Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: Электронная зависимость детей и подростков


Электронная зависимость детей и подростков
Компьютеры и другие электронные гаджеты заполонили всё пространство в последнее время. Без них уже не обходится немалая часть населения, включая детей. Для нас стало нормой использование компьютера и на работе, и дома. Бесспорно, электронные гаджеты приносят человеку ощутимую пользу. Это и обучение, и общение на больших расстояниях, много полезной информации и так далее. Однако, как говорит народная мудрость, из одного и того же цветка пчела берёт мёд, а паук – яд. Так и у нашей «электронной» медали есть обратная сторона. Это психологическая зависимость от компьютера, сети Интернет, сотового телефона, планшета и так далее.
Вначале родители сами знакомят ребёнка с компьютером с целью чем-то занять его, а позже быстро освоившееся чадо уже не представляет свой день без того, чтобы не включить компьютер. В такой момент стоит задуматься о том, что же такое компьютерная зависимость у детей, как её не допустить и преодолеть, если она появилась.
Прежде чем начать раскрывать эту тему, я поделюсь с вами результатами анкетирования, в котором вы, уважаемые родители, приняли участие 1 сентября.
Всего в опросе приняли участие 23 опрошенных. Это родители учащихся 5-9 классов. Из них 15 имеют в доме компьютер и доступ в Интернет. Это 65% опрошенных. Дети 12 опрошенных тратят на компьютер от 1 до 3 часов в день. 3 – от 6 часов и более. Все 15 используют компьютер как для учёбы, так и для развлечений (игры, соцсети…)
2 родителей не контролируют время, которое ребёнок проводит за компьютером. И, анализируя сводные данные анкетирования, можно отметить, что признаки начинающейся зависимости наблюдаются у детей 6 опрошенных.
Пока это не угрожающая цифра, и о появлении зависимости она говорит косвенно, однако есть повод задуматься. Ведь, проблему, как и болезнь, легче предупредить.
Влияние и последствия компьютерной зависимости на детей и подростков
Понятие «компьютерная зависимость» вошло в обиход ещё в 90-х годах прошлого века, и означает оно пагубное болезненное пристрастие к компьютеру, по большей части к компьютерным играм. Учёные никак не могут определиться, является ли компьютерная зависимость болезнью или же всё-таки социальной проблемой. Сначала компьютерная зависимость обнаруживалась исключительно у взрослых. Однако с учётом интенсивного развития информационных технологий мы стали наблюдать факты компьютерной зависимости у детей. В основном компьютерная зависимость может проявиться у детей 9-10-летнего возраста, хотя бывают случаи и в более раннем возрасте.
«Важно знать, что ребёнок не способен справиться с такого рода зависимостью самостоятельно, так как это серьёзное эмоциональное отклонение».
Родителям нужно знать, какие последствия могут ожидать ребёнка, страдающего от компьютерной зависимости:
Влияние на формирование характера: Негативные социальные качества: замкнутость, недружелюбность, неумение общаться и сострадать, агрессивность, асоциальное поведение, что в комплексе приводит к дезадаптации.
Потеря чувства реальности, ощущение безнаказанности, что может подтолкнуть к проявлениям насилия и вседозволенности в реальной жизни (трансляция сюжетов и действий игр в реальной жизни).
Изменение ценностных ориентаций: под влияем компьютерных игр у ребёнка могут сформироваться неправильные жизненные ценности. Он будет путать добро и зло, дружбу и предательство, милосердие и жестокость, любовь и ненависть.
Возникновение эмоциональной холодности, неспособности к сопереживанию, инфантильности (неумения брать на себя ответственность и контролировать свои поступки). «Личность с правильными ценностными установками и адекватным поведением формируется исключительно в живом общении с другими людьми».
Влияние на здоровье: ухудшение зрения, возникновение синдрома «сухого глаза» нарушения осанки проблемы пищеварительного тракта, связанные с нарушением питания (гастрит, запоры, геморрой), истощение организма связанное с перевозбуждением и хронической усталостью.
«Совет. Важно воспитать здоровое адекватное отношение у ребёнка к компьютеру и электронным устройствам»Причины и типы «компьютерной болезни». Каковы причины компьютерной зависимости детей и подростков? В первую очередь это:
Недостаток общения. У ребёнка, у которого по тем ли иным причинам ограничен круг общения, либо же он не чувствует родительского тепла, могут появляться разного рода отклонения поведения, в том числе и компьютерная зависимость. В семьях, где родители полноценно участвуют в жизни ребёнка, интересуясь его внутренним миром, такие проблемы случаются гораздо реже.
