Доклад ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА


ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
На протяжении многих лет в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Это обусловлено тем, что в традиционном процессе обучения учащийся  играет пассивную роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель, в результате чего знания формируются на уровне знакомства и мало развивают ученика.
          Одним из путей решения данной задачи является включение активных методов в процесс обучения, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий, поисковый  характер.
         Проблема  организации обучения с использованием активных методов привлекала внимание многих исследователей. Как подчеркиваю исследователи В. Оконь, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие, именно в процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно. Эффективность использования элементов проблемного обучения на уроках истории тесно связана с подготовкой интеллектуально неполноценных школьников к самостоятельной жизни, в которой подрастающему поколению необходимы не только исторические знания, но и умения их практического применения в быстоменяющихся условиях социума, так как использование элементов проблемного обучения способствует повышению уровня научности образования, развитию самостоятельности учеников, их мыслительных и творческих способностей, эмоционально-волевых качеств, формированию познавательной мотивации умственно отсталых учащихся к обучению.
         Учителю специальной (коррекционной) школы необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение  проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность.
         В связи с этим возникла необходимость в разработке содержания и организации уроков истории, в которых бы уделялось внимание развитию познавательной активности умственно отсталых учащихся.
         В процессе организации обучения мною используются: проблемные вопросы, программированные задания, дифференцированные задания по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. При проведении уроков стараюсь увеличить долю самостоятельных работ учащихся.        
         Использовать активные методы обучения целесообразнее при  закреплении  материала. Начинать работу следует с первых уроков истории. Например, в 7 классе, при изучении раздела: «История нашей страны древнейшего периода» можно предложить практическую работу по исторической тематике (нарисовать основные орудия труда славян, оружия и доспехи славянских воинов и т.п.). Разнообразные дидактические игры можно использовать на этапе повторения материала при изучении таких тем, как «Ремесла восточных славян», «Славянские воины и богатыри», «Жизнь и быт людей в Киевской Руси», «Нашествие монголо-татар на Русь» и других.
         На уроках могут использоваться проблемные вопросы и проблемные ситуации.  Они, как правило, вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, так как ответ на данный вопрос не содержится в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Подобные вопросы целесообразнее задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы школьникам необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания.
         Например, можно предложить ответить на ряд проблемных вопросов при проверке знаний по теме: «Восточные славяне».
 1. Почему люди в древности писали на бересте?
 2. Почему кузнецы и гончары пользовались особым уважением у соплеменников?
 3. Сколько времени прошло с начала нападения на Русь монголо-татар?
         Вопросы задаются всему классу, но как правило, отвечают на них сильные учащиеся.
         Можно организовать дифференцированные задания по карточкам. При этом учащиеся работают самостоятельно. Те, которые испытывают трудности в овладении материалом, при выполнении задания могут использовать  учебник.
         Карточка №1.
         Основным занятием восточных славян было... . Сеяли славяне ..., ..., ..., ...  Позднее стали сеять ... . На огороде выращивали: ..., ..., ..., ... .
 
         Карточка № 2
         Соотнесите понятие с объяснениями.
         Кузнец                                 мастер по изготовлению изделий
                                                        из          железа.  
         Бондарь                                мастер по изготовлению бочек и кадок.
         Гончар                                 мастер по изготовлению изделий из глины.
 
 
         Карточка №3
         Напишите особенности
                   Кузнец                                                      Гончар
 1.                                                                           1.
 2.                                                                           2.
3.                                                                           3.
         С целью активизации аналитико-синтетической деятельности можно предложить  заполнить таблицу, в которой учащиеся отмечают признаки сходства и различия понятий.
         Традиционным стало использование таких методов проверки знаний как тестирование и программированные опросы, так как  данный вид контроля имеет ряд преимуществ. Он  позволяет экономить на уроке время, быстро устанавливать обратную связь с отвечающими и обсуждать результаты работы, сосредотачивать внимание на пробелах в знаниях и вносить в них коррективы, определять перспективы дальнейшего продвижения в учении, дает возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся  на уроке и формировать у них установку на неизбежность проверки, дисциплинирует их, приучает постоянно готовиться к урокам. Учащимся предлагается задание или вопрос и несколько вариантов ответа. Варианты ответа обозначены либо буквами, либо цифрами. В заданиях с выбором ответа, наряду с правильными, предлагаются ответы, различающиеся по смыслу. В противном случае ученикам будет трудно выбрать правильный ответ.
