«Создание средств наглядно-педагогической информации для родителей. Повышение эффективности взаимодействия ясли/сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка дошкольника».


Круглый стол
«Создание средств наглядно-педагогической информации для родителей. Повышение эффективности взаимодействия ясли/сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка дошкольника».
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3—4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.
В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, директору детского сада, а позже записать в специальную тетрадь.
Традиционные средства наглядно - педагогической информации — разнообразные стенды, уголки краткой информации.
В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей), где помещаются, во-первых материал информационного характера, режим для группы, правила для родителей, объявления различного характера. Во-вторых, педагогический раздел стенда, который является основным, призван систематически с помощью разных видов наглядности знакомить родителей с воспитательной работой, проводимой с детьми разного возраста.
Формой и ценным средством наглядной пропаганды являются тематические выставки, цель которых дополнить словесную информацию для родителей: рисунками, фотографиями, натурными предметами. Тематические выставки создаются как для родителей, так и для всего детского сада. Они могут быть организованы как одна из форм подготовки к общему или групповому родительскому собранию, а также к итоговой родительской конференции.
Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитателю помогают папки-передвижки. В практике работы дошкольных учреждений используются разные формы подбора материала для папок и различную тематику. Папки-передвижки даются во временное пользование отдельным семьям на одну– две недели, особенно если у ребенка не сформировано, то или иное качество личности.
Существуют требования к оформлению уголка для родителей:
• Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.
• При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
• Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи "от руки", но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части — текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.
• Следует создать резерв для обмена информацией между группами.
Разделы
1. Родительский уголок содержит планшет о возрастных особенностях детей вашей группы. В течение года материал обновляется, включая по очереди требования по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания и тд. (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года и т.д.).
2. "Наша жизнь день за днем". Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например, "Сегодня Сережа спросил: почему сахар сладкий?"), текста песенки, выученной на занятии или прогулке, названия прослушанного музыкального произведения, книги, прочитанной детям и т.д. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: "Мама, выучи со мной скороговорку: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку"; "Папа, загадай мне загадку: "Не лает, не кусается, а в дом не пускает?" и т.д.
3. "Наши родители советуют" (название произвольное). В этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (давайте, сводим детей на экскурсию по городу), поделиться опытом (например, профилактика простуды: советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей, от которых они их услышали), информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно, кулинарным рецептом) и т.д. Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает родительское собрание.
4. "Права детей". Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
5. Режим возрастной группы. Он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например:
Прогулка: если целевая, то на какое число она запланирована, предварительная работа, задание для родителей. После проведения прогулки — впечатления детей, возможен фотомонтаж, "репортаж с прогулки", рисунки детей и комментарии к ним и т.д.
Длительная ролевая игра: когда началась, роли, атрибуты, задание по поделкам. Например, играем в больницу — нужны халаты, бинты, марлевые повязки, "бутылки с лекарствами", коробки из-под таблеток и т.д.; играем в магазин — атрибуты для магазина. Если сюжет сказочный — задание меняется по сюжету игры, даются рекомендации: что прочитать детям, какие атрибуты нужны для игры.
Таким образом, вы не просто говорите или просите родителей пополнить ваш игровой запас, а показываете, где и как он будет использован детьми.
Зарядка: расписать отдельные комплексы (можно профилактический, закаливающий и т.д.). Готовит инструктор по физкультуре.
Музыкальное занятие (готовит музыкальный руководитель) — репертуар занятия, какие произведения слушали. Можно предложить аудиозапись для прослушивания произведения в условиях дома с аннотацией музыкальных произведений (запись у воспитателя).
Раз в месяц нужно планировать индивидуальную работу с родителями по подготовке к ОУД (организованной учебной деятельности). Вы планируете тему о космонавтике. У каждого ребенка, даже во второй младшей группе, есть свои представления о многих вещах. Сделайте запись в "модели трех вопросов" (Свирская Л. Менеджеры и клиенты // Детский сад. Управление. 2001 № 21. С.5.).
Например:12 апреля в группе будет проходить ОУД - "День космонавтики".
Что мы знаем?Ира Максимова Космос, это куда летают космонавты.
Что мы хотим узнать?Как корабли летают вокруг Земли.
Что можно сделать, чтобы узнать?Обратиться к папе.
6. Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга, принести краски и т.д. (если есть об этом решение родительского собрания, на которое нужно обязательно сделать ссылку). Как правило, содержит только официальную информацию, которая вывешена в строго отведенном месте. Но можно в качестве поощрения спонсорства предоставить место для объявлений активным и инициативным родителям. По договору с ними на доске объявлений размещается рекламная информация, где речь идет о спонсировании детских спектаклей, об услугах фотографа, о детских товарах. Это с одной стороны. С другой - есть возможность: а) на красочном стенде выразить благодарность от имени администрации тем родителям, кто оказывает помощь в благоустройстве участка, помещений групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, кто занимается с детьми, участвует во многих мероприятиях; б) предоставить родителям возможность благодарить тех, кто помогает приобретать игрушки, расчищать участок от снега, заклеивать окна на зиму, кто принимает участие в подготовке к утреннику и т.д.; в) завести постепенно обновляемую рубрику, извещающую родителей об успехах их детей.
7. Меню. Меню также можно использовать для индивидуальной работы с родителями. Например, завтрак: "Любимая каша" (Маши К., Даши С., Степы А.) — манная. Или обед: плов (в советах родителей помещаются оригинальные рецепты плова).
8. Советы врача. Обычно родителям предоставляют сведения о росте и весе ребенка, необходимой диете, режиме дня, сведения же по профилактике тех или иных заболеваний они получают от медсестры или врача. В инновационном плане сами родители могут предлагать материалы, на их взгляд наиболее актуальные, для профилактики простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказывать свое мнение о прививках, о работе персонала в той или иной поликлинике.
9. Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты, как логопед, преподаватель иностранного языка, хореограф и т.д., должен быть раздел, где помещена информация об этих занятиях.
10. Психолог, социальный педагог, медицинский работник готовят материалы для папок-передвижек или, если это необходимо (например, реализуется программа "Здоровье", много детей из социально неблагополучных семей или другие причины), имеют постоянную рубрику в уголке для родителей. Раз в квартал возможен выпуск специального журнала для родителей по актуальной теме, например профилактике наркомании. Эти журналы даются во временное пользование отдельным семьям на одну-две недели. После изучения родителями материала воспитатель проводит с ними беседу по данному вопросу.
В плане компетентностного подхода можно дополнить стенды настольной тематической информацией, составленной по запросам и заявкам родителей. А уголки, которые обычно размещают в коридорах, у входа в детский сад, в раздевалке или в пролете между переходами, - заменить стендами в свободном доступе для родителей, чтобы они могли размещать там наиболее интересные, с их точки зрения, высказывания классиков по темам воспитания или предложения по обмену книгами. Не помешает размещенный здесь же планшет, где подобраны детские рисунки по книгам, которые им читают дома. Активизирующим элементом может стать и комплектация библиотеки по инициативе родителей (в том числе и виртуальная), и аннотации, подготовленные ими же (в том числе и на сайте детского сада).
Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов.
Теме занятия, программному содержанию отводится место в специальном кармашке, а детские работы, окантованные в рамки, вывешиваются на стенд. Усилить воздействие возможно, если в приемной будет предусмотрено место для домашнего творчества детей, в том числе совместного со взрослыми. Стенд оформляется силами родителей, которые презентуют творчество своих детей. За педагогом остается комментирующий материл, например запись такого содержания: «Данные работы выполнены в технике коллажа, оригами, карвинга». Что еще мы можем предложить нового в плане компетентностного подхода? Улучшить оформление плаката «Звезда недели». Обычно плакат вывешивают в групповом помещении на самом видном месте. Его цель - формирование положительной Я-концепции, развитие самооценки, самосознания. Как правило, плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Как известно, звездой недели периодически становится каждый воспитанник.Как можно углубить содержание плаката? Также с помощью родителей: рассказом о ребенке не банальными фразами, а с учетом его интересов, даже если эти интересы отличаются от их мнения и вкусов.
Целью следующей формы наглядной пропаганды — тематических выставок — является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.
Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок.
Еще одним предложением для родителей могут стать плакаты: «Коллаж интересов», «Все обо мне», «Мой плакат». Это своего рода домашние задания и для родителей, и для детей, для выполнения которых необходим лист ватмана, фото ребенка, членов его семьи и друзей, рассказ об увлечениях. Инициатива идет от самих родителей. Тем самым существенно повысится роль семьи в образовательном процессе в ДОУ, а также компетентность родителей.
Наряду с традиционными формами существуют современные работы с семьей.
Письменные формы общения:
Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и периодическую печать, обобщив и систематизировав полученные сведения, мы пришли к выводу, что наглядные формы взаимодействия ДОУ с семьей будут наиболее эффективными, т.к. в связи с быстрым ритмом современной жизни у родителей практически не хватает времени на прочтение книг, для непосредственных бесед с воспитателями, посещения лекций.
Поэтому, оформляя различные плакаты, стенды, книжки-раскладушки с различными систематизированными и выбранными советами, не займут личного времени у родителей и позволят помнить всю необходимую информацию. Наглядная информация ставит задачу целенаправленного и систематического применения материалов в целях ознакомления родителей с разными направлениями воспитания. Это может способствовать успешному достижению поставленной цели.