Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов по дисциплине


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методические указания для студентов
по самостоятельной работе
Учебный предмет БД.03 Иностранный язык
специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
базовой подготовки
Магнитогорск, 2014
ОДОБРЕНО:
Предметной комиссией
Иностранного языка
Председатель: Г.И. ГрипковаПротокол №10 от 18.06.2014 г.
Составитель:
М.С. Шеметова, преподаватель МпК ФГБОУ ВПО «МГТУ»
Методические указания по самостоятельной работе разработаны на основе рабочей программы учебного предмета БД.03 Иностранный язык.
Методические указания предназначены для студентов колледжа, желающих практически овладеть иностранным языком.
В разработке даются рекомендации, полезные советы для изучающих иностранный язык.
Оглавление
TOC \o "1-2" \h \z \u введение PAGEREF _Toc262590189 \h 4Колесо успеха PAGEREF _Toc262590190 \h 7Ступени компетенции в изучении английского языка PAGEREF _Toc262590192 \h 8Test PAGEREF _Toc262590193 \h 11стратегии и полезные советы в изучении английского языка PAGEREF _Toc262590195 \h 19Метастратегия обучения английскому языку PAGEREF _Toc262590196 \h 19Стратегия развития «чувства языка» PAGEREF _Toc262590197 \h 20Стратегия запоминания английских слов PAGEREF _Toc262590198 \h 21Стратегия работы со словарем PAGEREF _Toc262590199 \h 22Стратегия восприятия английской речи собеседника PAGEREF _Toc262590200 \h 22Стратегия обучающего чтения статей и книг PAGEREF _Toc262590201 \h 23Микростартегия орфографически-грамотного чтения PAGEREF _Toc262590202 \h 24Стратегия пересказа текста PAGEREF _Toc262590203 \h 24Стратегия развития разговорной речи PAGEREF _Toc262590204 \h 25Стратегия ускорения спонтанной речи PAGEREF _Toc262590205 \h 25Стратегия развития письма PAGEREF _Toc262590206 \h 26Стратегия обучения грамматике PAGEREF _Toc262590207 \h 26Микростратегия развития английского произношения PAGEREF _Toc262590208 \h 27Полезные советы по тренировке произношения PAGEREF _Toc262590209 \h 29Ответы на типичные вопросы PAGEREF _Toc262590210 \h 30Основные отличия русского и английского языков PAGEREF _Toc262590211 \h 33
Пояснительная записка
К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через организацию самостоятельной работы. Процесс самостоятельной работы позволяет ярко проявиться индивидуальным способностям личности. Только через самостоятельную работу студент может стать высококвалифицированным компетентным специалистом, способным к постоянному профессиональному росту.
Задачи самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий и предполагает активную роль студента в ее планировании, осуществлении и контроле.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы - проверка выполненной работы преподавателем, естирование, контрольные работы, защита творческих работ, зачеты.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- уровень освоения учебного материала;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
введениеНе проходите мимо:
можете пропустить главное…
Существует множество причин, по которым люди перестают учиться и бросают выбранные ими учебные заведения и организованные там курсы. Наш опыт работы позволил выявить типичные причины, которые приводят к таким последствиям. Ниже мы привели наиболее распространенные из них с указанием возможных средств «лечения» таких симптомов.
Симптом. Слабая вера в себя и собственные способности.
Средство. Важно выявить ограничивающие вас убеждения, переформировать их и «встроить» новые, способствующие обучению.
Симптом. Расстраивают ошибки в обучении. Возникает боязнь казаться глупым, смешным, неумелым, неуспешным и т. д.
Средство. Полезно выработать новое отношение к ошибкам. Помните, что ошибки свидетельствуют о том, что вы учитесь и активно делаете что-либо. Однако если вы допускаете их слишком часто в одном виде компетенции, то это означает, что используете неверный СПОСОБ обучения. Самая большая глупость — это расстраиваться при совершении ошибки или не замечать ее, бояться собственной активности и того, что в этот момент подумают другие. Равно так же самым глупым является вопрос, который не задан. Помните: большинство из участников группы находятся в той же ситуации, что и вы.
Симптом. Отсутствие удовольствия от процесса обучения.
Средство. Скорее всего, вы не научились обращать внимание на «маленькие успехи», а быстрее замечаете неудачи. Поразмышляйте над следующей метафорой. Многим людям легче собирать смородину с обильно усыпанного ягодами куста, а не заниматься «добором» с изрядно «поредевшего» растения. Обычно для сбора ягод людям проще брать сравнительно маленькую емкость, чтобы постепенно заполнять большое ведро! Таким образом, им удается постоянно замечать получаемый результат по ходу действия. В противном случае обычно пугает процесс сбора ягод, объем предстоящей работы и величина результата! Так и в обучении. Важно постоянно подкреплять свою мотивацию промежуточным результатом и радоваться каждому маленькому успеху. В этом случае обучение превращается в игру и приятное приключение!
Симптом. Желание самостоятельно ничего не делать. Курсы должны учить быстро и качественно.
Средство. Помните, что древнейшая мудрость гласит: нельзя научить, а можно только научиться. Собственная инициатива необходима. Человек учится всему, только активно взаимодействуя с этим миром. Курсы лишь обеспечивают грамотный отбор содержания обучения, высокий темп и «маршрут» продвижения. Наиболее эффективные образовательные технологии также помогают учиться и предлагают оптимальные стратегии и способы активного продвижения. Однако опыт человек приобретает лично и личностно.
Симптом. Не хватает времени.
Средство. На достойную идею время всегда находится! Либо вы не умеете рационально планировать свои дела и эффективно распределять собственное время, либо выбрали слишком «затратную» с точки зрения времени систему обучения. Но чаще всего это означает, что обучение английскому языку - не слишком важная цель для вас! Выходом из такого положения дел может быть точное распределение времени обучения и усиление ценности вашей цели. Ответьте на следующие вопросы: когда? сколько? как часто? можно ли совместить с другими делами? Смоделируйте собственную стратегию обучения.
