«Влияние психологического климата в образовательном учреждении на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский  институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

 
 Кафедра психологии
Курсы повышения квалификации
«Здоровьесбережение в образовании:  опыт, инновационные подходы, перспективы»
  
 

 
«Влияние психологического климата в образовательном учреждении на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
 
 
 
 



Выполнил: Комарова Ольга Георгиевна
Должность: педагог - психолог
Место работы: МБДОУ детский сад №5







Ростов–на–Дону
2016

Введение

В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. В федеральном государственном образовательном стандарте отражены требования к организации среды в дошкольном образовательном учреждении, подчеркивается важность дошкольного возраста: характер взаимодействия с взрослыми, другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе. Одним из приоритетных принципов работы дошкольного образовательного учреждения оказывается принцип психологической комфортности в группе, который предполагает создание в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы в группах детского сада. Психологический климат представляет собой эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, которая возникает на основе симпатии, совпадения интересов, склонностей и характеров, именно от психологического климата во многом зависит психоэмоциональное развитие детей в дошкольном учреждении. Дошкольное детство представляет собой важный период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуального развития творческих способностей ребенка, следовательно, одним из главных аспектов в работе воспитателя является создание благоприятных условий для нормального развития ребенка в условиях дошкольного учреждения. Н.П. Флегонтовой выявлено, что игровое взаимодействие детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре может быть психологически значимым как для старших, так и для младших дошкольников, так как у первых удовлетворяется потребность оценивать других, а у вторых - потребность получить признание. Функцию оценки, ее хода и результатов выполняют эмоции в деятельности человека. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Анализируя многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы ,ученые пришли к выводу, что именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. Эмоционального благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов (физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога, особенностями образовательной среды др.) Изучение влияния психологического климата в образовательном учреждении на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в условиях совместной деятельности может дать возможности для формирования новых подходов к воспитанию таких важнейших личностных качеств как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими людьми и пр. Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения психолого-педагогических условий для формирования благоприятного психологического климата в группе детского сада и влияния психологического климата в образовательном учреждении на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста. Создание атмосферы благоприятного психологического климата в группе детского сада дает возможность быстрее и эффективнее пройти процесс адаптации к дошкольному учреждению, формирует положительное психоэмоциональное развитие детей и является важным составляющим в работе воспитателя. Таким образом, учитывая современные условия развития детей в дошкольных учреждениях, важным является формирование благоприятного психологического климата. Для создания благоприятного климата в детском коллективе необходимо обращать внимание воспитателя на то, как дети устанавливают контакт между собой, развивать у детей умение чувствовать состояние и настроение сверстников; учить детей согласовывать свои действия с партнером по общению; развивать наблюдательность у детей и развивать чувство эмпатии. Многое зависит от атмосферы, созданной в детском саду. Для чего необходимо научно - обоснованное и методически грамотное построение предметно - развивающей среды в ДОУ. Непременным условием построения предметно - развивающей среды в ДОУ является опора на личностно - ориентированную модель воспитания, когда педагог строит работу с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка. С учетом актуальности и была выбрана тема курсовой работы.
Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования благоприятного психологического климата в группе детского сада и влияния психологического климата в образовательном учреждении на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста, раскрыть условия создания эмоционального благополучия в дошкольном учреждении.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: обеспечение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: для создания благоприятного психологического климата в группе необходимо создание специальных условий, направленных на: 1) формирование положительных межличностных отношений, 2) поддержание за счет определенных игр интереса детей к сверстникам, 3) стимулирование эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом, 4) преодоление отчужденного отношения к сверстникам за счет игр, и игровых упражнений, побуждающих детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное, 5) обеспечение эмоционального благополучия в дошкольном учреждении будет возможным - если педагог соблюдает педагогический такт в процессе общения с детьми; общение строится на основе увлеченности совместным видом деятельности; осуществляется актуализация положительных эмоциональных состояний; при применении эмоционально насыщенных средств (юмор, поощрение, подбадривание, ситуация успеха и т.д.) В соответствии с целью, объектом и гипотезой поставлены следующие задачи: 1. Изучить современное состояние проблемы изучения психологического климата в психологических и педагогических исследованиях . 3. Разработать, апробировать и выявить степень эффективности системы мероприятий, направленных на создание благоприятного психологического климата у детей в группах детского сада. 4. Раскрыть понятие эмоционального благополучия ребенка.Выявить причины возникновения отрицательных эмоций у ребенка. 5. Выявить эмоциональное состояние детей в группе. 6.Разработать тактику обучения педагога, способствующую улучшению эмоционального состояния в группе Значимость: обобщение и систематизация знаний о эмоциональном благополучии детей в дошкольном учреждении.
