Формирование трудовых умений и навыков у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках швейного дела.


Формирование трудовых умений и навыков у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела.Чумаченко Наталья Евгеньевнаучитель швейного делаГБС(К)ОУ ст. Медведовской школа-интернат VIII вида
Социально-экономическая ситуация в России обусловлена ростом безработицы, высокими требованиями к квалификации рабочих на рынке труда, что затрудняет успешную социализацию выпускников с проблемами в развитии. В связи с этим основная задача - это формирование умений и навыков у учащихся для того, чтобы облегчить адаптацию детей в современном обществе, ведь не для кого не секрет, что наши дети не востребованы на рынке труда и им сложно устроиться в жизни. Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения: первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы, связное изложение учителем материала, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике. Проблемой формирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л. , Талызина Н. Ф. , Хуторской А. В. , Фридман Л. М. и др.
Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности. Эта цель достигается решением целого ряда задач:- коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития учащихся;- нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;- обучение приемам труда по выбранной специальности и формирование профессиональных навыков и умений.Умственно отсталые школьники сталкиваются с трудностями при выполнениизадания на уроках трудового обучения. Для эффективного обучения предлагается систематическое изучение динамики развития трудовых способностей учащихся, одним из способов которого, служат самостоятельные, практические работы учащихся в конце каждой четверти, наблюдения учителем за деятельностью школьников, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков. Материал программ швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности, к тому же достаточно сложен для некоторых учащихся, так как изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, освоение изготовления ими полезных вещей, обучение планированию, анализу действий и их результатов. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками приводят к равнодушному, отрицательному отношению к урокам швейного дела. Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников вспомогательной школы в производственный труд является формирование у них достаточных умений и навыков в выполнении трудовых заданий.
Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.
В этом плане вспомогательная школа достигла удовлетворительного выполнения программных требований, хотя и не всегда одинаково в отношении некоторых учащихся. Однако, наблюдения показывают, что многие из этих учащихся хотя и усваивают технологические знания, хорошо овладевают комплексом производственных навыков, испытывают большие трудности в применении этих знаний, умений и навыков на практике.
Таким образом, ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают самостоятельность в работе учащихся. Как уже отмечалось выше, для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу выпускники вспомогательной школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:
разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
знать контурные срезы изделий и их названия;
уметь определять лицевую и изнаночную сторону /изделия/ ткани;
определять последовательность выполнения задания;
выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.
Чтобы выяснить, в какой мере учащиеся вспомогательной школы владеют перечисленными знаниями и умениями, были проведены контрольные работы по швейному делу выпускного класса. Анализ контрольных работ свидетельствует о том, что воспитанники вспомогательной школы получают недостаточную подготовку по швейному делу. Учащиеся выпускного класса часто не разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии. Они не умеют читать чертежей щвейной промышленности, плохо понимают рисунок готового изделия и т. д. У них плохо сформированы навыки и умения самостоятельной работы.
Одной из главных причин неудовлетворительной подготовки учащихся к самостоятельному выполнению практических заданий по труду является несовершенство комплекса приемов и методов, которыми пользуются в своей работе учителя профессионально-трудового обучения. Например, наблюдаемые нами учителя швейного дела, объясняя учащимся процесс выполнения предстоящих изделий, не проводили в достаточной степени анализа этого процесса; не показывали готовые изделия-образцы, их рисунки или чертежи; не приучали учащихся выполнять задания по образцу и рисунку; не привлекали их к организации планирования предстоящей работы, а также не учат работать по готовому плану, данному учителем.Такая организация работы по выполнению учащимися вспомогательной школы конкретных практических заданий не способствует воспитанию у детей самостоятельности в труде.
Профессионально-трудовое обучение требует серьезного улучшения. Необходимо в частности уделять значительно больше внимания вопросу методики формирования у учащихся умения самостоятельно работать.
Различные умения учащиеся приобретают на уроках швейного дела, при изучении таких разделов как «Элементы машиноведения», «Рукоделие», «Материаловедение» и др.
На уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий. При моделировании швейного изделия учащиеся изучают закономерности цвета, пропорции человека, закономерности композиции. Конструирование и моделирование швейных изделий одна из наиболее трудных для усвоения тем программы «Технология». Педагоги и психологи (Фридман Л. М., Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений. На основе проанализированного материала мы составили таблицу, в которой в общем виде представлены типы умений и способы их формирования
Типы умений
Типы умений Характеристика умений Способы формирования умений Двигательные Включает в себя разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена на основе этих умений. Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках. Познавательные Включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретает самостоятельные знания. Например, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, измерение. Использование методов активизации учащихся: проблемное обучение, частично-поисковый метод, метод проектов. Усиление индивидуального подхода на уроках, четкий контроль. Самостоятельная работа учащихся, самоконтроль. Специальные задания и упражнения, построение алгоритма. Теоретические Связь с абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой системы в другую. Творческая деятельность. Использование методов активизации учащихся. Работа, направленная на стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Практические Скоропись, беглое чтение. Задания и упражнения с элементами самоконтроля. Интеллектуальные Включают умения выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, вычленять компоненты.Специальные упражнения, задания, вопросы, которые учитывают уровень психического развития. Исследовательские Включают умение формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования. Включение в исследовательскую деятельность, выполнение практических заданий, индивидуальный подход к каждому ученику. Повышение осмысленности усвоенных знаний, развитие когнитивных способностей учеников. Коммуникативные Умения слушать, слышать другого. Включают описание поведения - сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им мотивов действия. Коммуникация чувств - ясное сообщение о внутреннем состоянии. Активное слушание - принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Обратная связь. Общение. Наблюдение и сообщение о своих наблюдениях. Наряду с понятием «умение» Рубинштейном С. Л. и Фридманом Л. М. рассматривается понятие «навыки», так как они неразрывно связаны между собой. Ученый-педагог Фридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходит в навык.
Рубинштейн рассматривает навыки как полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.
Многие педагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход в практически любой ситуации.
Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам:
0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень - учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.
Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
Формирование умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно.
Школьник в своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество, полученного учеником результата и не представляет себе, какие умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.
Что же должен делать учитель, для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения? Отметим два главных момента - постановку цели и организацию деятельности.
Прежде всего, перед детьми ставится особая цель - овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли они ее?
Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся - то, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно же, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.
Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме - перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной.
Ставя цель обучить данному умению, учитель должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т. д.). Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Тренировка, нужная для обработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.
В школе и в каждом классе периодически должна проводиться диагностика овладения учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками, что в частности поможет своевременно принять меры по предупреждению и преодолению неуспеваемости.
Можно сделать выводы, что вся деятельность по обучению умению не должна проходить в отрыве от усвоения урочной системы (т. е. программой). Эти два процесса должны протекать параллельно. Практически это значит, что при усвоении урочной темы необходимо подобрать такие упражнения, задания и т. п., которые одновременно будут обучать умению. При этом упражнения могут быть самые разные, не только по содержанию, но и по сложности и видам деятельности. Их продолжительность для разных умений может в значительной степени варьироваться: от нескольких учебных часов до нескольких лет обучения. Формы проверки могут быть тоже разными: мини-задание для всех участников класса, индивидуальные мини-задания. Но в любом случае должны быть проверены все учащиеся.
Подводя итог, можно обобщить, что учебные умения и навыки можно разделить на специфические и общеучебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека.
Для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения нужно поставить перед ними цель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.
Литература:
Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.
Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.
5. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.М.,19996.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника., М.2000.
7.Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969.