Колесо успехаПри изучении иностранного языка для самостоятельного контроля овладения теми или иными навыками мы рекомендуем использовать метод, который называется «Колесо успеха». По десятибалльной шкале оцените свои навыки (если они были) по каждому виду деятельности. 10 баллов — предполагаемая планка, которую вы хотите достичь, например, через один или три месяца обучения. Затем соедините между собой все точки, которые вы поставили на прямых линиях. Получилось колесо, которое необходимо усовершенствовать. Вы можете наглядно видеть те области, на которые нужно обратить больше внимания, для того чтобы колесо имело как можно более правильный вид.
Нам нравится следующая метафора: колесо по дороге жизни катится успешно, если оно имеет ровную и округлую форму! У некоторых людей оно почему-то квадратное! Может быть, поэтому и такой угловатый успех?
41910048260
Ступени компетенциив изучении английского языкаФундамент
Отделка дома
Строительство дома
В этом разделе вы узнаете, на какие блоки разделено изучение английского языка в отношении развития различных языковых компетенции. Знание этапов обучения поможет вам сориентироваться внутри программы, более точно определить собственный темп продвижения, сформулировать промежуточные и конечные результаты изучения лексики, фонетики, грамматики, разговорной практики, чтения, письма и т. д., а особенно важно сформулировать результаты на языке стратегий, умений и навыков.
Изучение английского языка мы разделили на три ступени и представили ее в виде метафоры — дома:
1 -я ступень — возведение фундамента дома;
2-я ступень — строительство дома;
3-я ступень — отделка дома.
Если вы никогда не изучали английский язык или считаете, что многое из того, что учили раньше, забыли, и хотите обновить свои знания, мы рекомендуем начать обучение с первой ступени.
1-ая ступень
Фундамент
Грамматика
Чтение
Практика речи

Простые глагольные времена
3 формы глагола
Основные неправильные глаголы
Типы вопросительных предложений
Артикли
Предлоги
Местоимения Транскрипция
Правила чтения букв и буквосочетаний
Пересказ простых текстов в настоящем и прошедшем временах Постановка произношения и интонации
Аудирование
Числительные
Фразы повседневного общения (языковые шаблоны)
Лексика простых бытовых тем (семья, профессии, знакомства, распорядок дня, биография, внешность)
Вы легко будете вступать в разговор так, что вас поймут. Будете понимать основные элементарные слова из разговорной речи. Вы научитесь читать несложные тексты и передавать их содержание.
2-я ступень
Строительство дома
Грамматика
Чтение
Лексика
Практика речи
Следующая ступень — строительство дома. Она для тех, кто хочет получить навыки, достаточные для использования английского языка в общении, чтении и повседневной жизни вообще.
Изучение всех времен действительного залога
Изучение основных времен страдательного залога
Модальные глаголы
Предлоги местонахождения и движения Занимательные тексты и их пересказ с использованием всех пройденных времен и фразовых глаголов Общение на темы:
путешествия
перемещение по городу
покупки
еда
Большое количество новых слов из текстов, аудирования Дискуссии
Игры на развитие разговорной речи
Разыгрывание различных коммуникативных ситуаций
Тренировка произношения и интонации
Отработка новой лексики

На этой ступени вы сможете улавливать в бытовой коммуникации 50% сказанного и поддерживать разговор. Вы будете читать познавательные тексты и анекдоты. Вы будете осознавать 30-50% услышанного в фильмах на английском языке, а также научитесь вести переписку.
После того как дом построен, происходит его обустройство. Эта ступень рассчитана на людей, имеющих уровень грамматики и лексики, достаточный для применения английского языка. После прохождения этой ступени увеличится темп вашей речи. Она станет богаче, разнообразнее, выразительнее — произойдет переход от сознательной к бессознательной компетенции владения английским языком.
3-я ступень
Отделка дома



Практика речи
Лексика
Чтение

Грамматика

Косвенная речь
Согласование времен
Сослагательное наклонение
Инфинитив
Герундий
Сложное дополнение Научно-познавательные тексты и их обсуждение
Чтение и перевод технической литературы по специальности Общение на темы:
страноведение
трудоустройство
бизнес
деловая переписка
Фразовые глаголы
Большое количество новых слов из текстов, фильмов Дискуссии
Обсуждение прочитанного
Творческие проекты
Вы будете свободно общаться и вести дискуссии с носителями языка и людьми, говорящими на английском языке. Научитесь спонтанно излагать свои мысли. Сможете понимать английскую речь и фильмы на 50-100%. Вы научитесь читать неадаптированную литературу, сможете вести переписку, в том числе деловую.
Внимательно прочитайте более описание каждой ступени, для того чтобы максимально правильно выстроить свои собственные ожидания относительно продвижения в освоении английского языка, и соотнесите их со своими реальными жизненными целями и планами.
Если ранее вы изучали английский язык, то описание данных ступеней может служить для вас своего рода тестом: отметьте то, что вы хорошо знаете и на что вам следует обратить особое внимание. Мы уверены, что это поможет вам еще точнее сформулировать собственные цели обучения и поэтапно их реализовать.
Итак, прежде чем отправиться в путешествие, важно понять, куда мы хотим поехать, чего ожидаем о предстоящего тура, какие полезные вещи имеются, и только после этого следует собирать багаж. Так и в нашем обучении: сначала следует точно узнать то, что вы уже знаете! Поэтому мы предлагаем вам заполнить тест, который поможет определить примерный уровень владения грамматикой английского языка.