Методы исследования: – анализ психологических исследований по проблеме; – эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); – диагностические методы (Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада Г. Любиной, «Паровозик» С. В.Велиевой, «Домики» О. А. Ореховой, «Я в детском саду» М. Быковой); – количественный и качественный анализ данных. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для создания психологического климата группе в дошкольных общеобразовательных детских образовательных учреждениях. Исследование происходило в несколько этапов: I этап (с мая по сентябрь )
· подбор и анализ литературы по проблеме исследования, обоснование актуальности темы, определение цели, задач исследования, разработка научного аппарата, определение базы исследования. II этап (с сентября по декабрь)
· проведение исследования, количественный и качественный анализ данных, разработка и проведение формирующего этапа. III этап (с декабря по январь )
· обобщение результатов, формулировка выводов. Организация исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждении «Детский сад №5» г. Новочеркасска. Говоря о понятии психологического климата, следует отметить, что до настоящего времени нет строгого определения его сущностных особенностей. Несовершенство понятийного аппарата порождает множество подходов и точек зрения по кардинальным вопросам психологического климата. В науку психологию термин "климат" был позаимствован из метеорологии, где под ним понимается совокупность метеорологических условий, которые свойственны какой-либо местности, и помог осмыслить практическое значение ряда групповых эффектов в виде особых условий жизнедеятельности человека в группе. Психологический климат представляет собой эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, которая возникает на основе симпатии, совпадения интересов, склонностей и характеров. Согласно этому, рассматривается сущность психологического климата, прежде всего, в эмоциях. Также социально-психологический климат имеет следующие составляющие: социальный климат, в который входит осознание общих целей и задач коллектива, моральный климат, который определяется принятыми моральными ценностями и неофициальными отношениями в группе. Психологический климат в группе предполагает психологическую атмосферу, которая связана, прежде всего, с эмоциональным настроем, с общим психологическим состоянием коллектива, куда входит настроение представителей данной группы, уровень активности в группе. В современной психологической науке по мнению А.В. Петровского (Петровский А.В, Ярошевский А.В. Психология. М.: Академия; Высшая школа, 2009. – 512 с.) определение психологического климата трактуется как качественная сторона межличностных отношений, которая проявляется в совокупности психологических условий, которые способствуют либо препятствуют продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Можно сказать, что эти определения близки по своей сути в том, что выделяют черту климата, как отражение целостной специфики отношений между людьми в некой общности. Психологический климат является отражением в сознании личностей определенного комплекса явлений, которые связаны с взаимоотношениями людей в группе и социальными условиям, характер взаимоотношений между людьми, в основе психологического климата располагается преобладающий тон общественного настроения, условия деятельности и отдыха в коллективе. Основной характеристикой психологического климата является именно эмоционально-психологический настрой, царящий в группе. Он определял климат в коллективе как настроение группы людей. В результате в процессе формирования психологического климата развивается система межличностных отношений, которые определяют психологическое и социальное самочувствие каждого члена группы в определенном коллективе. В зарубежной психологии, в частности в области исследования психологического климата считается, что основой благоприятного климата является доверие в группе, понимая под ним мощную универсальную силу, которая влияет на все, что происходит внутри самого коллектива. В основе межличностных отношений, способствующих благоприятному психологическому климату, располагается симпатия и дружба, в основе неблагоприятного психологического климата лежит антипатия, высокая конфликтность в общении. К психологическим механизмам взаимодействия между людьми, оказывающими влияние на психологический климат, относятся сопереживание, механизм подражания (особенно это важно в дошкольном возрасте), содействие. Важным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе считают форму обращения между членами группы, особенности вербального общения, общую психологическую атмосферу группы, при этом коммуникативные связи в группе выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата коллектива. Общая картина взаимодействия в коллективе дополняется взаимоотношениями, которые напрямую связаны с психологической атмосферой в группе. Взаимоотношения представляют собой систему взаимосвязей людей между собой в группе. Удовлетворенность взаимоотношениями в группе напрямую связана с благополучием психологического климата коллектива, это является важным показателем сплоченности в группе. Психологический климат включает в себя когнитивные, эмоциональные, мотивационные и другие