Внеклассное чтение по сказке Гофмана Щелкунчик и мышиный король


Урок внеклассного чтения по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Цель. 1. Знакомство со сказкой немецкого писателя Э. Гофмана и балетом П. И. Чайковского.
2. Развитие умения воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве.
3. Воспитание доброты и милосердия.
Оборудование.
Портреты писателя и композитора.
Фильм-балет на музыку П. И. Чайковского.
Рисунки учащихся.
Методические советы.
Окна в классе занавесить тёмными шторами, поставить небольшую ёлочку, зажечь свечи – всё это будет способствовать особо эмоциональной атмосфере урока.
Дать учащимся опережающие задания – доказать, что страна, где побывали Мари и Щелкунчик, была действительно волшебной. Это могут быть сочинения-миниатюры, рисунки, стихи.
За удачные ответы в викторине феи Дроже учащиеся могут быть награждены сладкими призами. Роль феи Дроже может исполнить старшеклассница.
Ход урока.
Слово учителя.
- Фея Дроже сегодня приглашает нас в один из уголков волшебного царства литературы. Нам предстоит открыть для себя чудо – замечательную сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Совершить путешествие в волшебный мир сказки помогает музыка П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик». Она удивительно точно передаёт ожидание чуда в рождественскую ночь.
- Вслушайтесь в музыку, какая она?
(Чудесная, волшебная).
- Какое настроение передаёт?
(Настроение ожидания чего-то необыкновенного, встречи с чудесами).
Фея Дроже.
- Давайте начнём нашу встречу. Вы внимательно прочитали сказку? Ответьте на несколько вопросов. (Ученица старших классов в костюме феи проводит викторину по содержанию сказки).
3. Знакомство с автором.
- Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) – выдающийся немецкий писатель-романтик.
- Как вы думаете, всякий ли человек об обычных часах может сказать, что они весело тик-такают, звонят, капризничают, поют?
- Конечно, нет. Так может сказать только человек с развитой фантазией, воображением. Он был сразу и писателем, и художником, и композитором. (Имя Амадей взял у Моцарта). Он верил в волшебство и магию, часто работал по ночам. Нередко, напуганный собственными вымыслами, будил жену и просил посидеть с ним рядом, пока он напишет. Он очень любил людей, умел делать разные чудеса. Этим на него очень похож его герой из сказки «Щелкунчик» - старший советник суда Дроссельмейер.
4. Найдите портрет Дроссельмейера в главе «Ёлка», прочитайте.
(Беседа о внешней и внутренней красоте).
- Можно ли сказать, что Дроссельмейер красив?
- Почему же так любили его взрослые и дети?
(У него добрая душа, он умел приносить радость людям, творить чудо).
- Прочитайте об этом.
Вывод учителя.
- Очень нужны добрые, порой незаметные люди, которые своими руками могут делать чудеса. И очень важно за некрасивой внешностью разглядеть красивые души и сердца.
- Просмотр фрагмента видеофильма, сопровождаемого музыкой П. И. Чайковского.
5. Работа над главой «Чудеса».
- Одна из глав называется «Чудеса». Прочитайте описание удивительного шкафа. Сжато расскажите о необыкновенных приключениях, происшедших с Мари в новогоднюю ночь.
(Хрип – предупреждение стенных часов о нападении мышиного короля, на месте совы – Дроссельмайер, ожившие игрушки, бой Щелкунчика с мышиным королём).
6. Встреча с Щелкунчиком.
А) Слово учителя.
- В сказке Гофмана сталкиваются радость и грусть, добро и зло, красота и уродство. Так часто бывает и в жизни. Задуматься над этим нам помогает судьба главного героя – Щелкунчика, первая встреча с которым происходит в главе «Любимец».
Б) Найдите егопортрет в главе «Любимец».
- Подумайте, зачем автор вводит его в текст и как он это делает?
(Сначала Гофман даёт описание чудесных подарков: платьица Мари, эскадрона гусар Фрица, замка со множеством зеркальных окон и золотых башен, в котором звучит музыка. Толь потом Мари увидит «замечательного человечка», который «вёл себя так тихо и скромно, словно спокойно ожидал, когда очередь дойдёт до него»).- Подумайте, почему Гофман показывает своего некрасивого героя после прекрасных подарков?
(Щелкунчик не очень красивый, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза).
- Сказочник хочет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить маленького уродца?
(И Дроссельмейер был внешне неприятен, но Мари и Фриц сумели понять, что у него доброе сердце).
- Какие детали портрета говорят о душевной красоте Щелкунчика? Подтвердите своё мнение, прочитав отрывок из текста.
(… это человек благовоспитанный и со вкусом», «добродушием светилось его лицо», «зеленоватые на выкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно», «ласковая улыбка на его алых губах»).
Вывод.
- Всё это говорит о его душевной красоте, доброте. Вспомните, как он помогает уродливой принцессе Пирлинат избавиться от заклятия Мышильды. И Мари смогла полюбить нескладного Щелкунчика, а когда он сломал челюсть, взяла его на попечение.
- Каким словом называют такое поведение?
(милосердие).