TestI. Выберите необходимый артикль:
1. Russian people like… tea.
a) a
b) the
c) –
2. … sun is shining brightly.
a) a
b) the
c) –
3. My mother is at … home.
a) the
b) a
c) –
4. Where is … book?
a) –
b) the
c) a
5. She bought a cake. … cake was tasty.
a) the
b) a
c) –
II. Выберите правильную форму глагола to be:
6. He ... at the theatre yesterday.
a) is
b) was
c) will be
7. There ... a lot of flowers in the vase.
a) was
b) are
c) is
8. My friend ... in Moscow now.
a) is
b) will be
c) are
9. They ... at the theater now.
a) am
b) is
c) are
10.... you a doctor?
a) is
b) are
c) am
11. I... a doctor when I grow up.
a) am
b) will be
c) was
III. Выберите правильную форму глагола:
12. We ... five days a week.
a) work
b) works
c) are working
13.I wanted to ask Tom for help, but saw that he ... at that moment.
a) slept
b) is sleeping
c) was sleeping
14. Look! Somebody ... the door.
a) knocks
b) is knocking
c) will knock
15. I... some flowers in the garden last Sunday.
a) plant
b) planted
c) will plant
16. You will enjoy this story when he ...
a) tells
b) will tell
c) tell
17. If the weather..., we will go for a walk.
a) is fine
b) will be fine
c) was fine
18. The sun ... in the East.
a) will rise
b) rises
c) is rising
IV. Выберите правильный модальный глагол:
19. He ... speak three foreign languages.
a) can
b) may
c) must
20. She ... be in his room.
a) must
b) is
c) has
21. Must I come tomorrow? - No, you ...
a) mustn't
b) can't
c) needn't
22. The meeting ... to begin at five o'clock. Don't be late.
a) is
b) must
c) has to
23. Shall I write a letter to him? - No, you ... not, it is not necessary.
a) can
b) must
c) need
24. You ... see this film. It is very interesting.
a) have to
b) need
c) should
V. Выберите правильный предлог:
25. I was looking ... the gloves everywhere but couldn't find them.
a) at
b) for
c) after
26. It depends ... you only.
a) to
b) on
c) in
27. I'm waiting ...you, Kate.
a) for
b) to
c) -
28. Listen ... the song. It's really beautiful.
a) for
b) to
c) at
29. Don't be afraid ... this dog.
a) with
b) of
c) at
30. When I entered the room, everybody looked ... me with surprises.
a) on
b) at
c) for
31. When my friend comes home late, his mother is always angry ... him.
a) with
b) at
c) for
VI. Вставьте вопросительное слово, подходящее по смыслу:
32. ... did you play football with yesterday?
a) where
b) when
c) who
33. They wondered ... to do next.
a) that
b) what
c) which
34. ... do you usually have breakfast?
a) who
b) what
c) when
VII. Вставьте вопросительное слово, подходящее по смыслу (Present Perfect Tense):
35. He ... ...his book yet.
a) didn't finish.
b) hasn't finished
36. ... you ever... to London?
a) have been
b) were been
37. She ... already ... her coffee.
a) has drunk
b) has drank
38. When ... Tom ... America?
a) did ... leave
b) has... left
c) had ... left
VIII. Выберите правильный ответ для употребления в активном или пассивном залоге (Passive Voice/Active Voice):
39. Mary ... caught the ball.
a) -
b) was
c) is
40. The dinner... cooked.
a) is
b)-
c) has
41. This bone ... given to my dog tomorrow.
a) was
b) is
c) will be
42. The window ... by Tom.
a) was broken
b) broke
c) broken
43. Margaret... the poem by heart.
a) learned
b) will be learned
c) was learned
IX. Выберите правильный ответ для употребления в сослагательном наклонении (Conditional Mood):
44. If I... you, I would go there.
a) was
b) were
c) am
45. I would be very glad if you ... to my place.
a) came
b) come
c) had come
46. If he ... me I would tell him a secret.
a) call
b) called
c) will call
47. If he did not live in St. Petersburg, we ... meet so often.
a) won't
b) wouldn't
c) didn't
48. If I had heard about it yesterday, I... pleased.
a) would have been
b) was
c) would
49. If I... a ticket yesterday, I would have gone to the theatre with you.
a) had
b) had had
c) have had
50. If you ... buy coffee we will drink tea.
a) didn't
b) won't
c) don't
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.*
Если вы набрали от 0 до 15 баллов, то предлагаем вам начатьс 1-й ступени обучения.
Если вы набрали от 16 до 30 баллов, то предлагаем вам начать с2-й ступени обучения.
Если вы набрали от 31 до 50 баллов, то предлагаем вам начать с3-й ступени обучения.
*Примечание: ответы приведены на с. 35
стратегии и полезные советыв изучении английского языка Метастратегия обучения английскому языкуКак можно точнее определите результат на определенный период времени: три месяца — полгода — год. Помните, что изучение языка — это постоянно качественно меняющийся процесс, который может сопровождать вас всю жизнь, существенно влияя на вас, и ваши возможности!
Прочитайте об основных различиях русского и английского языков.
Представьте себя носителем языка. Для этого можно отождествить себя с известным вам носителем языка в качестве модели. Как ведет себя этот человек? Что он делает? Каков его голос? Мимика? Имитируйте его поведение и речевые характеристики. Начните с имитации тех фраз, которые вы помните в конкретной ситуации.
Определите, в каком порядке вам легче и интереснее встроить основные стратегии освоения английского языка. Чаще всего полезно начать с коммуникативных навыков, затем перейти к прослушиванию аудиокассет и просмотру кинофильмов, после чего заняться чтением книг и письмом. Совсем не обязательно двигаться последовательно. Можно понемногу комбинировать все виды деятельности или на различных этапах менять их, двигаться параллельно, прислушиваясь к себе, — обучение должно доставлять удовольствие! Будьте разнообразными!
Комбинируйте разговорную практику в жизненных ситуациях с обучением. Помните, что обучаться полезно, сразу применяя знания в жизненной ситуации. Создайте множество контекстов для применения английского языка: разговоры с друзьями и знакомыми по телефону, посещение клуба английского языка, ежедневная переписка по Интернету, чтение специальной литературы для работы и т. д. Очень важно, чтобы это было актуально для вас и помогало реализовываться другим целям, например знакомству, научной деятельности, отдыху.
Создайте вокруг себя «мир английского», и пусть он окружает вас каждый день!