компоненты. Так, существенным критерием когнитивного компонента является «знание - незнание особенностей членов группы». В качестве основного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». В мотивационном компоненте предполагается критерий «желание - нежелание находиться в данной группе», «желание - нежелание общаться». Психологические особенности каждого человека наиболее ярко проявляются и открываются именно в формах коллективного взаимодействия, поэтому самооценка личности способна выступать в качестве группового эффекта как одна из форм проявления психологического климата коллектива. Именно оценка своего реального положения в группе, в системе общественных отношений, удовлетворенность собой рождает определенное отношение к представителям группы. В результате самооценка, настроение и самочувствие личности в коллективе – это важные социально-психологические явления, которые оказывают влияние на микросреду группы и формируют комплекс условий деятельности личности в коллективе. При этом самооценка, настроение и самочувствие каждого члена группы выступают как субъективные формы проявления психологического климата коллектива. Психологический климат в группе дошкольного образовательного учреждения складывается из совокупности социально-психологических отношений её участников, симпатий и антипатий, ценностных ориентаций детей. Формирование климата заключается в постоянном создании и возобновлении атмосферы, благоприятной для воспитания детей. Процесс общения в группе зависит от установления контактов и связан с взаимоотношениями между представителями группы, от того, как представители группы выстраивают процесс общения, зависит благоприятная или неблагоприятная атмосфера будет выстроена в группе. Стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера в группе детского сада определяется: - отношениями между воспитателем и детьми; - отношениями между самими детьми; - отношениями между воспитателями; - отношениями между воспитателями и родителями. Воссоздавая благоприятную, атмосферу, педагог в итоге формирует климат, а климат, как устойчивая система отношений, в свою очередь, определяет и меру благоприятности атмосферы. Атмосфера и климат теснейшим образом связаны друг с другом: изменения в атмосфере сказываются на изменении климата. Важно выделить и использовать средства, влияющие на климат и на создание творческой атмосферы. К ним относят: материальные, бытовые условия (внешний вид помещения, его цветовое оформление, освещение, запах, фон (шумовой, музыкальный); четкость организации деятельности; направленность деятельности коллектива, единство требований; эстетика условий жизни; стиль взаимоотношений, произведения материальной и духовной культуры; специальные средства, рассчитанные на корректировку психологической атмосферы: педагогические ситуации, игры, приемы психической саморегуляции; средства педагогического воздействия и взаимодействия с детьми: особенности педагогической техники (мимика, пластика (жесты, позы), интонации, темпоритм, такесика (прикосновение), праксемика (положение в пространстве)); владение воспитателем педагогической технологией как искусством взаимодействия с детьми; личностные характеристики воспитателя и ребенка.Характер психологического климата в целом зависит от уровня развития группы. Психологический климат является важной характеристикой детского коллектива и определяется как феномен, который представляет собой динамическое поле отношений, где развивается групповая деятельность, где определяется самочувствие личности и мера проявления личностного «Я». Выделяется благоприятный, здоровый психологический климат там, где правильность организации факторов соотносится с положительным отношением представителей коллектива к данным факторам. Он называет его зрелым. Второй вид психологического климата – отстающий, характеризуется тем, что при правильности организации данных коллективов обнаруживается неудовлетворенность ими членов коллектива. В дополнении к этому в современных исследованиях психологический климат классифицируют как благоприятный или неблагоприятный. К основным признакам благоприятного психологического климата относятся: общий эмоциональный настрой в группе, активность, доброжелательное отношение в группе, способность в реализации, отсутствие давления и манипуляции в группе. Благоприятный психологический климат
·это целая система работы, направленная на формирование положительной благоприятной атмосферы. Одним из главных составляющих благоприятного психологического климата является атмосфера доверия и доброжелательное отношение в группе друг к другу. Тогда, как неблагоприятный психологический климат, по мнению автора, характеризуется раздражительностью в группе, напряженностью, высокой степенью конфликтности в группе, неуверенностью, неприятием членов группы, недоверием и т.д. Следует отметить, что психологический климат формируется не одинаково в различных коллективах. Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении является одной из наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Психологический климат выступает условием, обеспечивающим не только гармоничное развитие личности, но и гарантом сохранения здоровья. Важная роль психологического климата детского коллектива в формировании личности ребенка. Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием ребенка в группе. К нему относятся: удовлетворенность деятельностью, взаимоотношениями, защищенность личности в данной группе, ее внутреннее спокойствие. Все это определяется термином эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием развития личности ребенка. Потребность обладать качествами, вызывающими похвалу окружающих, возникает у ребенка на основе потребности в общении, что и обеспечивает его эмоциональное благополучие. Задача, которая решается ребенком в эмоционально напряженной обстановке,