Отсутствие любимых занятий, увлечений. Лучше, когда у ребёнка, подростка, есть хобби, не связанные с компьютером. А предложить такие занятия должны родители. Иначе весь круг его интересов может сузиться вокруг виртуального мира, что может стать весомой предпосылкой для появления компьютерной зависимости.
Неразвитые коммуникативные способности. Бывает так, что ребёнок в силу своих индивидуальных черт характера (например, застенчивости, стеснительности или же наличие физических недостатков) не умеет налаживать отношения с окружающими. Эти предпосылки приводят к нежеланию, а значит, неумению, вступать в даже самые необходимые контакты с окружающими, заводить друзей. В таком случае виртуальный мир кажется ему зоной комфорта.
Неудачливость. Бывает, что у ребёнка далеко не всё получается: и в школе учится не лучше всех, и в спорте не силён, и не душа компании, да и с родителями часто возникают сложности. Если ребёнок не доволен сложившимися обстоятельствами, то он будет искать себе ситуации, где он может стать главным героем, победителем. А мир компьютерных игр и виртуального пространства вполне подходит для такой цели. Игрок может создать себе образ, который будет противоположным реальному. Стадии формирования компьютерной зависимости:
Лёгкая увлечённость.
Увлечённость.
Зависимость.
Привязанность.
Существуют такие виды компьютерной зависимости:
Игровая зависимость — это зависимость от компьютерных игр. Ребёнок слишком увлечённо играет в индивидуальные компьютерные игры и групповые (сетевые). Игра выходит на первый план в жизни: игрок бросает учёбу, не следит за питанием и распорядком дня, не обращает внимания на родителей и близких. Вся жизнь его перемещается в виртуальный мир.
Зависимость от социальных сетей — это эмоциональная зависимость от общения в социальных сетях. Ребёнок не может обойтись без активности в соцтетях, форумах, чатах. Такой зависимости подвержены робкие и неуверенные в себе люди, которые пытаются поднять свою репутацию путём виртуального общения.
Интернет-зависимость — это вид информационной зависимости, которая проявляется в бесконечном бесцельном брожении с сайта на сайт (интернет-сёрфинг). Есть мнение, что это один из самых опасных видов зависимости. Да, ребёнок не играет и не «торчит» всё время «Вконтакте», но зато он тратит уйму времени на то, чтобы, переходя со страницы на страницу, просматривать огромные пласты информации, которая ему не пригодится в жизни.
Диагностика, симптомы Распознать компьютерную зависимость у ребёнка можно по следующим симптомам:
Потеря интереса к другим занятиям.
Трата всего своего свободного времени на компьютер, планшет.
Сведения общения с другими детьми только посредством онлайн общения или только на тему компьютерных игр.
Утрата контакта с родителями.
Не особое стремление к общению с другими людьми, поверхностный характер общения.
Формальные ответы на вопросы, избегание разговоров по душам.
Появление лжи, чтобы заполучить желаемое.
Скрытие ребёнком, сколько он на самом деле времени провёл за компьютером или планшетом.
Нервная реакция на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или смартфоном: сильные переживания, обида, грубость, плач.
Потеря ребёнком контроля над временем, проведённым за экраном.
Приём пищи у компьютера.
Рвение к компьютеру, планшету с самого утра.
Сразу после прихода из школы ребёнок включает компьютер или берёт планшет.
«Совет. Заметили какие-то из этих признаков? Лучше не игнорировать их, а принять меры побыстрее. А лучше всего не ждать, пока они проявятся, а глубоко изучить тему детской компьютерной зависимости и не допустить появления её у вашего ребёнка».
Советы психолога по профилактике развития компьютерной зависимости у детей и подростков
Воспитывайте у ребёнка понимание, что компьютер — только часть нашей жизни, а вовсе не альтернативный мир. Компьютер нужен, чтобы помогать человеку, а не порабощать его.
Предлагайте альтернативные способы проведения досуга: семейные экскурсии, поездки, пикники, настольные игры, занятия в спортивных секциях и творческих кружках. Не стесняйтесь пригласить в дом друзей вашего ребёнка. Так вы расширите и укрепите круг его общения, и сами будете знать, с кем общается ваше чадо.
Если ребёнок всерьёз увлекается компьютерами, можно направить его энергию на созидание, отдав на компьютерные курсы в сфере информационных технологий.
Помните, что не все компьютерные игры вредят: многие из них носят обучающий, развивающий характер. Если ребёнок уже «втянулся» в компьютерный мир, то лучше не запрещать всё сразу резко, а делать это последовательно.