Найдите баланс между самостоятельным обучением и обучением под руководством опытного преподавателя. Ни одна из крайностей не приводит к быстрым и эффективным результатам.
Выдвигайте реалистичные задачи, умейте радоваться малейшим успехам и одновременно стремитесь к большему, пересматривайте достигнутое, уточняйте формулировку целей на различных этапах, будьте творческими, используйте множество вариантов достижения одной задачи.
Предлагаем вам советы, которые помогут быстрее овладеть иностранным языком:
Необходим положительный настрой, то есть начинать заниматься следует в позитивном состоянии.
Фокус внимания необходимо сместить с того, что не получается, на то, что получается лучше или хорошо.
Обязательно хвалите себя за все успехи.
Двигайтесь от простого к сложному. Начинайте заниматься с более простого, постепенно увеличивая сложность. Это позволит вам быстро идти к цели и всегда оставаться в позитивном настроении.
Заканчивайте занятия тогда, когда вам еще хотелось бы продолжить.
Для эффективного усвоения материала необходимы перерывы. Лучше заниматься несколько раз в день по 15 минут, чем один раз в день в течение нескольких часов.
Модель, хотя бы упрощенную, необходимо как можно быстрее попробовать «на вкус». Например, если вы решили научиться разговаривать по-английски, то, получив некоторые навыки, начинайте говорить. Если решили научиться понимать иностранную речь, то через некоторое время тренировки прослушайте простой текст или песню.
Стратегия развития «чувства языка»Чувство языка развивается по мере его освоения. И чем больше будут задействованы личностный опыт, интуиция, догадка, собственная активность человека, чем больше версий и проб, а также эффективных стратегий будет включено в процесс обучения, тем выше будет качество продвижения в освоении языка.
«Чувство языка» — это комплексная стратегия, в которой мышление неявно использует освоенные правила и закономерности для достижения практических результатов. Поэтому оно в значительной мере связано не с природными задатками человека, а с накоплением практического опыта активного использования языка.
Обратите внимание на следующие рекомендации:
Осваивая спеллинг, предугадывайте написание слов.
Осваивая правила словообразования, пробуйте создавать множество собственных слов.
Читая тексты, не торопитесь сказать, что вы чего-то не понимаете.
Сначала сфокусируйтесь на том, что вам известно и ясно. Например, вы можете определить время, ключевой глагол, его форму, части речи и т. д. Такой анализ не только интегрирует усвоенные знания и умения, но и помогает точнее понять смысл предложения.
Постоянно анализируйте пословицы и поговорки, их внутреннюю логику, сравнивая с подобными в родном языке.
При чтении текстов максимально используйте догадку и интуицию.
При переводе слов обращайте внимание, на что похоже их звучание, что они могут означать в контексте известной информации.
Стратегия запоминания английских словЗапоминайте распространенные фразы, так как потом можно перейти к значениям отдельных слов (укрупнение/разукрупнение лексических единиц).
Запомните слова, состоящие из нескольких слов.
Переходя к запоминанию отдельных слов, начните с запоминания глаголов, рисуйте мыслительные карты и таблицы, выделяя цветом различные закономерности.
Каждый день выписывайте из словаря 10-15 английских слов, которые интернациональны.
Запомните слова, которые вошли в нашу повседневную жизнь.
Создавайте личные ассоциации для запоминания отдельных слов.
Запоминайте слова в контексте. Выпишите слова, которые вы хотели бы запомнить. Придумайте предложение или словосочетание для каждого слова.
Читайте интересные тексты, книги. Как правило, многие новые слова повторяются и запоминаются непроизвольно. Посмотрите в словаре транскрипцию слова, которое вы хотели бы выучить, и обязательно его проговорите.
Используйте новое слово в различных ситуациях: при пересказе текста, практикуясь в английской речи с коллегами, друзьями, носителями языка.
Выпишите по одному слову на небольшие листочки бумаги и повесьте их в те места, куда часто обращается ваш взгляд. При чтении этих слов проговаривайте их, представляйте образ.
На начальном этапе изучения английского языка обогащайте свой активный запас часто употребляемыми словами. В дальнейшем отдавайте предпочтение тем словам, которые вы активно используете в русском языке.
Запрограммируйте свое сознание на то, что вы действительно быстро и легко запоминаете английские слова. Если вы пока не совсем уверены в этом, то играйте, будто это так и есть, — и вы быстро увидите результат!
Обратите внимание, какую лексику употребляют носители языка, то есть общайтесь с иностранцами, смотрите фильмы, слушайте радио. Язык — это очень гибкая и подвижная система, и то, что было актуальным 10 лет назад, может совсем не соответствовать сегодняшнему дню.
Стратегия работы со словаремНе секрет, что многие люди не любят пользоваться словарем из-за длительного поиска и усложнения процесса перевода текстов. Им общение со словарем кажется чем-то обременительным, в то время как почти все полиглоты в своем арсенале инструментов обязательно имеют множество различных форм взаимодействия со словарями.
Сделайте словарь своим первым другом!
Возьмите словарь и для ускорения процесса общения приведите его в вид телефонной книги, где каждую букву легко найти по внешней ячейке.
Положите словарь на видное место и открывайте его каждое утро.
Читайте несколько минут в день, запоминая простые слова или их написание.
Пользуйтесь словарем «English in other words», в котором каждое интересующее вас слово объясняется другими английскими словами. Это потрясающе развивает языковую интуицию и пополняет лексику!
Стратегия восприятия английской речи собеседника
(аудио- или видеозаписи)
Настройтесь зрительно на говорящего, отсекая в визуальном пространстве все лишнее, словно выстраивая «коридор» между собой и партнером.
Обращайте внимание на невербальную коммуникацию: мимику, жесты, движения и т. д.
Выхватывайте из разговора все знакомые речевые конструкции: слова, идиомы, известные вам фразы и т. д.
Сразу визуализируйте все воспринятое в отдельные «слайды».
Опускайте малознакомую или незнакомую информацию, избегайте процесса припоминания, так как на него расходуется дополнительное время.