· это психологически иная задача, чем та, что решается в нормальной атмосфере. Эмоциональная агрессивность оценок поведения ребенка вызывает подавленное состояние. Ребенку достаточно несколько раз пережить подобное состояние, чтобы выработать стойкое негативное отношение к определенной деятельности. При этом эмоционально значима позиция воспитателя для дошкольников в силу того, что он выполняет функцию оценивания. От того, какую информацию о личности ребенка даст сам воспитатель родителям, другим взрослым, сверстникам, во многом зависит эмоциональное благополучие ребенка в этих сферах. Анализ разнообразных точек зрения на содержание понятия психологического климата дает возможность сделать вывод, что он представляет собой некое полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность группы. Итак, мы рассмотрели особенности психологического климата: это свойство коллектива, определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли; относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Под психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие ребенка и группы в целом. Психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе. Выделили виды психологического климата: благоприятный и неблагоприятный и определили формы проявления психологического климата: уровень конфликтности в коллективе, сплоченность, совместимость, формы общения, удовлетворенность, самочувствие и настроение. Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Программа дошкольного воспитания ориентирована на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и воспитанию гуманной, активной и добропорядочной личности. Это – позиция гуманистической педагогики и психологии. Её основной тезис – стремление человека к самовыражению, самоактуализации. На способность к самовыражению оказывает влияние психологическое здоровье человека. А сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу. Понимая это, педагогический коллектив должен нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами. Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители, педагоги. Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада должны стараться каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе сотрудничества и уважения. Воспитателям надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости. В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство людей объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку. Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей? Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; - проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм). Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера в группе детского сада определяется:
Отношениями между воспитателем и детьми;
Отношениями между самими детьми;
Отношениями между воспитателями;
Отношениями между воспитателями и родителями.
 Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного эмоционального состояния детей. Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Эмоции характеризуются силой и глубиной, т. е. чем большее значение для человека имеет то или иное явление, чем более оно важно для него, тем более сильные и глубокие эмоции и чувства оно вызывает. Другой ведущей характеристикой эмоций и чувств является их полярность (радость - горе, любовь - ненависть, веселье - печаль и т. д.). Основываясь на характеристике эмоции как процесса выделяют три его компонента: Первый компонент - эмоциональное возбуждение, которое определяет мобилизационные сдвиги в организме. Когда происходит определенное событие, имеющее значение для конкретного индивида, и оно фиксируется им как эмоциональный процесс, идет нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В некоторых случаях в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик личности возбудимость, наоборот, может уменьшаться. Второй компонент - знак эмоции. В зависимости от оценки индивидом происходящего события возникает либо положительная эмоция (если со бытие оценено как позитивное), либо негативная (если событие оценено как отрицательное). Тогда в первом случае эмоция побуждает на продолжение события, а во втором - на его прекращение. Третий компонент - степень контроля. В некоторых случаях личность в состоянии контролировать свои эмоциональные проявления. Но в случае крайнего возбуждения, при переживании таких эмоций, как паника, ужас, бешенство и т. д., контроль и ориентация невозможны. В жизни человека чувства выполняют целый ряд функций. Анализ имеющихся в психологии исследований позволил выделить 6 функций: - Отражательная функция, выражающаяся в обобщенной оценке событий. Такая оценка формируется в большей степени на основе сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми. - Побудительная, или