Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе VIII вида

Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе VIII вида
Иванов Михаил Юрьевич,
учитель высшей квалификационной категории
«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны жизни ее учеников». Уильям А. Вард

Современная система образования нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Образование должно ориентироваться на личность ребенка. Система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.
Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека». В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности.
Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности, социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни.
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля учитель переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько на деятельность ученика, позицию ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В личностно-ориентированном обучении ученик  не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
В школе обучающиеся занимаются в столярной, слесарной, швейной мастерских по программе специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Школа готовит подростков к жизни. Что им потребуется в первую очередь:
умение обслужить себя,
полноценно участвовать в семейной жизни, обеспечить быт семьи,
осознанно выбрать себе профессию.
В коррекционной школе 8 вида основными предметами являются столярное слесарное и швейное дело. По этим предметам проводится итоговая аттестация. Именно изучение этих предметов максимально готовит детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе. Изучая выше названные предметы, дети получают азы специальности столяра, слесаря и швеи.  Суть личностно-ориентированного обучения на уроках труда в школах 8 вида это создание условий для познавательной активности обучающихся. Ученикэто главная фигура всего общеобразовательного процесса. Учитель должен создавать условия для развития мотивации к обучению.
Обучающиеся воспитанники различаются по темпераменту и характеру, по темпу выполнения работы и мотивации учения. У них обнаруживается разная направленность личности (идеалы, устремления, интересы, профессиональная направленность). В то же время обучающимся присущи большие различия, обусловленные полиморфностью основного и сопутствующих дефектов, а также их глубиной. Все эти факторы действуют в разных сочетаниях и неодинаково влияют на общие и частные учебные возможности школьников.
Учитель условно делит класс на группы. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Таких групп может быть от одной до четырёх. Выполнение единых программных требований, ориентированных на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются,  и это приводит к развитию у учеников неуверенности в возможности овладения знаниями, умениями и навыками, а у учителя к неудовлетворенности результатами своей работы.
Для осуществления личностно-ориентированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его здоровья. Учитель в своей работе использует дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Это очень длительный процесс, который растягивается на годы, и виден только тогда, когда ребёнок стоит на пороге выхода из школы. Из года в год учителем проводится коррекционная работа по исправлению недостатков и приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.
Трудовое обучение в коррекционной школе определяется рядом этапов обучения учащихся. Каждый из них решает на ряду с общими, специфические для данного этапа задачи.
Первый этап охватывает обучение в 1-4 классах. На этом этапе у обучающихся формируется первый трудовой опыт. К специфическим задачам данного этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей обучающихся и формирование у них готовности трудиться в школьных мастерских, а также прогнозировать успешность последующего обучения основам выбранной профессии. Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности.
Второй этап обучения охватывает учащихся обучающихся 5-8 классов. В среднем звене обучения, на уроках  труда  уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои  знания, умения, навыки. В 5-6 классах усложняя задания, наблюдаю за успехами обучающихся. Они стараются повторить своего учителя, научиться работать последовательно, используя инструкции, показы, планы. Например, при изучении темы «Двойной шов», который в дальнейшем используется при пошиве наволочки, ночной сорочки, пижамы, я использую дидактические пооперационно-технологические карточки, план работы, образец изделия. При необходимости, помогаю слабым ученикам выполнять задание, что приводит к осмысленному завершению работы. После того, как обучающиеся научились выслушивать, повторять и запоминать характеристику изделия, осуществляю переход к следующему этапу обучения ориентировки в задании, когда анализ изделия проводится в групповой беседе, причем постепенно уменьшаю свою помощь в определении характеристик изделий. В 7-8 классах обучающиеся самостоятельно определяют параметры изделий по техническому рисунку и чертежу, используют журналы мод для пошива изделий. Большую помощь в работе оказывают технологические карты, обучающиеся реже обращаются к пооперационным картам, слово учителя для них является доступным.
Третий этап. На данном этапе определяются личностные качества ребенка, необходимые в совместном труде, практикуется пооперационное разделение труда, осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, умениями и навыками характерными для труда работников определенного предприятия. Занятия  проходят уже с элементами профориентации. Применение знаний в созидательном труде убеждает обучающихся в ценности полученных трудовых навыков. На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг обучающихся, учу их терпеливому труду, поощряю естественное стремление к творчеству и красоте.
Профессионально-трудовое обучение в школе 8 вида является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в развитии. Нарушение пространственного анализа и недостаточное овладение сенсорными эталонами создают трудности в восприятии наглядного материала. В результате, объяснение усваивается частично, хотя учащиеся и стараются понять учителя. Низкий уровень понимания часто возникает в связи с незнанием, казалось бы, самых простых слов (например, «между», «напротив»), неумением вспомнить ранее изученный материал, с которым нужно связать новые сведения, неспособностью самостоятельно вычленить главное в объяснении. Планируя свою работу, использую общепринятые формы учебно-воспитательного процесса: с учетом психофизических возможностей обучающихся составляю рабочие программы и поурочные планы, тщательно продумываю содержание практических работ, придавая особое значение подбору объектов труда.
Практические задания подбираются с учетом практических навыков, состояния внимания, утомляемости и темпов работы каждого ученика. Работа с такими детьми требует более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.
Сложной задачей для учителя является нахождение времени в ходе урока для дополнительной работы с отстающими учащимися. Осуществление такой помощи без ущерба для основной группы во многом зависит от содержания инструктажа обучающихся перед началом работы. Правильно организованный инструктаж позволяет большинству обучающихся дольше работать самостоятельно, не допуская ошибок. Тем самым у учителя появляется возможность больше затратить времени на индивидуальную работу с отстающими учащимися.
Для того чтобы достичь желаемого результата, задания даются дифференцированно (в соответствии с требованиями доступности), а также провожу индивидуальные инструктажи, беседы и консультации. Личностно-ориентированный подход к обучающимся основан на систематическом и всестороннем изучении каждого из обучающихся в процессе бесед с ними и наблюдением за их работой. Причиной недостаточной самостоятельности обучающихся является испытание затруднений в ориентировке задания, анализа образца, понимания инструкции, привлечения своего прошлого опыта к решению данной задачи, планирования трудовой деятельности (определение последовательности операций и приемов работы), самоконтроля. На занятиях стараюсь развить умения и навыки обучающихся, вселить уверенность при выполнении тех или иных операций, научить видеть результаты своей работы.
Лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Учитывая, что динамичность активного внимания детей олигофренов не превышает 20 минут, то часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться с изменением позы ребёнка. Для сохранения здоровья, предупреждения утомляемости уроки нужно проводить в игровой форме. Детям нужно прививать здоровый образ жизни, для этого необходимо в работе создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
В процессе работы разработаны общие положения (принципы), на основе которых осуществляется личностно-ориентированный подход, определяются его частные цели и соответствующие им способы педагогического воздействия:
использование субъективного опыта учащегося
актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний
вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала
обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества
создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы
создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.
                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, можно отметить, что этот метод наиболее перспективен т.к. в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания.
Литература:
Программа специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой. М.; Владос, 2011год.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. Под ред. И.М. Бгажноковой .-М.; Владос, 2007 год.





15