Соединяйте отдельные «слайды» в общую картинку, добиваясь понимания и ясности.
Если ваш словарный запас очень мал, все равно пользуйтесь этой стратегией изначально. Вы сможете сразу встроить эффективную стратегию и приучить себя мгновенно выделять то, что знаете и понимаете!
Можно начать с проговаривания вслух тех слов/фраз, которые вы знаете, по мере просмотра кинофильма или прослушивания аудиозаписи.
Стратегия обучающего чтения статей и книгДля начала выберите интересную, простую и известную вам статью/ книгу для чтения.
Определите, какими темпами оптимально читать, в какой период времени и как долго.
Вспомните состояние, которое вы испытывали при прочтении самой захватывающей книги. Войдите в это состояние.
Читайте вслух, красиво артикулируя и получая удовольствие от того, что вы уже многое умеете.
Некоторые фразы перечитывайте несколько раз.
Выделяйте ключевые известные вам слова и фразы карандашом.
Связывайте ключевые слова, догадываясь о смысле всего текста.
Рассматривайте заголовки, картинки и ключевые слова несколько раз.
Начиная читать новую часть текста после перерыва, сначала просмотрите предыдущие ключевые слова и фразы. Произнесите их вслух, создавая свою версию в виде короткого рассказа.
Если незнакомые слова или речевые обороты встречаются в тексте очень часто, то выпишите их и воспользуйтесь словарем для перевода.
Отмечайте, как по прошествии времени развиваются ваша интуиция и словарный запас.
После того как прочитаете статью/книгу, прочитайте ее еще раз. Вы удивитесь той разнице, которую обнаружите.
Примечание
Начинайте читать адаптированные тексты, предварительно просмотрев основной словарный запас. Посоветуйтесь с преподавателем в вашем выборе. Читая художественные книги, настройтесь на то, что, скорее всего, вы будете продвигаться от «туманного восприятия к ясности» достаточно длительный промежуток времени. Некоторые книги следует читать 3-4 месяца, постоянно сохраняя интерес и не давая себе уставать.

Микростартегия орфографически-грамотного чтенияПо мере того как вы продвинетесь в чтении английских текстов, начните отдельно замечать те слова, написания которых вы не знаете, но часто употребляете. На несколько секунд остановитесь в чтении, чтобы представить образ слова, выделяя фрагмент, который требует орфографической зоркости для написания. Некоторые слова следует произнести по буквам.
Стратегия пересказа текстаПрочитайте текст.
Переведите то, что вам понятно.
Выделите в тексте 4-5 смысловых фрагментов.
В каждом из них подчеркните карандашом ключевые предложения.
Проанализируйте их грамматику и словарный состав. Воспользуйтесь словарем для дополнительного перевода.
Составьте свой упрощенный вариант текста.
Решите, какие новые слова и выражения вам нужно запомнить. Если необходимо, то воспользуйтесь словарем дополнительно.
Включите новые слова и выражения в рассказ.
Свяжите полученные предложения в текст и перескажите его по памяти несколько раз.
Сравните с оригиналом и, если необходимо, дополните свой рассказ красивыми и вводными фразами, чтобы он звучал, как спонтанная речь.
Пересказывайте в удобном для вас темпе. Если в тексте много незнакомых слов, которые вы хотите запомнить, то перескажите его несколько раз. Это поможет развить скорость вашей речи.

Стратегия развития разговорной речиДля того чтобы научиться разговорной речи, необходимо запомнить одно из самых важных правил, о котором многие почему-то забывают, — это практиковаться говорить.
Чем больше вы разговариваете по-английски, тем быстрее вы нарабатываете разговорные навыки. Многие считают, что если послушать аудио- кассету с английской речью в машине, то разговорные навыки улучшаются. Это так, но лишь отчасти. Как ни банально это звучит, но, чтобы научиться плавать, нужно плавать; чтобы научиться ходить, нужно ходить.
Одним из самых простых и эффективных способов является принцип «что вижу, о том пою». Если у вас начальный уровень, то можно вслух называть окружающие вас предметы либо проговаривать короткие предложения, например: I go. I eat. I drink. I water the plants. Таким образом, вы одновременно сможете осваивать структуру английского предложения: подлежащее +сказуемое в изучаемой временной форме.
Расскажите себе или кому-нибудь о том, чем вы занимались, занимаетесь или будете заниматься сегодня, через месяц, через год.
Полезно пересказывать фильмы, рассказы, различные истории. А можно одну и ту же сказку рассказать в трех временных формах.
Можно практиковать разговорную речь, проговаривая про себя различные фразы по дороге на работу или учебу. Эффект чуть меньше, но тоже хороший, так как при англоязычном внутриречевом проговаривании задействуется мелкая моторика.
Многие, наверное, знают примеры, в том числе из собственного опыта, что есть люди, которые очень хорошо говорят по-английски, но не понимают носителей языка, а есть такие, которые прекрасно понимают иностранную речь, но почти не говорят. Помните расхожее выражение: «Я как собака: все понимаю, а сказать ничего не могу»? Поэтому тренируйте каждый навык отдельно, постепенно интегрируя его с другими.
Стратегия ускорения спонтанной речиВыберите аудиокассету, где очень быстро говорят на английском языке, но при этом коммуникация остается достаточно понятной и используется сравнительно простая лексика. Например, можно использовать для этих целей записи Энтони Руббинса «Семь шагов чемпионов» (мотивационные спитчи). Удачными могут быть записи СМЫ, где большинство дикторов говорят с большой скоростью.
Прослушайте фрагмент аудиозаписи и отметьте ключевые слова, фразы, паттерны.
Попробуйте сказать на русском языке некоторые фразы в подобном ритме и со схожей мелодикой, паузами и т. д.
Включите запись снова и старайтесь с минимальной задержкой во времени произносить фразу за фразой, сокращая разрыв в отставании.
Упражняйтесь периодически в течение месяца.