стимулирующая, функция. Любое эмоциональное переживание содержит более или менее четкий образ предмета, способного удовлетворить актуальные потребности человека, направления его поиска и собственное пристрастное отношение к нему. - Подкрепляющая функция. Сильнее и надолго запоминаются те значимые события, которые вызывают наиболее сильную эмоциональную реакцию. Если человек однажды испытал чувство радости и удовлетворения от какой-либо деятельности (т. е. получил позитивное подкрепление), есть большая вероятность того, что и в дальнейшем он будет с радостью за нее браться. Переключательная функция. Наиболее ярко проявляет себя при так называемой борьбе мотивов, когда, например, возникает противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и чувством долга. В этом случае решающим в проблеме выбора будет привлекательность мотива и его личностная значимость. Приспособительная функция. Данная функция проявляется, когда индивиду необходимо установить значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. Коммуникативная функция. Эмоции являются одним из главнейших факторов, оказывающих влияние на общение между людьми. Мимика и пантомимика, как средства выражения эмоций, позволяют человеку транслировать собеседнику сроки переживания, не обозначая их вербально. Кроме того, чувства одного человека непосредственно могут воздействовать на окружающих. Наиболее полной и систематизированной является классификация эмоций. Итак, выделяют 10 видов эмоций: альтруистические эмоции, т. е. переживания, возникающие на основе потребности в покровительстве, помощи другим людям (желание приносить другим радость и счастье, чувство беспокойства за чью-либо судьбу, забота о другом человеке, сопереживание радости и удачи другого, чувство преданности, умиление, участие, жалость); коммуникативные эмоции, переживания, возникающие на основе потребности в общении (желание найти отклик своим мыслям и переживаниям, чувство симпатии и расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности и благодарности, обожание, желание заслужить одобрение значимых людей); глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении (стремление завоевать признание и почет, чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш, чувство гордости, чувство превосходства, чувство удовлетворения от сделанного или достигнутого); праксические эмоции непосредственно связаны с деятельностью, ее изменением в ходе осуществления, успешностью или неуспешностью (чувство напряжения, желание добиться успеха, увлеченность работой, любование результатами своего труда, приятная усталость); пугнические эмоции происходят из потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (жажда приключений и острых ощущений, упоение риском и опасностью, решительность, ощущение спортивного азарта, чувство сильного эмоционального и волевого напряжения, ощущение предельной мобилизации физических и умственных возможностей); романтические эмоции (стремление ко всему нестандартному, таинственному, неизведанному, манящее чувство дали, чувство особой значимости происходящего, таинственно-зловещее чувство); гностические эмоции связаны с потребностью в познавательной гармонии (стремление понять нечто, проникнуть в сущность явления, чувство удивления или недоумения, ощущение смутности или ясности мысли, стремление преодолеть возникшие противоречия в собственных мыслях и взглядах, чувство близости решения, приближающейся догадки, радость постижения истины); эстетические эмоции основаны на лирических переживаниях (наслаждение красотой чего- или кого-либо, чувство изящного и грациозного, чувство возвышенного, чувство наслаждения звуками, поэтически-созерцательное состояние, ощущение приятной грусти, растроганность); гедонистические эмоции основаны на потребности в удовлетворении в телесном и душевном комфорте (наслаждение от приятной пищи, тепла, чувство безопасности и безмятежности, приятная возбужденность, сладострастие); акизитивные эмоции возникают в связи с потребностью в накоплении и коллекционированию (стремление что-либо многократно приобретать, радость по поводу увеличения своих накоплений, чувство радости и удовлетворения от созерцания своих накоплений). Все вышеперечисленные эмоции присущи как взрослому человеку, так и школьнику и дошкольнику, присущи эмоции и младенцам, но они имеют свою специфику. Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение". Эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Эмоциональное благополучие ребенка есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в учебном (воспитательном) учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей (позитивная Я-конценция, успешность в сфере общения и познавательной деятельности). Важным условием создания эмоционального благополучия является создание нужного климата в группе ДОУ. Наиболее часто отмечающиеся в психолого-педагогической литературе особенности эмоционального климата, необходимые для поддержания учебной деятельности детей:
1) положительные эмоции, связанные с образовательным учреждением и пребыванием в нем. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к образовательному учреждению в семье;
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями ребенка с педагогом и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни коллектива.