         Приведем примеры программированных заданий по истории для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
1. Что такое история?
      а) наука о прошлом человечества
     б) наука о математических знаниях
     в) наука о современной жизни населения России
2. Чем занимаются историки?
     а) наблюдают за звездами
     б) изучают исторические документы, предметы быта
     в) работают в книжном магазине
         Умственно отсталые дети, как правило,  приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в массовой школе) включения в процесс обучения  методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и так далее. Игровые методы  так же целесообразнее использовать для закрепления пройденного материала. Речь идет не только о дидактических играх, но и играх-драматизациях, моделировании реальных ситуаций.
         Например учащиеся всегда активно участвуют в дидактической игре-конкурсе «Аукцион знаний», по теме «Быт русских людей в XVIII веке». Учащиеся получают опережающее задание нарисовать предметы одежды, быта.
         Сюжет: с аукциона «продают» ботфорты, трость, корсет, сарафан и другое. Покупает тот ученик, кто больше и глубже знает о предмете продажи.
         Часто на уроках используем игру «Историческая азбука», когда учащиеся подбирают исторические термины на  заданную букву. Побеждает тот, кто больше назовет слов, связанных с изученными историческими событиями.
         Дидактическая ира может быть проведена при прохождении темы: «Героическая борьба русских людей против монголо-татар».
         Оборудование: картинки с изображением вооружения русских и монголо-татар; карта; фишки.
          Каждая команда подбирает картинки с изображением оружия и предметов быта, одежды  русских и монголо-татар. Побеждает та команда, которая наиболее полно опишет исторические события.
         Таким образом, можно сделать вывод, что  преподавание обычно требует использования не одного а ряда методов, их комплекса. Варьирование методов обучения будет активизировать познавательную деятельность обучаемых, вызывать и сохранять у них познавательный интерес. Сочетание методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, выбрать наиболее рациональные приемы овладения знаниями. На базе разнообразных активных методов создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьника.
         Разработанные  методические рекомендации не ограничиваются данными заданиями и не исключают поиск новых приемов и методов работы с умственно отсталыми школьниками с целью коррекции и развития их познавательной деятельности.
Литература
1. Вагин, Л.А. Методика преподавания истории в школе. - М.: Просвещение, 1982.- 351 с.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.
3. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я.Лернер. - М. :знание,1974.-266 с.
4. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М. Матюшкин. - М. : Просвещение, 1972. -129 с.
5. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов – М. : Просвещение, 1977. - 240 с.
6. Петрова, Л.В. Методика преподавания истории в специальной коррекционной) школе VIII вида : учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.В. Петрова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
 
                    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Система методов обучения истории и их классификация
         Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения. Но как руководить обучением, какими методами и приемами можно достичь поставленных целей? «Под методами следует понимать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение его целей. Методы обучения истории различаются  по источникам знаний и степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся. Всякий метод обучения предполагает определенную осознанную цель, систему действий, направленных на ее достижение, определенные средства и намеченный результат», - сказано в Методике преподавания истории в средней школе».
         Изучение учениками курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов и приемов, средств  в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности учащихся. Особенно сложно это сделать в условиях специальной (коррекционной) школы, где сообщение исторических сведений учителем невозможно без стимуляции мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Выбор методов обучения должен осуществляться с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности.
         В педагогической науке существуют различные подходы к классификации методов обучения. Критериями выступают логические пути усвоения знаний учащимися, источники приобретения этих знаний, степень активности учащихся в их усвоении и т.п. Но ни один метод обучения не является универсальным.
         Наиболее распространенной классификацией методов обучения истории остается классификация по источникам приобретения знаний, предложенная М.С. Васильевой и А.А. Вагиным.