В перерывах между тренировками применяйте полученные навыки в общении с коллегами и друзьями, в учебной группе — везде, где это будет уместно.
Стратегия развития письмаОчень часто люди в начале обучения ленятся и не любят писать. Это естественно, так как первоначальный смысл языка — в коммуникации, а лишь затем — в накоплении знаний.
У многих трудности письма связаны с тем, что они не помнят написания слов. Чтобы преодолеть первую трудность, полезно просто писать короткие письма каждый день своему знакомому на английском языке. Начало и конец писем, как правило, одинаковые, и, повторяя изо дня в день, вы их быстро освоите. Кроме того, в письмах много одинаковых фраз, поэтому вы будете вынуждены осваивать наиболее распространенную и повседневную лексику, а также простейшие правила грамматики. Уже через 2-3 месяца активной переписки вы увидите, как письмо станет для вас чем-то привычным и легким.
Чтобы справиться со второй трудностью, включите в компьютере проверку орфографии на английском языке. Пробуйте разные варианты написания слов, развивая интуицию и освоение простейших правил словообразования. В сложных случаях используйте электронный словарь, но никогда не копируйте слова, а пишите их, обращаясь к зрительной памяти.
Стратегия обучения грамматикеМногие грамматические конструкции следует выучить как языковые паттерны и использовать их в речи.
Находите связь грамматических конструкций с родным языком.
Старайтесь сами выводить формулу грамматических явлений, прежде чем ознакомитесь с ней по учебнику.
Совмещайте изучение грамматики с практикой разговорной речи. Таким образом, произвольное внимание будет направлено на коммуникацию, а непроизвольное — на тренировку грамматических форм.
Находите изученные грамматические элементы в контексте (тексты, фильмы, аудиоматериалы).
Для встраивания грамматики английского языка в обучении используйте систему упражнений, где задействованы три системы восприятия (особенно кинестетика всего тела, микро- и макромоторика). Полезно проделать упражнение на Линии времени при изучении временных форм глаголов.
Микростратегия развития английского произношенияМногие считают, что если они говорят неправильно и с акцентом, — не как носители языка, то и вовсе не стоит пытаться говорить. Хотя в таких странах, как США и Канада, значительную часть населения составляют эмигранты, многие из которых говорят на испанском английском, корейском английском, филиппинском английском и т. д.
Поэтому, безусловно, постановка английского произношения — важная задача коммуникации, но еще важнее — развитие способности свободно и бегло говорить. Желание разговаривать фонетически правильно может существенно замедлять навыки спонтанной речи. Кроме того, говоря о правильном произношении, стоит учитывать, что существует множество вариантов произношения в зависимости от того, какое наречие имеется в виду и о каком английском идет речь. Всем известно, что американский и британский варианты сильно отличаются друг от друга.
Вместе с тем существуют общие правила постановки отдельных звуков, которых нет в русском языке, например межзубные звуки и т. п. Нам представляется более важным в начале обучения сосредоточиться на общих характеристиках произношения: мелодике речи, произношении некоторых звуков, постановке артикуляционного аппарата в целом. Для этого мы предлагаем простую стратегию развития произношения, которая позволяет учесть множество параметров одновременно. Она построена на механизмах имитации, которые используют дети в освоении родного языка.
Найдите реального носителя языка в вашем окружении, который вам легкодоступен (модель), или просмотрите видеофильмы и выберите героя, который, с вашей точки зрения, правильно, понятно и красиво говорит. Обратите внимание на то, насколько подходят вам его тембр голоса и скорость речи. Внимательно послушайте и посмотрите особенности коммуникации модели.
Попробуйте поговорить с моделью и одновременно обратите внимание на то, какие мышцы у вас активизируются. Внимательно наблюдайте и подмечайте все возможные особенности коммуникации: «рисунок речи», мелодику, ритм, нозализацию (звуки, посылаемые через нос), тембр, артикуляцию, рисунок жестов, дыхание, состояние в целом.
Наблюдайте со стороны за коммуникацией и во время собственной имитации — за своим поведением и состоянием. Репетируйте, пока не добьетесь первых успешных результатов (примерная похожесть отдельных элементов).
Потренируйте имитацию замеченных вами особенностей по отдельности.
Потренируйтесь отдельно от модели. Для этого решите, какие несколько ключевых фраз модели вы для начала хотите научиться говорить правильно по памяти. Вспомните зрительно образ модели, услышьте, как фразы звучат у носителя языка. Соединитесь мысленно с этим образом, побудьте этим человеком несколько секунд. Чтобы хорошо вжиться в образ, подобно профессиональному актеру, начните вести себя, как этот человек: дышать, двигаться, жестикулировать и т. п.
После того как проделаете имитацию несколько раз, проверьте, насколько хорошо вы «вживаетесь» в образ.
Решите, какие несколько фраз вы хотели бы сказать сами, но используя особенности произношения и коммуникации модели. Скажите их во внутреннем диалоге.
Снова перенеситесь в образ модели и сконструируйте эти фразы. Для этого сначала услышьте, как бы их произносила модель, а затем действуйте.
Обратите внимание на то, как это у вас получается в сравнении с моделью. Если вам что-то не понравилось, вернитесь к предыдущим шагам.
Если у вас получилось достаточно хорошо, практикуйтесь в течение 3 недель.
Выберите еще одну модель: человека, который говорит быстрее. И практически повторите стратегию снова. Обычно последующее моделирование вызывает множество открытий и озарений, так как вы сравниваете целый ряд параметров. Какие-то из них повторяются независимо от модели, являясь универсальными, например постановка челюстей и напряжение мышц между скулами при открытом звуке «Э», в то время как другие индивидуальны и присущи только одному человеку.
Используйте множество известных упражнений для оттачивания базовых элементов произношения, например такие как стишок «Why do you cry, Willie?», для постановки звука «W».
Полезные советы по тренировке произношенияОбращайте особое внимание на тренировку тех звуков, которых нет в русском языке. Это позволит избежать непонимания вас другими людьми.