3) эмоции, связанные с осознанием каждым ребенком своих больших возможностей в достижении успехов в учебно-воспитательной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливой оценки;
4) положительные эмоции от столкновения с новым материалом. Психологи выделили ряд стадий - "реакций" на новизну материала: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом, до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующему увлеченность обучаемых этим предметом;
5) положительные эмоции, возникающие при овладении детьми приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами усовершенствования своей познавательной деятельности, самообразования. Большую радость у детей обычно вызывает их самостоятельность в образовательной деятельности.
Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения и воспитания. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В особой мере педагогу надо заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ребенка сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в обучении, закрепившееся негативное отношение к педагогу или даже к образовательному учреждению, конфликт с товарищами, тревожность и т. д. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. В учебной деятельности они проявляются при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. в виде радостного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувствия. Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более сложных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние. Причины возникновения отрицательных эмоций у детей: поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость. Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие. Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности. Отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций. Возникает и развивается она в связи с различными эмоциональными, психогенными, стрессогенными и другими факторами, то есть очень сильными воздействиями на мотивационную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы, сопровождаемыми различными эмоциональными реакциями, переживаниями. С эмоциональным благополучием ребенка связана его оценка самого себя, своих способностей, нравственных и других качеств. Самооценка характеризуется степенью соответствия представлений о себе - своему идеалу. При педагогическом изучении самооценки полезно выделить ее уровни. Низкий уровень: ребенок считает, что он не соответствует своему идеалу, оценивает себя низко. Это проявляется: в видимой скромности, сдержанности, скованности, робости, застенчивости; в осторожности высказываний; в затрудненности обращения, при выступлении на людях; в стремлении остаться в тени - незамеченным, незадействованным; в покорном принятии низких оценок извне. Возможны неврозы, депрессии, апатия, частые стрессы. Средний уровень: ребенок считает, что недостаточно соответствует своему идеалу. Не признает себя ни слишком плохим, ни очень хорошим. Относится к себе и к оценкам окружающих умеренно критически. Высокий уровень: ребенок доволен собой. Считает, что соответствует своему идеалу. Высокая самооценка может проявляться: в уверенном, гордом, независимом поведении; в стремлении к признанию - в семье, в коллективе, в группе сверстников; в стремлении к лидерству; в притязании на особую роль в деятельности или общении; в ожидании высоких оценок со стороны; в категорических высказываниях, шутках; в болезненной реакции на чужие замечания. В педагогических целях необходимо предусмотреть развитие этого компонента эмоциональной сферы. При этом следует помнить, что высокий уровень некоторых психических качеств еще не является показателем благополучия. Так, высокая самооценка ребенка при более пристальном изучении его поведения может оказаться завышенной. Несовпадение такой самооценки и оценки со стороны окружающих - традиционный источник межличностных конфликтов. Педагогу необходимо способствовать формированию адекватной самооценки, которая позволяет ребенку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. [21].Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха. Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребенку постоянно грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряжения, тревоги и страха. Чувство страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает необычное изменение знакомого лица (когда, например, лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т. д.). От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию. В отличие от эмоции страха тревога не имеет определенного источника и имеет две особенности: ожидание надвигающейся опасности; чувство неизвестности - откуда может грозить опасность. Тревога может выражаться в чувстве беспокойства, неуверенности в правильности своего поведения, в раздражительности, агрессивности, разочаровании и т.п. Тревожность как черта личности может сформироваться из-за частого неадекватного способа преодоления состояния тревоги, из-за частых ошибок и неадекватных реакций на них со стороны окружающих. Причиной возникновения тревоги является внутренний конфликт человека, его несогласие с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Часто причинами внутреннего конфликта являются: ссора между людьми, близкими ребенку; несовместимость требований, предъявляемых, например, ребенку (то, что поощряют дома родители, не одобряется в детском саду, и наоборот), противоречия между завышенными притязаниями (например, роль отличника или "первой красавицы") человека, с одной стороны, и реальными возможностями - с другой; неудовлетворение основных потребностей (в самостоятельности, в самоуважении, в свободе). Таким образом, тревожность может быть вызвана:
1) противоречивыми требованиями к индивиду, исходящими из разных источников;
2) неадекватными требованиями, не соответствующими его возможностям и стремлениями;
3) негативными требованиями, которые ставят человека в униженное, зависимое положение. Из-за того, что чувство тревоги отличается смутностью, неопределенностью, человек не может найти выход из положения. Как только возникает тревога, срабатывает набор механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, менее невыносимое. Поэтому возникают страхи определенных ситуаций. Хотя в случаях ярко выраженного страха его объект может не иметь ничего общего с истинной причиной тревоги, породившей этот страх. Например, ребенок может панически бояться школы, но в основе этого может лежать и семейный конфликт. В педагогических целях необходимо уделить внимание этому компоненту эмоциональной сферы. Высокий уровень тревожности может представлять большое неудобство для ребёнка. Если к тревожности добавляется интеллектуальное неблагополучие, то психологи утверждают, что в таком случае имеются признаки синдрома "хронической неуспешности". К таким признакам относятся многочисленные симптомы тревоги, проявляющиеся и в непосредственно наблюдаемом поведении, и в диагностических методиках. Иногда тревога может быть локализована в учебной деятельности - возникает так называемый синдром "школьной тревожности": полный ступор при обращении педагога к ребенку с просьбой выполнить задание, неспособность ответить даже заранее известный вопрос. Увеличение масштаба жизненного планирования, ответственности в учебной или другой деятельности оборачивается для таких детей чрезмерными переживаниями, неоправданной нервотрепкой. Отрицательными следствиями могут также стать минимизация целей, уход от ответственности, психические барьеры в развитии школьника. В педагогических целях полезно также выделить уровни тревожности. Каждый уровень характеризуется определенной степенью отрицательных переживаний по поводу ожидаемых событий. Низкий уровень: учащийся, как правило, спокоен, невозмутим; сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях; уравновешен, уверен в себе; никогда не краснеет и не бледнеет от волнения; хорошо спит; отличается крепкими нервами и хорошим настроением. Средний уровень: умеренное проявление признаков крайних уровней. Высокий уровень: ребенок легко раздражается и расстраивается по пустякам; не уверен в будущем и в своих силах; теряется в ответственные моменты; боится неудач; угнетен в ситуациях неопределенности; его смущает необходимость выбора; легко возбудим; при возбуждении ухудшаются внимание и память; постоянно ожидает неприятностей, расположен к стрессам и дистрессам. Возможны неврозы, депрессия, апатия, головные боли. (Существует два вида стресса: стресс как резкое, сильное переживание, всплеск эмоций, вовсе необязательно отрицательных. Он помогает нам тем, что закаляет нервную систему. А так называемый дистресс - это тяжелейшая форма стресса. Он чаще всего сопровождается сильными отрицательными эмоциями. Все люди могут быть подвержены ему.)
Существует ряд психологических тестов и методик, позволяющих определить эмоциональное состояние ребенка в группе ДОУ. Например, представленный метод беседы позволяет выяснить как ребенок относится к ДОУ.
№ группы__________ Дата проведения опроса_____________
Ты любишь ходить в детский сад? Да/нет. Почему? (ответ заносится в 3 и 4 столбики).
Если бы ты мог остаться дома или пойти в детский сад, что бы ты сделал?
Что еще тебе нравится в детском саду (делать, какие занятия, во что играть и т.п.)?
Что еще тебе не нравится в детском саду (делать, какие занятия, во что играть и т.п.)?
Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка. Допустим, детям предлагается рисовать на темы: "На улице, во дворе", "Семья", "Что мне снится страшное или чего я боюсь днём", "Что было со мной самое плохое или самое хорошее", "Кем я хочу стать". И для начала предложим детям рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросить принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Как правило, дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и другие элементы окружающего мира. После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия можно проводить два раза в неделю и затрагивать одну или две темы. Рисунки на тему "Что мне снится страшное или чего я боюсь днём".Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам. Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать. Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого педагога. Преобладание в рисунках серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности. Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.
Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Целью тестирования является выявление детей с тревожностью. Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию следующего содержания: "Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»
Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе. Протокол выявления тревожности у детей. Где отмечается общая характеристика рисунка, высказывание ребенка по поводу рисунка и выбор лица (веселое или печальное). Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков. Число эмоционально негативных выборовИТ=Общее число рисунков100%
Данные протокола заносятся в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка. А так же на основании данных таблицы строится график, показывающий уровень тревожности у детей. В зависимости от индекса тревожности все дети подразделяются на три группы:
А) Высокий уровень тревожности.
