Проект Организация системы педагогической поддержки обучающегося в образовательном учреждении


МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»
Проект
«Организация системы педагогической поддержки
обучающегося в образовательном учреждении»
разработала
учитель русского языка и литературы
высшей категории
О.И.МеденниковаПолазна, 2015
Постановка проблемы:
В современных социально-экономических условиях, характеризующихся высоким динамизмом, напряженностью, противоречиями, вся педагогическая, а особенно воспитательная деятельность должна быть организована как исследовательский процесс. Поэтому я разработала проект «Организация системы педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении».
Цель проекта:
Создать и апробировать организационно-содержательную модель педагогической поддержки ребенка в общеобразовательной школе для формирования активной, творческой, разносторонне развитой, нравственной, коммуникабельной личности, способной к самоопределению и самоанализу своих поступков.
Задачи:
Разработать методические рекомендации по проведению уроков самопознания с учащимися.
Разработать методические рекомендации по работе с родителями.
Разработать систему диагностики учащихся.
Управленческой задачей проекта является создание таких условий для учителей и школьников, чтобы обозначенная цель была достигнута.
Объект исследования:
Образовательный процесс в классе.
Предмет исследования:
Создание условий для реализации педагогической поддержки ребенка.
Сроки реализации:
2012-2015гг.
Гипотеза:
Если создать организационные и мотивационные условия для педагогической поддержки ребенка в 5-8 классах, то повысится качество образования, более полно осуществится идея сотрудничества учителей, родителей и учащихся, основанная на общении и взаимопонимании, что приведет:
К ликвидации отсева учащихся (за исключением особых случаев);
К повышению результатов учебной деятельности учащихся;
К повышению уровня воспитанности учащихся;
К самоопределению учащихся и осознанному выбору профиля.
Организация мониторинга
Для проверки результативности проекта мною были определены следующие критерии:
Повышение уровня познавательной активности и мотивации к обучению (до 80%)
Снижение числа пропущенных уроков (без уважительной причины)
(до 5 %)
Повышение уровня коммуникабельности (до 80%)
Повышение уровня досуговой занятости детей (до 70%)
Рост активности родителей в жизни класса (до 60%).
Методы исследования
Изучение литературы, работ ученых, передового педагогического опыта
Педагогическое наблюдение
Срезы знаний
Анкетирование учащихся
Сравнение независимых характеристик
Собеседования
Проведение проектных, рефлексивных и экспертных семинаров
Анализ динамики успеваемости, здоровья и развития учащихся
Программа исследования – это совокупность методов, приемов исследования, с указанием сроков их выполнения и ответственных.
Результаты
Критерий №1:
«Повышение уровня познавательной активности и мотивации к обучению» (диагностика адаптации по методике Филипса)
Общая тревожность Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха
Страх самовыражения

Психологический фон снизился, что
позволяет ребенку достигать высоких результатов в учебе
Страх ситуации проверки знаний К концу года процент детей, которые не боятся выступать перед классом увеличился на 6 %
Страх не соответствовать желаниям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Вывод:
По итогам исследования к концу года число детей, у которых общее эмоциональное состояние пришло в норму выросло на 21%;
Синдром переживания социального стресса уменьшился на 5%; неблагоприятный психологический фон снизился на 24%;
С детьми «группы риска» психолог разработал индивидуальную программу поддержки; к концу года процент детей, которые не боятся выступать на публике увеличилось на 6%;
Снизилось эмоциональное переживание ситуаций, связанное с необходимостью самораскрытия на 5%;
На 10% повысилось количество детей, у которых снизилось негативное отношение к ситуации проверки знаний;
На 18% увеличилось количество детей, у которых снизилась тревога по поводу оценок, даваемых сверстниками и педагогами, с которыми общается ребёнок в школе;
На 21% увеличилось количество детей, которые могут справляться с переживаниями, связанными с учёбой;
На 25% увеличилось количество детей, у которых наладились отношения с учителями.
Критерий №1: «Повышение познавательной активности и мотивации к обучению» Диагностика познавательной активности на основе опросника Ч.Д.Спилберга
Начало года Конец года

Вывод: познавательная активность к концу года выросла: в 5 классе на 30%, в 6 классе на 28%, в 8 классе на 36%.
Критерий №1:
«Повышение познавательнойактивности и мотивации к обучению»
Диагностика учебной мотивации (по методике Лускановой)
Начало года Конец года