     Предложенная Вагиным классификация включает следующие методы обучения истории:
-Методы устного сообщения исторического материала.
-Методы наглядного обучения истории.
-Методы работы с текстом.
         Возникает вопрос: почему в предложенной классификации отсутствуют практические методы? Практический метод – это умение применять знания. Каждый из методов обучения истории предполагает и практический метод. Он сопровождает все остальные методы. Так, например, слушая изложение материала учителем, ученики могут составить план его рассказа; читая текст учебника, они заполняют сравнительную таблицу новыми датами и т.п.
         Таковы основные методы обучения истории, среди которых особое место занимают методы устного сообщения знаний.
 
 
Методы устного сообщения исторического материала
 
         Живое слово учителя в процессе обучения играет ведущую роль: устное изложение не только является источником познания, но и сопутствует использованию других источников; с помощью устного слова осуществляется руководство познавательной деятельностью учащихся.
         Слово учителя на уроках истории выполняет следующие функции:
1)    информационную (воссоздает целостные картины прошлого и современности);
2)    логическую («ведет» учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам, оценкам, понятиям, к пониманию закономерностей исторического процесса);
3)    воспитательную (побуждает самостоятельность мыслить, развивает патриотические чувства и нравственные качества учащихся, расширяет их интересы).
         Перечисленные функции тесно связаны между собой. Яркое  убедительное слово учителя, воздействуя на ум  и чувства учеников, надолго сохраняется в памяти и способствует прочности исторических знаний.
         В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта роль устного слова неизмеримо возрастает. Изложение учителя, его логика, умение экономично и точно распоряжаться своими словами являются примером для подростков, своего рода стереотипом, на основе которого формируется речь и мышление учащихся специальной (коррекционной) школы.
         Другие источники познания (печатное слово, наглядные пособия) привлекаются учителем истории для создания конкретных представлений, эмоционального воздействия, для упорядочивания и закрепления в сознании учащихся первоначальных представлений; реже – как самостоятельный источник знания.
         К методам устного изложения в обучении истории, широко применяемым как в общеобразовательной, так и (коррекционной) школе, относятся:повествование, описание, объяснение, беседа.
1. Повествование в преподавание истории выступает в  виде рассказа или сжатого сообщения об исторических событиях.
           Рассказ на уроке истории нужно строить исходя из учебника, его структуры и фактического материала. Но при этом не следует забывать, что учебник дает только краткое конкретное изложение, и задача учителя заключается в том, чтобы дать более полную, яркую картину исторических событий, упомянутых в учебнике, помочь ученикам с нарушением интеллекта легче и глубже усвоить учебный материал.
         Для этого учителю требуется предварительная работа с учебником: просмотреть его текс, обдумать, какие изменения в него внести, что нуждается в объяснении, чем проиллюстрировать свой рассказ.
         Учитель сопровождает свое изложение наглядными пособиями, выдержками из документов или художественных произведений, используя таким образом, разнообразные методические приемы и средства, помогая учащимся лучше запомнить содержание материала.
         Другим важным вопросом построения рассказа является его полнота. Рассказ может быть сжатым, когда учащимся сообщается об историческом событии, и более подробным  при создании у учащихся конкретных представлений о событиях.
         Основные методические требования, предъявляемые к рассказу учителя на уроках истории должны быть следующими:
 1) рассказ должен содержать научные факты, оценки и обобщения, материал следует отбирать с учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся; введение новых терминов должно сопровождаться пояснением, сравнивая их с уже изученными. В рассказе должна сохраняться хронологическая последовательность. Таким образом, рассказ должен сочетать научность и доступность в изложении исторического материала;
 2) рассказ должен быть эмоциональным, т.к. сухой, монотонный монолог учителя превращается в простую информацию об историческом событии, что снижает интерес учащихся и не будит их мысль. Путями достижения большей эмоциональности изложения может быть: использование принципа нарастания действия; включение описания природы, на фоне которой развернулось действие, внешнего вида людей, орудий труда;
 3) речь учителя должна быть громкая, четкая,правильная; рассказ должен вестись в нормальном темпе, с остановками и выделением голосом наиболее важных и драматических мест;
 4) по времени рассказ не должен быть длинным (10-15 мин).