(индекс тревожности выше 50%)
Б) Средний уровень тревожности.
(индекс тревожности от 20 до 50 %)
В) Низкий уровень тревожности.
(индекс тревожности от 0 до 20%)

Тактика воспитательных действий по преодолению эмоционального неблагополучия ребенка в группе детского сада. Воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять причину эмоционального дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая адекватна типу поведения ребенка и неудовлетворенной потребности (В. Лисина):
- если дети стремятся быть как можно ближе к воспитателю, необходимо выбрать непосредственно-эмоциональную форму общения и постепенно переходить к ситуативно-деловой форме;
- дети, желающие общаться любой ценой с лидерами группы, нуждаются в личностном и деловом общении с воспитателем;
- для детей, неспособных установить продолжительный контакт со сверстниками при наличии доброжелательного отношения к ним, предпочтительнее деловая форма общения, помощь в налаживании контактов со сверстниками, одобрение;
- в случае, если дети не испытывают потребности в общении со взрослыми и сверстниками, предпочтительнее личностная форма общения (подчеркивание интересов, внимание к успехам).
Правила помощи тревожным детям: избегать соревнований; не сравнивать; принимать ребенка; выражать уверенность в успехе ребенка; обращаться по имени; демонстрировать образцы уверенного поведения; развивать уверенность и самостоятельность ребенка; не предъявлять высоких требований; использовать наказание в крайнем случае.
Правила помощи агрессивным детям: обучить детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучить детей приемам саморегуляции; отработать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях; формировать эмпатию. Способы контроля поведения ребенка: позитивные - просьбы, мягкое физическое манипулирование; нейтральные - модификация поведения (поощрение и наказание).
С педагогами проводятся семинары, рассматриваются педагогические ситуации. Анализ педагогических ситуаций: указать причину эмоционального дискомфорта ребенка, наиболее адекватную тактику поведения воспитателя.
Ситуация № 1. Мальчики строят из больших кубиков и брусочков многоэтажные гаражи. Коля плохо владеет навыками конструирования, и его гараж разрушается. Он смущен и огорчен, но снова принимается за дело - и снова неудача. Теперь на лице его досада. Другие мальчики начинают смеяться над ним. Коля опускает голову, собирает рассыпавшиеся кубики... Воспитатель подходит к ребенку и, улыбаясь, говорит: ``У тебя сегодня что-то не получается? Попробуй еще раз''. Коля, уже с опаской, вновь берется за постройку, но через несколько минут она опять рассыпается. Мальчики громко смеются. Коля, плача, ломает их гаражи. Начинается драка. Воспитатель, выслушав объяснения мальчиков, раздраженно говорит Коле, что недоволен им и сажает его на стул. Коля явно недоброжелательно смотрит на воспитателя и детей и до конца дня остается агрессивным (Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3. - С. 5).
Ситуация № 2. Воспитатель предложил детям послушать сказку. Ваня, симпатизирующий Сереже, захотел сесть рядом с ним, но тот не пустил его. Ваня попытался поставить свой стул рядом с Сережиным с другой стороны, тот опять оттолкнул его. Воспитатель, строго глядя на обоих, потребовал объяснений. Ваня со слезами на глазах сказал, что хочет сесть рядом с Сережей, а тот его не пускает. Сережа с раздражением ответил, что хочет, чтобы рядом с ним сел Миша. Воспитатель предложил Ване сесть на другое место, но тут его позвал кто-то из детей, он отвлекся, и Ваня вновь попытался поставить свой стул рядом с Сережей. Началась драка, Ваня заплакал. Воспитатель силком посадил его на другое место. До конца дня мальчик был неспокоен и агрессивно настроен по отношению ко всем детям (Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3. - С. 6).
Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду». Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
Быть затейником и участником детских игр и забав.
В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций. Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему. Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.  В процессе данного исследования раскрыто понятие эмоционального благополучия ребенка, выявлены причины возникновения отрицательных эмоций у ребенка. При анализе психолого-педагогической литературы найдены методики выявления эмоционального благополучия в группе ДОУ. При анализе психолого-педагогической литературы выбраны основные педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении. Так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, нам необходимо обеспечить их психологический комфорт. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.   В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»: - Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми. - Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет». - Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.