Урок по литературному чтению по теме: В реальном мире волшебной сказке Э. Гофмана Щелкунчик и мышиный король.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 имени Адмирала Ушакова муниципального образования город-курорт Геленджик
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПО ТЕМЕ:
«В реальном мире волшебной сказки
Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
4 класс
Составила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 имени Адмирала Ушакова
Петрова Надежда Валентиновна.
2016 г.
Автор: Петрова Надежда Валентиновна.
Место работы: МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова г.Геленджика.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4.
Вид ресурса: разработка учебного занятия.
Название темы:
«В реальном мире волшебной сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
В работе используются «Рабочие программы. Литературное чтение 1-4 классы». Предметная линия Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина - М.: Просвещение, 2014 г.
В работе используется «Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1; Автор: Чуракова Н. А. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. Словарь «настроений», Словарь «характеров», П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов» - аудиозапись, Презентация в режиме Роwer – point.
Цель деятельности учителя:
Обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощения волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик»
Подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано;
Закрепить представление о сказке как о сокровищнице мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки;
Пробудить интерес к созданию собственной сказки.
Тип урока: интегрированный урок получения новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
предметные развитие исследовательских умений и навыков анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали; выразительное интонационное чтение; умение анализировать язык музыкального произведения
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить речевые ошибки, недочёты, исправлять их.
Личностные: осознание эстетической ценности литературы; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию, заинтересованность в изучении произведений мировой литературы и музыкальной культуры; воспитания чувства доброты, чуткого отношения к окружающим людям.Интеграция образовательных областей «литературное чтение», «искусство (музыка)».
Цель:
Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощения волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик»
Подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано;
Закрепить представление о сказке как о сокровищнице мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки;
Пробудить интерес к созданию собственной сказки.
Задачи:
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с главными героями повести - сказки, отметить черты их характеров; выявить особенности жанра волшебной сказки в этом произведении для создания автором образа предчувствия чуда
2. Развивать у учащихся:
• исследовательские умения и навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;
• выразительное интонационное чтение;
• умение анализировать язык музыкального произведения;
• чистое вокальное интонирование;
эмоциональность исполнительства;
культуру общения;
формировать творческую активность школьников;
3.Воспитывать
потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
заинтересованность в изучении произведений мировой литературы и музыкальной культуры; чувства доброты, чуткого отношения к окружающим людям.
фантазию, воображение.
Материал к уроку:
1. Э.Т. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король.
2. Учебник для 4класса « Литературное чтение». Автор: Чуракова Н. А.
3. Словарь «настроений».
4. Словарь «характеров».
5. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов» - аудиозапись.
6. Презентация в режиме Роwer – point.
7. Г. Гладков. Новогодний спор Маши и Вити.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Оргмомент.
Подготовка к восприятию
- Прочитайте название четвертой главы. («Реальный и волшебный миры в авторской сказке».)
- Что нового появится в этой теме? (Литературные авторские сказки.)
- Совершенно верно. Сказки имеют автора, а значит, несут на себе печать его личности.
- Подумайте, где писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь.) (Слайд 2.) На слайде эпиграф: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!» (Г.-Х. Андерсен)
- Как сказал Г.-Х. Андерсен: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!».
- К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям.)
- Чему учат сказки? (Не мириться со злом, а стремиться наказать его, торжествовать должно только добро.)
Прочитайте название сказки. («Щелкунчик и Мышиный Король».)(Слайд 3.)
- В этот волшебный мир поведет вас замечательный сказочник - Эрнст Теодор Амадей Гофман. (Слайд 4.)
Об авторе
Э. Гофман родился в семье немецкого королевского адвоката, однако воспитывался в доме бабушки под влиянием своего дяди юриста, человека умного и талантливого, но склонного к фантастике и мистике. Гофман рано показал замечательные способности к музыке и рисованию. Но под влиянием дяди выбрал себе профессию юриста, но всю последующую жизнь пытался вырваться из юриспруденции и зарабатывать искусством. Гофман пишет бесподобные фантастические повести и сказки. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом.
С одним из прекраснейших произведений мы сегодня поработаем.
Жанр Волшебной сказки
Ребята к какому литературному жанру относится это произведение? (Волшебная сказка).
Вспомните особенности жанра волшебной сказки.
Мир волшебной сказки делится на свой и чужойВ волшебной сказке есть чудесные превращения
У главных героев есть волшебные помощники
Магические числа
Трудные испытания для главных героев
Победа добра над злом
Работа по новой теме урока
Откройте учебник стр. 86
Прочитайте название I части «Ёлка» (Слайд 5)
Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
- Чтение учителем отрывка из 1 главы «Ёлка»
Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. Фриц таинственным шепотом сообщил сестренке (ей только что минуло семь лет), что с самого утра в запертых комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько постукивали. Совсем стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Светлый луч скользнул по стене, тут дети поняли, что младенец Христос отлетел на сияющих облаках к другим счастливым детям. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: "Динь-динь-динь-динь!" Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском, что дети с громким криком: "Ax, ax!" - замерли на пороге.
Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу.
Когда и где происходит действие сказки? (Сочельник) (Слайд 6.)
Напомните мне, пожалуйста, о чём мы с вами говорим с начала учебного года? (о неразрывной связи музыки и литературы).
• Помогла ли вам музыка в восприятии услышанного текста?
• Какое настроение музыки?
• Какое впечатление произвела на вас услышанная музыка?
(волшебное, сказочное)Продолжим чтение I части.
С какими героями мы познакомились в I части? (Мари – девочка 7 лет, ее брат Фриц, крестный Дроссельмейер) (Слайд 7.)
Это сказочные герои или реальные? (Реальные)
И события, с которых начинается сказка, тоже реальные.
Но среди этих героев есть один, который привлекает наше внимание. Кто это? (Дроссельмейер)
Найдите описание его портрета. Перечитайте, привлекателен ли этот портрет?
Почему же Дроссельмейера так любят и ценят взрослые и дети? (У него добрая душа, он любит приносить радость людям, умеет творить чудеса – необычный мастер)
После прочтения 1 части появилось ли у вас предчувствие чуда?
Почему? (Нарядная елка, ожидание детей в темной спальне, сочельник)
В ночь перед Рождеством всегда происходят чудеса.
Прочитаем 2-ю часть сказки.
Как она называется? «Подарки» (Слайд 8.)
Какие чувства вызывали у детей подарки? (Радость, восторг)
Чей подарок дети ждали с особым интересом? (Крестного Дроссельмейра)
Вызвал ли этот подарок у детей такие же чувства? (Сначала да, детям очень понравился искусно сделанный замок, но потом…)
Найдите в тексте диалог между Фрицем м крестным. Прочитаем его по ролям: автор, Дроссельмейр, Фриц.
Какое слово не раз повторяется в этом отрывке? (Нельзя)
Почему же у детей так быстро пропал интерес к подарку крестного, который они так ждали?
(Потому что играть с ним нельзя, это всего лишь механизм)
3.Чтение третьей части сказки «Любимец» (цепочкой) (Слайд 9)
Лексическая работа
Доломан – короткий кафтан, часть форменной одежды гусар.
Позумент – серебряная или золотая тесьма на одежде.
Щёголь – мужчина, нарядно, изыскано одетый.
Какая игрушка больше всех заинтересовала Мари?
Найдите описание Щелкунчика, прочитайте
Внешне Щелкунчик непривлекателен и даже уродлив. Что же заставило Мари полюбить эту игрушку с первого взгляда? (Она заметила, что этот человечек обладает лицом, которое светилось добродушием, глазами которые смотрели приветливо и доброжелательно, скромностью, ласковой улыбкой и хорошим вкусом)
Как характеризует Мари, что она всем игрушкам предпочла Щелкунчика? (Мари тонко чувствующий человек. Она умеет обнаруживать истинную, душевную красоту)Что еще заметила девочка вглядываясь в Щелкунчика? (Сходство с крестным Дроссельмейром)
Почему автор показывает своего героя после прекрасных подарков? (Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков, сказочник хочет посмотреть добрые ли сердца у детей, смогут ли они полюбить маленького уродца, ведь крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце)
Как автору повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король» Гофману удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда? (Уже в начале есть загадка и тайна: действие происходит под Рождество, а, как известно, именно в это время случаются чудеса, Мари воспринимает Щелкунчика как живого, Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.) (Слайд 10.)
- Сейчас проведём тест на внимание.
- Необходимо выбрать правильный ответ:
1. Как называется произведение?
а) «Щелкунчик»
б) «Мышиный король и Щелкунчик»
в) «Щелкунчик и Мышиный король»
2. Сколько лет было Мари?
а) 8
б) 6
в) 7
3. Парик крёстного был сделан:
а) из шерсти
б) из стекла
в) из ткани
4. Марципан – это
а) конфета
б) пирог
в) баранка
5. Что подарил детям крёстный?
а) крепость
б) сад
в) замок
            Проверка по ключу: 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в   (Слайд11.)
Характеры главных героев.
Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику?
А Фриц?
Расскажите, что случилось с Щелкунчиком, когда Фриц начал колоть орехи?
Как характеризует Фрица его поступок? (Фриц грубый, жестокий мальчик)
Работа в группах.
Назовите главных героев сказки с которыми мы познакомились? (Мари, Фриц, Дроссельмейр, Щелкунчик)
Создайте словестный портрет каждого героя по группам.
Чтение полученных портретов.
Итог урока.
• Захотелось ли Вам прочитать всю сказку?
• С какими произведениями мы начали знакомство сегодня на уроке?
• Что объединяет музыкальное произведение П.И.Чайковского и сказку Гофмана? (настроение, предчувствие чудес, волшебства)
Героев круг очерчен нами
А что же ждет их, знаешь ты?
Вперед, вперед за чудесами
Зовут нас книжные листы…
Дом.задание: Читать 1 – 4 главы стр. 86 – 103. Нарисовать портреты героев. Слайд 12