Вывод: учебная мотивация выросла к концу года: в 5 классе на 6%, 6 классе на 42%, в 8 классе на 4%.
Критерий №1: «Повышение познавательной активности и мотивации к обучению» Качество знаний в моих классах в сравнении с другими классами
5 классы


Экспериментальный класс
Контрольный (обычный) класс
6 классы

8 классы

Вывод: качество знаний в 5-м классе остаётся стабильным, в 6 классе выросло на 5%, в 8 классе выросло на 3%.
Критерий №2: «Снижение числа пропущенных уроков» (без уважительной причины)
5 классы (3,8 % - 245 уроков)

6 классы (4% - 207 уроков)

8 классы (4% - 226 уроков)

Критерий №3:
«Повышение уровня коммуникабельности»
(по методике Жиля)
5 «А» класс
Социовалентность детей

Статусная структура группы

Взаимность

6 «Б» класс
Социовалентность детей

Статусная структура группы

Взаимность

8 «Б» класс
Социовалентность детей

Статусная структура группы

Взаимность

Вывод: На конец учебного года количество пропущенных уроков в среднем уменьшилось на 4%; уровень коммуникабельности в 5 и 8 классе повысился на 20%, в 6 классе на 6%.
Критерий №4: «Повышение уровня досуговой занятости детей»
5 «Б» класс 6 «Б» класс

8 «Б» класс

Вывод: во II полугодии наблюдается рост активности детей.
Критерий №5:
«Рост активности родителей в жизни класса»
5 «Б» класс 6 «Б» класс

8 «Б» класс

Вывод: родители активно вовлечены в учебно-образовательный процесс.
Таким образом, в ходе реализации проекта по всем критериям достигнуты оценки ожидаемых результатов:
уровень познавательной активности увеличился на 30%
уровень коммуникабельности – на 20%
снижение числа пропущенных уроков – до 4%
уровень досуговой занятости – на 6%
рост активности родителей в жизни класса – на 28%.
Дети стали меняться, ответственнее относиться к учёбе, изменились отношения с одноклассниками в лучшую сторону, обнаружились новые таланты.
Система работы, в основе которой педагогические условия поддержки ребенка в проблемной ситуации, положительно влияет на качество обученности, на рост интеллектуально-познавательных способностей детей, на самооценку учащихся, что говорит о более гармоничном развитии личности. Опыт работы представлен на страницах районных и областных газет. Разработаны дидактические и методические материалы: рекомендации для родителей, часы «самопознания и самоопределения учащихся», методические разработки проведения родительских собраний, лекториев, мастерская «педагогическая технология игровых методик в подготовке классного часа», советы для взрослых, памятки для родителей и учащихся.
Особое значение на развитие мотивационной сферы учащихся оказывает внеклассная работа по предмету. Опыт показывает, что довольно часто неуверенные и неуспешные учащиеся в классном коллективе, по-особому раскрываются во внеурочной деятельности, которая менее регламентирована и более интересна для детей. Некоторые из них, почувствовав успешность, повышают результативность и в учебном процессе. Результатом деятельности является участие детей в конкурсах разного уровня, ежемесячное издание газеты «Свеча», публикации в СМИ и выступления по школьному радио «Рекорд».
С введением ЕГЭ большое внимание уделяю на развитие умения работать с тестами, которые можно использовать на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний. В работе использую готовые тесты и составленные мною и учащимися в среде Microsoft Word, Microsoft Excel. Вывод: высокие результаты ЕГЭ (средний балл 59-61).
Реализации целей и задач моей педагогической деятельности, получению продуктивных результатов способствовали: используемые современные технологии и интерактивные методы оценивания учебных достижений учащихся.
Наглядные пособия, раздаточные и контрольно – измерительные
материалы, лучшие работы учащихся, методические комплексы
систематизированы и хранятся в папках – накопителях с цветовыми сигналами по программным разделам.
Главный результат моей педагогической деятельности – включение учащихся в разнообразные виды творческой деятельности, развивающей организационные, рефлексивные и коммуникативные способности. Учащиеся учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а главное самостоятельно достигать намеченного результата, вступая в различные коммуникации. Выпускники школы успешны в жизни и готовы решать любые жизненные проблемы.