Формирование учебно-информационных умений младших школьников на уроках литературного чтения через моделирование.

М.А.Перфильева
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №29» г. Северодвинска

Формирование учебно-информационных умений младших школьников на уроках литературного чтения через моделирование.

Набирая детей в 1 класс, особенно в последние годы, заметно снижение учебной мотивации младших школьников. Из сравнительной таблицы видно, что в прошлом наборе с высоким уровнем учебной мотивации было 3 детей (12%), в этом наборе 1 ученик(5%), со средним уровнем 16 (67%) и 8 человек (40%) соответственно и ниже среднего уровень у 5(21%) и 11 человек(55%)
( таблица в приложении)
Среди ряда причин негативного отношения младших школьников к учению одной из главных является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие. Большинство неуспевающих составляют «интеллектуально-пассивные» дети, избегающие активной мыслительной деятельности.
Другая не менее важная проблема – это то, что дети не умеют слушать, не хотят читать, поэтому работу над развитием познавательных интересов младших школьников я реализовываю через уроки литературного слушания.
Не секрет, что из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии. Ведь что мы, учителя , только не делаем: и с детской библиотекой знакомим, и книжный уголок в классе создаем, а результаты неутешительные.
В связи с этим возникают проблемы образования:
Низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
Особенно низкий уровень чтения (синтетического, с пометками, просмотрового, изучающего, работа с информацией особенно в неявном виде - таблицы, схемы, умение встать на какую-либо точку зрения).
В чем же причина низкого интереса школьников к читательской деятельности? Одной из них мы можем назвать влияние средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, а место семейных библиотек занимают видеотека и компьютерные игры.
Но есть и другие причины. Это:
Во-первых, с приходом детей в 1 класс исчезает деятельность слушания книг, которая преобладала в детском саду (изменяется позиция взрослого. Хорошо знакомы высказывания пап и мам: «Ты уже большой, читай сам»)
Во-вторых, в семье и детском саду посредником между художественным произведением и ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается;
В-третьих, несформированность навыка чтения у шестилеток тормозит процесс самостоятельного общения с книгой;
В-четвертых, на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигается на второй план или не проводится вовсе.
Четыре года назад со своим первым классом я начала работу по УМК «Начальная школа 21 века». Авторы этого комплекта все содержание учебного материала направили на развитие познавательных интересов учащихся.
В своей работе определила следующие направления по развитию познавательного интереса на уроках литературного слушания:

Моделирование как один из методов развития начитанности;
Дифференциация – литературное развитие каждого ученика на уровне его возможностей; [4,221]
Использование проблемных вопросов, творческих заданий, кроссвордов;
Использование нетрадиционных форм уроков: урок-сказка, урок-утренник, урок-конкурс, урок творчества, на котором каждый ребенок может проявить свои читательские умения, интерес к книге, к чтению.
Объектом своей работы я выделила процесс моделирования на уроках литературного чтения
Предметом - моделирование как средство повышения уровня восприятия художественного произведения.
Цель моей работы – доказать, что использование моделирования на уроках литературного чтения повысит уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками и тем самым послужит стимулом к развитию интереса к чтению
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие
задачи:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
познакомиться с разными способами использования приема графического моделирования в современных курсах литературного чтения;
выявить типы графических моделей;
изучить обучающие возможности образного и аналитического типов графических моделей, учебных иллюстраций;
Экспериментально проверить эффективность моделирования в работе над художественным произведением.
оформить материалы для устной презентации с обоснованием того, что данный приём решает проблему
Гипотеза заключается в следующем:
Моделирование как вид знаково-символической деятельности определяет успешность обучения.
Методы исследования: констатирующий срез, формирующий эксперимент, анализ работ учеников, наблюдение, беседа с учителями, учениками.
По моим наблюдениям дети с удовольствием слушают произведения, но в силу своих психофизических особенностей не могут 30 минут слушать и говорить. Поэтому настоящей находкой является использование метода моделирования.
Моделирование – это введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг.
Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность
Представить каждому ученику возможность работать в соответствии со своими возможностями;
Создает игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.
Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, то есть слушание и говорение можно сочетать с практической деятельностью первоклассников. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя. Также дает возможность включить каждого ребенка в активный познавательный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения), то есть в полной мере решаются проблемы формирования общеучебных умений и навыков.
Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами и в уголке чтения обязательно помещается таблица – памятка.
Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения.
В 1 классе мы составляем модель обложки коллективно после прочтения произведения учителем, в дальнейшем можно использовать готовые модели, а также рисованные обложки для повторения и сравнения изученных произведений.
Начитанность предполагает знание детьми фамилий авторов произведений, которые они читают, а также умение правильно называть произведения , определять их темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Однако из опыта своей работы я знаю, что около 80% выпускников начальной школы не владеют этими умениями.
Автор предлагает следующие упражнения с моделями:
сравнение разных моделей,
подбор произведений к моделям,
выбор нужной модели из нескольких к какому-то произведению,
подбор произведений по темам в соответствии с моделью,
заполнение модели обложки.
Их можно дополнить следующими упражнениями :
расположи модели по порядку,
определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,
прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,
прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,
какие части сказки совпадают,
нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,
составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки,
соотнеси иллюстрации с моделями,
перескажи предложенную часть,
соотнеси план пересказа с моделями,
найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса,
определи, из какой части сказки взяты строки,
соответствует ли отрывок сказки данной модели.
разложи модели по тексту произведения;
найди ошибку в наложении моделей на текст;

1. Назови произведения, которые подходят к этой модели, например:
2.Вспомни и назови произведения к каждой модели. Чем похожи эти произведения? Чем отличаются?
Одновременно с моделированием обложки произведения на уроках литературного чтения ввожу блок-схемы. Они выполняют разные функции.
1. Позволяют наглядно представить себе композиционный анализ произведения. Например, при работе над рассказом Е.Пермяка «Пичугин мост» вниманию детей предлагается схема:
Сема Пичугин – речка Быстрая – Мосток – Мечты – Мостишко - Мост
-Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению рассказа? Имеются ли лишние элементы?
В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей рассказа нарушена. Предлагаю восстановить композицию.
Мостишко – Мосток – Мост.
2. Модель – описание помогает для работы над образом героя.
Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.
3.Модель –рассуждение, где овал – объект отношения (слово или рисунок заготовлены заранее)
Прямоугольник – заместитель героя.
Построение модели –рассуждения к рассказу Драгунского «Что любит Мишка»
4.Модель- сравнение
В таких произведениях, как рассказ В.Чаплиной «Мушка» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.
С целью выявления эффективности использования моделирования художественного произведения я отслеживала уровень следующих умений учащихся
Уровень начитанности
Знания изученных произведений
Знания литературных понятий
Умение читать вслух
Умение читать молча
Уровень литературного развития
Общая литературная грамотность [3,23]

На протяжении четырёх лет я отслеживала умения учащихся, результаты которых приведены на диаграмме и в таблице
- определять жанр произведения
-тему произведения
-главную мысль
-структуру сказки,
из которых видно, как вырос уровень умений учащихся от начала 1 к 4 классу .
Таким образом можно сделать вывод, что моделирование способствует эффективному формированию типа правильной самостоятельной читательской деятельности, формирует устойчивую потребность в чтении книг, о чем говорит возросшая активное посещение детьми школьной и городской библиотеки. Обучение с использованием данного приёма обеспечивает выпускнику начальной школы достаточный уровень для успешного изучения литературы в среднем звене школы по любой программе, поэтому я могу рекомендовать свой опыт для применения всем заинтересованным в положительных результатах обучения учителям.

Список литературы

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. с. 22-25.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. с. 27-31.







Приложение











13PAGE 15







15