Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в коррекционной школе VIII вида


Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в коррекционной школе
VIII вида





Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших специальных задач - преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением развития. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
Проблемность обучения
Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности
Индивидуализация и дифференцированное обучение
Специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.
Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания.
Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их творческую деятельность.

Одно из интересных и увлекательных упражнений - занимательные квадраты, в которых скрыты разнообразные свойства натуральных чисел.
Занимательные квадраты, как упражнения, даются в трех видах:
а) квадраты с заполненными клетками;
б) квадраты с частично заполненными клетками;
в) квадраты с незаполненными клетками.
5
10



б




7

5
10



б




7

4
9
2

3
5
7

8
1
6




а) б) в)


1,3,5,7,9,11,13,15,17 сумма 27 .
Число 9 поместить посередине.
Игры - задачи на угадывание задуманного числа, которые в большинстве случаев сводятся к нахождению неизвестного на основе знания зависимости между: результатом и компонентами арифметических действий:
Задумайте число меньше 10, кроме нуля; прибавьте к нему 29, последнюю цифру умножьте на 10; к результату прибавьте 4; полученное число умножьте на 3, от результата вычтите 2. (100)

Особую активность учащихся вызывают специальные интеллектуальные игры, которые по своему механизму наиболее органично связаны с процессом познания, с мышлением. Это, так называемые задачи «на сообразительность»: ребусы, шарады, головоломки, народные задачи - загадки, например: «Летит стая гусей, а навстречу им один гусь.Здравствуйте, сто гусей, - говорит он. «Нет, нас не сто, - отвечают гуси. - Вот если бы нас было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты еще, гусь, с нами, тогда и получилось бы сто». Сколько же гусей было в стае?
Или: «В каждую букву можно вставить 100 одинаковых букв, чтобы получить страну света?» (В-О-СТО-К)
Или: С «К» я в школе на стене
Горы, реки есть на мне,
С «П» от вас не устаю,
Тоже в школе я стою.
Или: Как при помощи пяти двоек написать числа 7, 15?
(2+2+2+2/2=7; 2x2x2-2/2=7; 22/2+2+2-15)

Развитию творческой активности учащихся способствует включение в учебный процесс нестандартных задач. Такие задачи вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную деятельность и формируют интеллектуальные умения.
К заданиям первого уровня относят так называемые репродуктивные упражнения, цель которых закрепить математические понятия, совершенствовать навыки устных вычислений:
Найти сумму чисел 72 и 16
На сколько 74 меньше 82?
Увеличь 38 на 53
Какое число надо увеличить в 8 раз, чтобы получить 56?
Сколько нужно добавить к 65 до 80?
К заданиям второго, более высокого уровня, относится случай, когда для вычислений ученику необходимо переосмыслить задание, дополнительно привлечь ранее изученный материал и проявить творчество.

а
60
62
65
66
69
71
75
75
78
80

с!
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20

с
5
6
8
9
11
12
14
15
17
18

а+6











Г-с1











ё-с











а+с













Заполняя таблицу, ученик не только повторяет случаи сложения и вычитания, но и применяет знания элементов буквенной символики, умение находить значение буквенного выражения при заданных значениях переменной.
Формирование вопросов: «Как изменяется сумма? Разность?» способствует развитию познавательных способностей, формированию умений сравнивать, подмечать простейшие закономерности.

Вопросы на сравнение
:
(9 +2) х 2 = 22 62,8,4,8 + 16,9
9 х 2 + 2 х 2 = 22
Сравни выражения в первом столбике. Чем они похожи, чем отличаются?
Сравни числа, выраженные во втором столбике. Что «лишнее»? Почему? Эти вопросы содействуют формированию у учащихся умений анализировать
структуру выражений, сравнивать математические объекты, формулировать выводы.

Вопросы на установление причинно - следственных связей
42-31 9х 12 96 : 8
Как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 15 единиц?
Как изменится разность, если вычитаемое увеличить на 9 единиц?
Как изменится произведение, если множимое увеличить в 6 раз? Если множитель уменьшить в 4 раза?
Как изменится частное, если делимое увеличить в 2 раза? Если делитель увеличить в 2 раза?

Задания со сменой установки
(на доске пишется задание - числа, фигуры - учащиеся должны запомнить в том же порядке, затем убрать, а дети должны ответить на вопросы) 43 0 55 148 1812
Сколько всего чисел?
На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятком?
Сложите 3-е и 5-е числа с конца.
Какое число стоит после нуля?
На каком месте стоит трехзначное число?
Назовите первое число.
Какому историческому событию соответствует последнее число? Этот прием развивает зрительную память, быстроту реакции, внимание.

Буквенный диктант
Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Учащиеся отвечают на вопрос про себя, а записывают первую букву ответа. Затем из выделенных букв составляется слово.
О - видит ... да зуб неймет (око)
Т - угол, градусная мера которого больше 90 градусов (тупой)
Р - полевой цветок народный для гадания пригодный (ромашка) Е - самая плохая оценка (7 букв) (единица)
3 - утренняя трапеза (завтрак)
О - металл, из которого сделан стойкий солдатик (олово)
К - и от дедушки ушел, и от бабушки ушел (колобок)
Вопросы формируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссворда. Этот прием ценен для развивающего обучения.

Разминки
Назовите наименьшее двузначное число.
Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?
Если температура воздуха была -8 градусов, а потом потеплело на 6 градусов, положительной ли стала температура?
Сложить порядковые номера месяцев года - мая и августа.
Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали
квадрат. Чему равна его площадь?
Сколько лет было совершеннолетнему три года назад? Сколько палочек в римском написании века гибели А.С.Пушкина?
Чему равна сумма чисел, на которые показывают стрелки механических часов в 9 утра?
Сколько ступенек у лестницы, где средняя 8-я ступенька?
Сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?
Если бы Остапу Бендеру сразу отдали 3 стула, то сколько ему бы осталось искать?

Этот прием ценен тем, что он вовлекает в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить.
Часто трудность выполнения задания связана с тем, что учащиеся не всегда понимают его содержание. С этой целью требуется расшифровать смысл входящих в него терминов.
Например: даны числа 4, 7, 12,15, 20. Каждое четное число уменьши в 2 раза, а нечетное увеличь в 9 раз.
Смысл задания уточняется и формулируется в следующем виде:»Каждое число, которое делится на 2, надо разделить на 2, а каждое число, которое не делится на 2, умножить на 9».
Кроме того, целесообразно предлагать учащимся сформулировать выражение на естественнонаучном языке. Например, выражение 79 - 19 х 2 может быть сформулировано на естественнонаучном языке так: «Из числа 79 вычесть произведение чисел 19 и 2; число 79 уменьшить на произведение чисел 19 и 2».
Такие задания способствуют развитию внимания и математической речи учащихся.























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115












15