Статья: Профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ в процессе трудового обучения.


Профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ в процессе трудового обучения.
Карнаухова Елена Владимировна, учитель первой категории
karnaukhov.2002@mail.ruОбластное государственное казённое образовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39» (ОГКОУШ № 39 г.Ульяновск)
Аннотация
Основная задача учителя трудового обучения в области профориентационной ориентации учащихся состоит в формировании у учащихся готовности к выбору профессии в соответствии с психофизиологическими особенностями и потребностями общества в кадрах.
Профессиональная ориентация – составная часть обучения и воспитания учащихся
Профориентация – одна из наиболее важных задач развития и социализации человека, она призвана расширить кругозор ребёнка, стимулировать его потребности к социально значимому труду и способствует развитию интереса к собственным возможностям.
Центром профориентационной работы с учащимися служит школа, которая выполняет функции: обучать и воспитывать молодые поколения с учетом общественных условий, в которых они будут жить и работать. Профессиональная ориентация является частью учебно-воспитательной работы, но не как отдельное мероприятие. В целом она должна быть тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляться на всём протяжении обучения в школе.
В содержание профориентационной работы в школе входит:
- формирование мировоззрения положительного отношения к труду, воспитания интереса к рабочим профессиям;
- ознакомление учащихся с различными отраслями производства, наиболее востребованными профессиями в процессе изучения наук, трудового обучения, внеклассной и внеурочной работы;
- всестороннее изучение учащихся, выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей;
- помощь учащимся в приобретении умений, навыков, необходимых для выполнения различных видов трудовой деятельности как в школе, так и в производственных условиях, с учётом их интересов и склонностей;
- ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии;
- консультации учащихся в отношении профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть соответствующими специальностями;
- помощь учащемуся в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями;
- формирование активного отношения к осознанному выбору профессии;
- последующий анализ адаптации выпускников школы на предприятиях, эффективности педагогических методов воздействия.
Важной предпосылкой обоснованного выбора профессии является хорошо поставленное трудовое обучение. Изготовление изделий в режиме близком к производственному с применением методов оценки и поощрения результатов труда учащихся имеет важное значение для формирования у учащихся интереса к рабочим профессиям, сознательного выбора ими профессии.
Правильный выбор доступной профессии (трудовой занятости) способствует повышению самооценки, является профилактикой асоциального, делинквенного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная ориентация учащихся – многоуровневая система.
В её структуре можно выделить следующие составляющие элементы:
Система профессиональной ориентации учащихся

Сообщение учащимся знаний о профессиях
Профессиональное просвещение

Профессиональное воспитание
Воспитание у учащихся стойких интересов и мотивов выбора профессии, любви к труду


Описание профессии с учётом изменений характера и содержания труда
Профессиография


Процесс изучения личности и организма человека, который проводится медицинскими работниками, психологами, педагогами

Профессиональная диагностика


Совет, устная или письменная рекомендация о выборе профессии, предпочтительного вида деятельности, учебного заведения

Профессиональная консультация


Проводится на основании данных профдиагостики и применяется по отношению к наиболее сложным и ответственным профессиям
Профессиональный отбор (подбор)


Процесс успешного приспособления обучающихся в СПО
Профессиональная адаптация

Перед профориентацией ставится цель ознакомить учащихся с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах, особенностями трудоустройства или поступления на учёбу в профессиональные учебные заведения.
Роль учителя труда в подготовке учащихся к выбору профессии.
Важная роль в осуществлении профориентацинной работы в школе принадлежит учителю трудового обучения. Содержание трудового обучения даёт возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что здесь учащиеся не только получают определённые знания, но в процессе создания конкретных объектов труда, имеющих общественно полезную значимость, они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.
Значительное место в деятельности учителя трудового обучения по профессиональной ориентации учащихся занимает индивидуальная профориентационная работа, направленная на формирование общетрудовых умений и навыков, интересов и наклонностей в соответствии с психофизическими особенностями личности учащегося. Работу учитель проводит в последовательности:
- наблюдает за учащимися в процессе учёбы и производительного труда, определяет его наклонности и способности;
- устанавливает, выбрал ли ученик определённую профессию или группу профессий;
- выявляет мотивы выбора им данной профессии;
- уточняет сведения о профессии, интересующей ученика;
- знакомится с медицинскими обследованиями; устанавливает, соответствует ли здоровье ученика требованиям и специфике избираемой им профессии;
- уточняет потребности города, района, области в кадрах по профессии, избранной учеником;
- участвует в подготовке заключения о рекомендуемых сферах трудовой деятельности учащегося.
Таким образом, в работе учителя трудового обучения по профессиональной ориентации учащихся, можно выделить следующие направления:
- профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями производства, профессиями и специальностями;
- профессиональное воспитание – воспитание у учащихся устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии, а также социального равенства профессий и сфер трудовой деятельности;
- педагогическая профконсультация – совет учащемуся о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его знаниям и склонностям.
Вывод: основная задача учителя трудового обучения в области профориентационной ориентации учащихся состоит в формировании у учащихся готовности к выбору профессии в соответствии с психофизиологическими особенностями и потребностями общества в кадрах.
Библиографический список
Воспитание учащихся в процессе трудового обучения/ В77 Т.Н. Мальковска, Т.С.Буторина, И.П. Волков и др.; Сост. Л.И. Маленкова; Под ред. Т.Н. Мальковской.-М.: Просвещение, 1983.-184 с. – (Б-ка учителя труда).
Капланская Е.И., Галле А.Г., Головина Г.А. К20 Профессиональная ориентация детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда: учебно-методическое пособие для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профессиональной ориентации детей - инвалидов. - М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2014. – 64с.
Мирский С.Л. М64 Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1980. – 183 с., ил.
Симоненко В.Д. С37 Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.- 223с., ил.