Тренируйте английские звуки по принципу «снежного кома». Например: w; w, v; w, v, h; w, v, h, th. Так как при произнесении английских и русских звуков задействованы разные группы мышц, то их тренировка должна происходить постепенно.
Используйте специальную речевую гимнастику.
Повторяйте фразы и предложения за носителями языка (фильмы, аудиокассеты). Постарайтесь произнести их как можно ближе к оригиналу. Также копируйте интонацию.
Не ставьте целью научиться произносить какой-либо звук с первого раза — для этого необходимо время.
Отводите специальное время для тренировки произношения.
Следите за тем, чтобы фокус внимания на звуки в начале фразы был таким же, как и в конце.
Ответы на типичные вопросы1. Зачем нужно учить грамматику английского языка?
Существует мнение, что чем больше слов знаешь, тем лучше владеешь языком. Многие начинающие и продолжающие учить язык делают па это большой упор, например, ставят себе целью выучить 1500-3000 слов. Все это хорошо, если есть навыки и умения, как эти слова связывать и получать логическое высказывание, иначе говоря, виртуозно ими жонглировать. Тем более мы знаем, что смысл высказывания в английском языке зависит еще и от порядка слов в предложении. Например:
Mary loves Tom.
Tom loves Mary. -
- Мэри любит Тома.
Том любит Мэри.
А если прочитать данные выражения, то знания только значений этих слов явно недостаточно:
I want you to come here.
She seems to know all about it.
He must be in his office now.
Mark can’t be in Africa now.
A good friend you turned out to be.
Shall I bring you some tea?
A meeting is to start at 11 o’clock. -
-
-
-
-
-
- Я хочу, чтобы ты пришла сюда.
Она, кажется, знает все об этом.
Он должен быть сейчас в своем офисе.
Не может быть, чтобы Марк сейчас был в Африке.
Ты оказался хорошим другом.
Тебе принести чашку чая?
Собрание должно начаться в одиннадцать часов.
Англичане постоянно используют данные грамматические конструкции при общении. Мы считаем, что изучение грамматики — это фундамент, на котором строится дом. Слова — это как отдельные кирпичики, грамматика — то, на чем они крепятся.
2. Зачем нужно стремиться к правильному произношению? Меня и так поймут
Во-первых, само по себе английское произношение, максимально приближенное к «оригинальному», говорит об уважении к культуре нации, максимальной подстройке к людям, для которых этот язык является родным, что помогает быстро наладить дружеское или деловое общение.
Во-вторых, в английском языке есть звуки, которых нет в русском языке, и если заменять их похожими, то есть большой шанс быть непонятыми. Например:
pen (ручка) - pan (кастрюля);
bed (кровать) - bad (плохой);
men (мужчины) - man (мужчина);
bet (пари) - bat (летучая мышь);
three (три) - free (свободный, бесплатный);
thin (тонкий) - fin (плавник);
vest (нательная сорочка, жилетка) - west (запад);
verse (стих) - worse (хуже).
В-третьих, произнесение английских слов с русской артикуляцией — само по себе очень трудоемкое занятие. Потребуется намного больше сил и энергии, чтобы говорить.
В-четвертых, английские звуки отличаются еще и долготой. То есть значение многих слов часто зависит от долготы произнесенного звука. Сравните:
ship (корабль) - sheep (овца);
live (жить) - leave (покидать);
this (этот) - these (эти);
buck (доллар) - bark (лаять);
hut (хижина) - heart (сердце).
3. Зачем нужно пересказывать тексты?
Устная речь состоит из диалогической и монологической речи. Одним из главных компонентов тренировки диалогической речи является использование языковых шаблонов (паттернов). Когда мы разговариваем с собеседником, то в общении, как правило, присутствует и рассказ, о каком-то событии, то есть монологическая речь. Для тренировки монологической речи очень полезны пересказы.
При пересказе текстов происходит следующее:
Вы тренируете грамматику.
Быстро запоминаете новую лексику, языковые шаблоны, грамматические конструкции.
Развивается языковое чутье. Вы не только запоминаете слова, но и учитесь чувствовать, в каком контексте в следующий раз сможете употребить то или иное слово или выражение.
Ваша речь становится богаче и разнообразнее.
Увеличивается скорость речи при общении с собеседником в реальной ситуации.
Улучшается произношение, так как при пересказе у вас есть возможность обращать внимание на тренировку звуков.
4. Зачем учиться говорить просто? Я хочу сразу научиться использовать в своей речи сложные предложения и грамматические конструкции
Изучающие английский язык стремятся не только говорить по-английски грамотно, но и разнообразить свою речь различными грамматическими оборотами, фразовыми глаголами, сложноподчиненными предложениями, различными языковыми паттернами. Это делает речь красивее, ярче, богаче, разнообразнее.
Только многие почему-то хотят начать изучение языка со сложных грамматических конструкций, не владея элементарными навыками устной речи, спонтанным построением простых повествовательных, отрицательных, вопросительных предложений.
Но обучение любому навыку происходит от простого к сложному. Давайте вспомним, как учатся говорить дети. Начиная с простых фраз и предложений, они уже свободно общаются на родном языке в возрасте 4-5 лет, постепенно накапливая словарный запас и увеличивая скорость речи. Поэтому мы советуем доводить до автоматизма простые навыки разговорной речи и грамматики, чтобы потом, опираясь на них, вы могли украшать вашу речь различными грамматическими и лексическими изысками.
Основные отличия русского и английского языковПрежде чем начать обучение английскому языку, важно в целом уяснить основные отличия моделей построения английского и родного языков. Будучи детьми, мы активно создаём свой жизненный опыт, модель того мира, который находится вокруг нас, и одновременно развиваем способы познания этого мира и взаимодействия с ним. Один из важнейших инструментов взаимодействия и познания мира – язык, который сам по себе является целостной моделью!
