(Слайд «Важность ведения здорового образа жизни»)
4. Гипотеза или постановка проблемы.
- Что значит вести здоровый образ жизни?
- Давайте представим ситуацию: Вы пришли в магазин выбрать напитки для праздничного стола, каков будет Ваш выбор?
(Слайд «Человек есть то, что он ест»)
- Прежде, чем Вы сделаете свой выбор, давайте попробуем его обосновать. Но для этого понадобятся не только новые знания, но и проведение эксперимента, исследования.
5. Дополнительная информация.
Чем отличаются соки и газированные напитки? Прежде всего своим происхождением! Одни продукты имеют натуральное происхождение, а другие – искусственное. Признаком натуральности продукта является глюкоза. Наличие её в продукте определяется с помощью качественных реакций. Глюкоза – это углевод, моносахарид.
(Слайд «Строение глюкозы») ЦОР 1. Равновесие трёх форм глюкозы в одном растворе. №125439. Анимация. ООО "Дрофа"
При взаимодействии с гидроксидом меди (II) при нагревании она окисляется до глюконовой кислоты, что хорошо видно по изменению цвета раствора от синего до оранжевого. При этом реакции происходят по связи С - Н, происходит разрыв связи и внедрение туда атома кислорода. ЦОР 2. Распознавание глюкозы с помощью качественных реакций. №125444.Видеофрагмент.ООО "Дрофа"
6. Исследование.
Аудитория разбивается на 4 группы. Каждая группа получает задание и время для его решения (10-15 минут). А затем представитель каждой группы выступает с результатами работы, обобщением и выводами.
Задание для группы№1:
Найдите в Интернете информацию о пищевых добавках, их классификации и влиянии на организм.
Какие могут быть пищевые добавки в напитках?
Каково влияние этих добавок на организм?
Составьте краткий рассказ.
Данная группа работает с Интернетом (также можно эту работу провести не на уроке, а заранее, тогда слайды будут красочнее, так как будет больше времени для их оформления) На слайдах следует поместить формулы пищевых добавок аспартама, бензоата натрия, бензойной кислоты, углекислого газа, описать их свойства и влияние на органы и системы органов организма человека. Ещё один слайд классифицирует все эти пищевые добавки на группы по их воздействию на организм.
(Слайды «Характеристика пищевых добавок»)
Задание для группы№2:
Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах соков
Для этого налейте по 1 миллилитру каждого сока в пробирки (примерно 1см высоты пробирки)
Добавьте по 1мл растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия
Пробирки закрепите в держателе примерно на 1-2 см от отверстия
Смесь нагрейте в пламени спиртовки, не забывая о правилах техники безопасности
Правила техники безопасности:
Спиртовку зажигайте только спичкой
Не переносите горящую спиртовку с места на место
Нагревайте пробирку только в верхней части пламени спиртовки, не касаясь фитиля
Пробирку предварительно прогрейте 2-3 движениями над пламенем
Пробирку надо держать наклонно при нагревании
Не дожидайтесь выплёскивания жидкости из пробирки
Тушите пламя спиртовки только колпачком
5. По появлению или отсутствии оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии или отсутствии в соках глюкозы
Задание для группы№3:
Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах газированных напитков
Для этого налейте по 1 миллилитру каждого напитка в пробирки (примерно 1см высоты пробирки)
Добавьте по 1мл растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия
Пробирки закрепите в держателе примерно на 1-2 см от отверстия
Смесь нагрейте в пламени спиртовки, не забывая о правилах техники безопасности
Правила техники безопасности:
Спиртовку зажигайте только спичкой
Не переносите горящую спиртовку с места на место
Нагревайте пробирку только в верхней части пламени спиртовки, не касаясь фитиля
Пробирку предварительно прогрейте 2-3 движениями над пламенем
Пробирку надо держать наклонно при нагревании
Не дожидайтесь выплёскивания жидкости из пробирки
Тушите пламя спиртовки только колпачком
5. По появлению или отсутствию оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии или отсутствии в напитках глюкозы
Задание для группы№4:
Внимательно прочитайте информацию, содержащуюся на этикетках выданных вам напитков и соков
Что вы можете сказать о веществах, входящих в их состав? Спланируйте свои дальнейшие действия по изучению свойств этих веществ
Входит ли сахар и глюкоза в состав предложенных напитков и соков?
Предположите, какое влияние на организм могут оказать вещества, указанные в составе напитков и соков.
7. Обобщение
Каждая группа выступает с результатами своей работы, громко, чётко, эмоционально, другие внимательно слушают и записывают.
8. Рефлексия.
Теперь можно предложить участникам сделать выбор, поставив перед ними соки, газированные напитки, одноразовые стаканчики. По количеству выбранных напитков можно сделать вывод о приоритетах в выборе здорового образа жизни или другого.
(Слайды Выводы: «Ешьте фрукты и пейте натуральные соки») 9.Применение полученных знаний. Постановка новых вопросов.
Заключительное слово учителя о возможных областях применения полученных знаний и новых проблемах в выборе продуктов питания в целях формирования понятия о здоровом образе жизни. Спектр возможных опытов для анализа наличия в напитках различных добавок. Выбор тем для новых исследований.
Задание для группы №1
- Найдите в Интернете информацию о пищевых добавках, их классификации и влиянии на организм.
Какие могут быть пищевые добавки в напитках?
Каково влияние этих добавок на организм?
Составьте краткий рассказ.
Задание для группы№2
- Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах соков
Для этого налейте по 1 миллилитру каждого сока в пробирки (примерно 1см высоты пробирки)
2. Добавьте по 1мл растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия
3. Пробирки закрепите в держателе примерно на 1-2 см от отверстия
4.Смесь нагрейте в пламени спиртовки, не забывая о правилах техники безопасности
5.По появлению или отсутствии оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии или отсутствии в соках глюкозы.
Правила техники безопасности:
Спиртовку (сухой спирт в асбестированной сетке) зажигайте только спичкой
Не переносите горящую спиртовку (сухой спирт ) с места на место
Нагревайте пробирку только в верхней части пламени спиртовки (сухого спирта), не касаясь фитиля
Пробирку предварительно прогрейте 2-3 движениями над пламенем
Пробирку надо держать наклонно при нагревании
Не дожидайтесь выплёскивания жидкости из пробирки
Тушите пламя спиртовки только колпачком
Задание для группы№3
- Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах газированных напитков
1.Для этого налейте по 1 миллилитру каждого напитка в пробирки (примерно 1см высоты пробирки)
2.Добавьте по 1мл растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия
3.Пробирки закрепите в держателе примерно на 1-2 см от отверстия
4.Смесь нагрейте в пламени спиртовки, не забывая о правилах техники безопасности
5.По появлению или отсутствию оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии или отсутствии в напитках глюкозы
Правила техники безопасности:
Спиртовку зажигайте только спичкой
Не переносите горящую спиртовку с места на место
Нагревайте пробирку только в верхней части пламени спиртовки, не касаясь фитиля
Пробирку предварительно прогрейте 2-3 движениями над пламенем
Пробирку надо держать наклонно при нагревании
Не дожидайтесь выплёскивания жидкости из пробирки
Тушите пламя спиртовки только колпачком
Задание для группы№4
- Внимательно прочитайте информацию, содержащуюся на этикетках выданных вам напитков и соков
1.Что вы можете сказать о веществах, входящих в их состав? Спланируйте свои дальнейшие действия по изучению свойств этих веществ
2.Входит ли сахар и глюкоза в состав предложенных напитков и соков?
3.Предположите, какое влияние на организм могут оказать вещества, указанные в составе напитков и соков.