- Сказка, как бы спрашивает всех: а вы, ребята, всегда ли бываете добрыми и милосердными, вы помогаете друг другу в трудную минуту?
7. Особенности композиции «Сказка в сказке».
8. Работа со сказкой «О твёрдом орехе».
- В «Сказке о твёрдом орехе» автор говорит о благородстве и низости, о внешней и внутренней красоте, о необходимости протянуть руку помощи в трудную минуту, о жестокости, порождающей жестокость. И эти нравственные уроки Гофман даёт нам в волшебном мире сказки.
- Какие герои действуют в сказке, какие события происходят? Расскажите сжато об этом?
(Коварная госпожа Мышильда, красивая, но злая принцесса Пирлипат, там проходит колбасный пир и пятнадцать лет ищут спасительный орех Кракатук).
9. Глава «Победа».
Беседа.
- На какие жертвы пришлось пойти Мари, чтобы спасти Щелкунчика? Легло ли они дались девочке?
(Зло победить нелегко. Мари испугалась страшного семиголового мышиного короля, но отдала ему все свои любимые игрушки и лакомства, чтобы спасти Щелкунчика. Мари достала Щелкунчику саблю, чтобы он мог победить зло).- Подумайте, почему не показана сама битва с мышиным королём? В чём была сила мышиного короля?
(Мышиный король нёс страх. Его сила в страхе. Когда Мари сумела победить свой страх, кончилась власть зла. И ещё она полюбила Щелкунчика, его душу, оценила не внешность, а храброе,доброе сердце и сняла с него страшное заклятие Мышильды. Щелкунчик оказался прекрасным принцем, который пригласил Мари в свою кукольную страну, а затем увёз далеко, где все люди счастливы. Мари завоевала своё счастье. А счастье и любовь необходимо заслужить.
10. Проиллюстрируйте эпизод и докажите, что страна, где побывали Мари и Щелкунчик, была действительно удивительной. (Опережающее задание).
11. Сопоставление сказки Гофмана и балета Чайковского.
- И всё же замечательная сказка Гофмана неразделимо ассоциируется с балетом Чайковского «Щелкунчик». Правда, либретто к балету написал Александр Дюма, значительно упростив сказку и изменив некоторые имена. Чайковский с огромным удовольствием работал над музыкой к балету.
- Послушайте внимательно музыкальный фрагмент, слушая, постарайтесь отразить своё отношение к музыке в письменном или устном ответе. Пользуйтесь вопросами и опорными словами.
На доске.
Какое впечатление произвела на меня музыка П. И. Чайковского?
Какие картины вам представляются? Устно нарисуйте их, используя опорные слова:
Музыка напоминает… Я ясно представляю… Я вижу….
В самом начале музыка… Как будто… Затем она становится…
Музыка передаёт… Сразу возникают строки из сказки….
Как музыка помогла понять вам содержание сказки?
12. Постижение основной мысли сказки через сотворчество писателей, композиторов, художников и самих учащихся?
- Не только композиторы, но и художники, мультипликаторы работали над сказкой. Сказку иллюстрировала современная художница Дмитриева. На основе сказки и балета создан музыкальный видеофильм. Художники из нашего класса тоже постарались проиллюстрировать эту сказку, а позты написали сочинение в стихах.
Чему меня научила сказка «Щелкунчик».
У Гофмана в сказке,
У Гоголя тоже
Чудес в Рождество,
Хоть они не похожи,
Как много подарков в волшебную ночь,
И сон от Мари улетучился прочь.
А в доме жила королева Мышильда,
От корня – то мышь, но звучит, как Матильда.
Прожорлива, хитра и ужас, как зла,
Богата роднёю мышь эта была.
От этой родни, чтоб не съела всё сало,
(А то королю всё его не хватало),
Как их истребить он иначе не знал
И свору мышей в мышеловку загнал.
И ужас настал, как «ни в сказке сказать»,
И бросилась в бой вся мышиная рать.
Она искромсала игрушки дотла,
Щелкунчика чуть не загрызла со зла.
Щелкунчик – игрушка, то мальчик зубастый,
Орешки он щёлкает прямо прекрасно.
И пусть некрасив, но Мари увидала:
Сквозь грубость лица доброта проступала.
Что это за чудо: всё вокруг ожило,
Сразились на смерть там
Щелкунчик и зло.
И мышь в ту ночь уцелела едва,
Не зря так кружилась её голова.
Однако Мышильде коварства хватило,
В уродца она Пирлипат превратила,
Спасти от напасти её может тот,
Кто крепкий орех без труда разгрызёт.
Щелкунчик помог, но мышиная сила
В страшило зубастое вмиг превратила.
Красоткою став, Пирлипат позабыла,
Как страшно остаться уродцем ей было,
Его прогнала при жестоком позоре,
Остался один в неутешном он горе.
Спасала его от зари до зари
Лишь добрая девочка – это Мари.
Щелкунчик игрушка – мальчик живой
Слились воедино своей добротой.
Она ничего для него не жалела,
Хоть мышь семиглавая куклы поела.
И саблей сражён злой Мышильды сынок –
Пусть будет злодеям преподан урок!