На определенном этапе собственного развития мы начинаем исходить больше из созданных нами моделей, нежели из внешней действительности. Поэтому при изучении другого языка (иностранного) начинается «борьба» созданной и создаваемых языковых структур! Чтобы избежать неоправданных «потерь», важно встраивать новую модель в постоянном соотношении (сравнении) с тем, что уже имеется и хорошо работает! Кроме того, многие закономерности создания имеющейся модели могут быть хорошо адаптированы для развития последующих.
Русский и английский языки относятся к индоевропейской семье языков. Русский язык – к восточнославянской ветви языков, английский язык – к германской. Поэтому основной ошибкой людей, изучающих иностранный язык, является попытка дословного перевода с одного языка на другой. Это приводит к неправильному построению предложений, а соответственно к искажению понимания речи собеседником. В связи с этим, прежде чем начинать изучать иностранный язык, мы рекомендуем в первую очередь ознакомится с основными отличиями иностранного языка от родного. Это поможет вам осознанно развивать свою языковую компетентность, формировать чувство языка, осваивать ключевые правила построения предложений и образования слов, создавая, таким образом, фундамент для дальнейшего возведения здания.
Итак, ниже мы приводим основные отличия русского и английского языков.
1. Русский язык – синтетический, то есть основную часть работы в предложении выполняют окончания, и у каждого слова есть своя форма. Английский язык – аналитически, где основная роль в предложении принадлежит глаголу (сказуемому). И смысл предложения будет зависеть от того, в какой форме вы употребите, который, в отличие от русского языка, показывает, как протекает действие.
Например:
ОбычноHe plays tennis. Он обычно играет в теннис.
СейчасHe is playing tennis. Он сейчас играет в теннис.
Какое-то времяHe has been playing tennis.Он уже какое-то время играет в теннис.
В русском языке для выражения той же самой мысли нужны еще уточняющие слова (обычно, сейчас, уже какое-то время).
2. В английском языке существует строгий порядок слов в предложении.
В начале мысли обозначается предмет, о котором идет речь, затем идет действие, потом указание на этот предмет (объект) и после этого следует обстоятельство как указание на условия происходящего действия.
Например:
The cat caught the mouse in the yard. - Во дворе кошка поймала мышку.
Так как окончаний в английском языке нет, то при изменении порядка слов в предложении его смысл изменится.
Сравните:
The mouse caught the cat in the yard. - Во дворе мышь поймала кота.
Иногда учителя просят переводить предложения с конца. Дело в том, что в русском языке предложения, как правило, начинаются с обстоятельства, то есть с описания обстановки.
3. Третье отличие заключается в том, что в английском языке в предложении обязательно присутствуют оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В русском же языке предложение может быть без сказуемого или без подлежащего.
Например:
Он актер.
В английском языке это предложение будет звучать так:
He is an actor.
Он есть актер.
Сегодня погода жаркая.
По-английски мы скажем:
The weather is hot today.
Погода есть жаркая сегодня.
Темнеет.
По-английски будет:
It is getting dark.
Это становится темнее.
Сказуемое в английском языке не может существовать без подлежащего, так как только с ним оно согласует свою форму.
4. Один и тот же смысл в русском и английском языках передается разной формой, то есть разными языковыми паттернами.
Если русские говорят: «Идет дождь», англичане скажут: «Дождит» (It rains).
Слышим по-русски: «Угощайтесь!» В английском языке эта фраза будет звучать так: «Помогите себе!» (Help yourself, please!)
В английском языке многие высказывания включают глагол to have:
to have breakfast - завтракать;
to have a break - пойти на перерыв;
to have smb’s hair cut - подстричься;
to have a walk - пройтись, прогуляться.
5. В английском языке одна часть речи может перейти в другую без изменения формы. Англичане говорят, что любое существительное можно трансформировать в глагол, например:
wave (волна) – to wave (помахать рукой);
shake (коктейль) – to shake (встряхивать);
pocket (карман) – to pocket (положить что-то в карман);
arm (оружие) – to arm (вооружаться).
Если в русском языке мы извлечем слово из контекста, то легко определим, к какой части речи оно относится. В английском же языке, из-за отсутствия окончаний, мы не всегда сможем это сделать.
6. Одним из важных отличий является то, что в русском языке эмоциональное состояние передается в основном при помощи интонации. В английском языке главная роль принадлежит глаголу, поэтому и эмоциональная окрашенность передается при помощи глагольной формы группы Perfect
Сравните: I found the dog. - Я нашел собаку. (Простое описание факта.)
I have found the dog. - Я нашел собаку! (Человек рад свершившемуся событию.)
I am waiting for you. - Я жду тебя.
I have been waiting for you. - Я жду тебя уже какой-то промежуток времени. (Предложение эмоционально окрашено. Говорящий хочет обратить внимание собеседника на факт ожидания).
О некоторых событиях англичане всегда будут говорить, употребляя перфектное время, например, если они хотят сообщить о том, что посетили какой-то город или страну:
I have been to Paris. - Я был в Париже!
She has been to Scotland. - Она была в Шотландии.
В данном случае грамматическая форма подчеркивает отношение к поездке как к событию, а не как к второстепенному факту.
Если кто-нибудь скажет об этом, употребляя простое прошедшее время (I was in Paris), то это может быть истолковано как неуважение к собеседнику из этого города или страны.
В заключение хочется отметить следующее:
Есть несколько способов накормить голодного рыбой: дать ему рыбу (и помочь этим всего один раз) и научить его ловить её (тем самым, накормив его на всю жизнь). Угадайте, какой из этих способов эффективнее?
Мы рады нашему знакомству и желаем вам новых открытий, увлекательного путешествия в мир английского языка,качественных и быстрых результатов!

Keys to the test on page 11:
1. с 6. b11. b16. a21. c 26. b 31. a36. a41. c 46. b
2. b 7. b 12. a17. a22. a27. a32. c 37. a42. a47. b
3. c 8. a13. c 18. b 23. c 28. b 33. b 38. a43. a48. a4. b 9. c 14. b 19. a24. c 29. b 34. c 39. a44. b 49. b
5. a10. b 15. b 20. a25. b 30. b 35. b 40. a45. a50. c