Статья: Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения в рамках УМК «Перспективная начальная школа».

Материал подготовила учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №91 Петроградского района
Луценко Ольга Александровна.

Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения в рамках УМК «Перспективная начальная школа».

«Жизнь по своей природе
диалогична.
Жить - значит
участвовать в диалоге».
М.М.Бахтин.

Для современного этапа преподавания предметов характерна коммуникативная направленность.
Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения.
В последнее время формированию коммуникативных умений школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Чтобы приблизить условия обучения к естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, т.е. ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения.
Коммуникативный подход к учебной деятельности существенно меняет методы обучения, формы организации учебной деятельности. Назначение и функции их определяются, прежде всего, тем, что они являются средством общения, коммуникации, а также самовыражения.
В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для формирования коммуникативных умений учащихся. Планируя каждый урок, выделяю 3 составляющих
-- коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
-- развитие коммуникативных способностей учащихся, т.е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
-- индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т.е. обучение общительности в процессе обучения.
Условия создания ситуаций живого общения с помощью учебника «Литературное чтение» самые разные. В связи с этим, уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми активными считаю работу в парах, группах. При формировании коммуникативных умений на уроке основное внимание уделяется тексту, его свойствам, характеристикам и структуре.
Текст - центральный компонент структуры языкового учебника, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. Текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля.
Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, в своей практике использую вопросно-ответную форму урока.
Убедиться в этом помогает учебник чтения. Вопросы подобраны так, что они привлекают внимание школьников к обсуждению мнения героев, интриги учебника. Учащихся призывают обсудить мнение героев внешней интриги, приводя аргументы, доказательно принять точку зрения одного из героев.
Наиболее эффективными для формирования коммуникативных умений считаю следующие виды вопросов: (примеры вопросов подобраны из учебника Литературное чтение 3 класс (2 часть) Н.Тэффи «Преступник».)
--Тренинговые вопросы. Посредством их учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.
Пример: Перед чтением текста провести актуализацию знаний,
используя алгоритм работы над текстом.
1. Что такое тема текста?
2. Основная мысль. Её место в тексте?
3. Главный герой и второстепенный. Кто они?
4. От чьего лица ведётся повествование?
--Конструктивные вопросы, которые требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Пример: С кем из вас случалась в жизни такая история? Как на это
реагировала ваша мама?
«Вовкина мама знает, что Вовка украл карандаши, почему
она просто не отберет у него и не вернет мальчикам? На это
есть 2 причины, - сказала Анишит Йокоповна. Ты
понимаешь, что имеет в виду А. Й. . Продолжи её мысль».
--Альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Пример: Сколько попыток предпринимал Вовка, чтобы заполучить
карандаш?
А) 1; Б)2; В)3; Докажи словами из текста.
--Вопросы-ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.
Пример: Почему папа мальчика никак не отреагировал на поступок
сына?
-- Наводящий вопрос. Это вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Пример: Догадайся, сколько лет Вовке, если он уже ходит в школу,
но младше своей сестры Бубы?
-- Вопрос-внушение. Направляет ученика в нужное русло, сокращая время и зону поиска ответа.
Пример: Ты веришь в рассказ Веры: что старуха обнаружила пропа
жу наперстка и заявила в полицию?
-- Контрвопрос. Он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.
Пример: Сколько лет Вовке, если он уже ходит в школу, но младше
своей сестры Бубы? А сколько лет Бубе?
Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьется живая мысль, рождаются чувства и отношения.
Важным средством в развитии коммуникативных умений является диалог. Моисеев А.М. писал: «Диалог ценен тем, что он – спутник и признак свободы. Это полифония точек зрения. Это путь отвыкания от единомыслия».
В теории выделяют следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных умений у младшего школьника:
--Мотивационный. Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомленности в обсуждаемой проблеме.
--Рефлексивный диалог. Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на урок.
--Автономный диалог. Размышление « про себя. »
--Конфликтный диалог. Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.
--Критический диалог. Это критическое осмысление негативных поступков героев.
--Самореализующийся диалог. Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме.
Таким образом, результатом такого подхода к обучению является то, что учащиеся могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению товарищ, готовы к продолжению обучения в средней школе и к самостоятельной учебной деятельности.
Закончить свое выступление хотелось словами Р.Грейвза, характеризующего наших учеников, которые есть в каждом классе.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
























15