         Рассказывая, учителю истории следует помнить, что учащимся с нарушением интеллекта трудно самостоятельно разобраться как в отдельных вопросах, как и теме в целом, поэтому им необходимо оказывать помощь в восприятии нового материала. Для этого можно использовать такие приемы, как запись плана рассказа на доске, сочетание рассказа с элементами беседы; разбор интересных или сложных вопросов в ходе рассказа.
 
 2.Описание – это последовательное изложение признаков или особенностей исторического явления его существенных черт, состояния и внешнего вида.       В отличии от рассказа, в описании нет сюжета, но есть конкретный объект, признаки которого сообщаются учащимся. На уроках истории описание является распространенным методом устного изложения. Описываются условия жизни людей, их занятия, быт, орудия труда, памятники культуры, места исторических событий и т.п.
         Описание может быть конкретным и аналитическим.
         Картинное описание способствует созданию образных представлений о событиях и явлениях прошлого, используется оно чаще.
         Аналитическое описание применяется при ознакомлении учащихся с предметами быта, политическим управлением;оно порой приближается к объяснению.
         Разновидность описания – характеристика. В отличии от описания она включает только точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления в их внутренней связи. Характеристика может быть краткой и развернутой. В изложение материала она вводится с целью конкретизации, информации, обобщения, формирования отношения учащихся к изучаемому явлению. Так, например, дается характеристика исторического деятеля, эпохи, экономического положения страны и т.п.
         В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта важное место занимают характеристики выдающихся исторических деятелей. Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены конкретной эпохой, классовой принадлежностью. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты  и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество,справедливость, гражданская позиция и т.п. Характеристики участников событий способствуют и лучшему пониманию самих событий. Доходчивость характеристик исторических лиц повышается, если они сопровождаются демонстрацией их портретов.
         Следует помнить. Что составленная с опорой на портрет характеристика исторического героя обладает большим коррекционно-воспитательным потенциалом в условиях специальной (коррекционной) школы.
 3. Объяснение (разъяснение) – это, как пишет А.А. Вагин, «раскрытие внутренних связей и закономерностей, смысла, сущности и значения исторических  явлений, раскрытия новых понятий, исторических терминов». Примерами раздробленности могут служить объяснения причин феодальной раздробленности Руси, смысла и значения отмены крепостного права и т.п.
      С помощью объяснения облегчается понимание и сознательное усвоение исторического материала учащимися, где иные вопросы приходится объяснять неоднократно, возвращаясь к пройденному материалу.
         На уроках истории объяснение используется как самостоятельный метод и в сочетании с рассказом учителя выступает в качестве приема.
         Объяснения используются и в тех случаях, когда учитель дает инструктаж учащимся по выполнению самостоятельного задания на уроке или объясняет домашнее задание.
 4. Беседа является устным методом обучения в форме диалога. На уроках истории беседа не может служить методом сообщения новых знаний. Но ее роль в обучении велика, беседа, предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения  исторического материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе беседа выполняет коррекционную функцию, т.к. обратная связь, установленная во время беседы с учащимися, позволяет учителю вовремя увидеть проблемы или неточности в знаниях и провести работу по их устранению.
            Беседа служит методом активного изучения исторических знаний учащимся в ходе рассмотрения и разбора наглядного или документального материала (беседа по картине, карте, экспонату, содержанию исторического документа).
         В беседе с учащимися по материалу, изложенному учителем, в учебнике, или ранее изученному легче выявить объем и качество знаний, правильность или ошибочность их применения. Беседа в этих случаях является прекрасным методом проверки понимания и усвоения учащимися исторических знаний. Она дает возможность в форме диалога вовлечь учащихся в коллективную умственную работу, всегда служит одним из примеров мобилизации знаний, необходимых для более глубокого усвоения учащимися нового материала. В ходе беседы учитель организует применение учащимися ранее полученных знаний для анализа нового материала и для выполнения различных познавательных задач. Построение беседы, сопровождающей все этапы урока, является трудной методической задачей. Необходимо продумывать  последовательность и формулировку вопросов, не только главных, но и дополнительных. От содержания и характера вопросов, от ясности и четкости их формулировки в значительной мере зависит успех беседы на уроке.
         Требования к вопросам беседы в специальной (коррекционной) школе следующие:
  1) вопросы должны быть доступными, т.е. такими, на которые учащиеся могут ответить на основании имеющихся у них знаний, а не путем случайной догадки. (Нельзя задавать вопрос такого типа: «Кто, когда, и куда повел народ?», подразумевая ответ: «Поп Гапон 9 января 1905 года призвал народ отправиться к Зимнему дворцу». Если речь идет о знаниях, полученных ранее, необходимо предварительно задавать дополнительный вопрос, заставляющий учащихся вспомнить давно изученные факты;
 2) вопросы должны быть четкими и определенными. Объем и содержание их должны быть строго очерчены;
 3) вопросы должны касаться существенных сторон изучаемых явлений;
 4) вопрос должен быть дидактически прост, логически однороден, должен ставить перед учащимися только одну задачу. Нельзя ставить сдвоенных и строенных вопросов. Исключение составляют вопросы по типу: «Когда и где произошло событие?";
 5)нецелесообразно ставить альтернативные вопросы, требующие однозначного ответа «да» или «нет», однако нельзя  вообще отказаться от постановки таких вопросов, они часто необходимы как  очередное логическое звено в цепи беседы. Например: «Можно ли говорить об изменении в положении крестьян после отмены крепостного права?» - «Да». - «Что же изменилось?»;
 6) необходимо полностью отказаться от постановки вопросов подсказывающего характера;
  7) вопросы не должны быть каверзными, ведь задача учителя – облегчить учащимся разбор фактов, помочь прийти к начальным выводам;
  8) каждый последующий вопрос должен быть связан с предыдущим и логически, и хронологически;
  9) вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
         Однако, удачной формулировкой не заканчивается подготовка учителя к проведению беседы. Важно продумывать связь между вопросами, придав обсуждению идейную направленность и целеустремленность.
         Учитель в ходе беседы играет активную роль. Он не только ставит вопросы, но и направляет ответы учащихся, будит мысль, подводит итог обсуждения.
         В практике преподавания истории в специальной (корр) школе используются следующие виды бесед:
         Вводная беседа. Проводится обычно в начале урока, имеет целью подвести учащихся к изучению нового материала путем:
а)мобилизация знаний, полученных на предыдущем уроке или ряде предыдущих уроков;
б)систематизация и обобщение этих знаний;
в)мобилизация и систематизация знаний учащихся, полученных самостоятельно (на основе жизненного опыта, чтения литературы, газет и т. д.).
Мобилизация знаний, необходимых для успешного усвоения материала урока, осуществляется не только на вводной беседе, но продолжается в ходе изложения нового материала путем постановки вопросов. Изложение ведется на основе ранее полученных знаний.
         Вводная беседа может выступать как основной метод проведения вводного урока, например, по теме «Великая Отечественная война Советского Союза».
         Контрольная беседа. Имеет целью проверку степени понимания излагаемого материала, проверку знаний, результатов выполнения самостоятельной работы. Контрольная беседа представляет собой один из методов проведения текущего опроса по материалу предыдущего урока в тех случаях, когда учитель ставит своей целью  проверить общую подготовленность класса в целом и степень усвоения знаний учащимися. В результате такого опроса могут быть выставлены оценки. Путем сочетания проверочной беседы с индивидуальным вызовом учащихся могут быть проведены специальные уроки опроса.
         Обобщающая беседа. Это особый вид беседы на уроках истории. Ее цель – осмысление изложенного или изученного исторического материала, углубление и расширение истории
Литература 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Владос, 2000.
2. Перова М. Н., Эк В. В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1992.
3. Формирование знаний и умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: учеб. пособие. – Са- ранск, 2002.