Приёмы работы по формированию умения писать слова с непроверяемыми написаниями.


Приёмы работы по формированию умения писать слова с непроверяемыми написаниями.
Проверяемая безударная гласная корня - одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю лёгкость правила, регулирующего её написание. В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работах младших и старших школьников встречаются ошибки, вызванные либо неумением найти объект правила, либо неумением пользоваться правилом.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки и в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми написаниями. С такими словами младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со словами с непроверяемыми написаниями. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры - более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная деятельность обучающихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой деятельности:
активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
обучающий характер учебной деятельности;
регулярность в работе над словами с непроверяемыми написаниями.
Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников, художественных произведений, частотных словарей и других источников. Более высокой эффективности в усвоении слов с непроверяемыми написаниями можно достичь, используя следующие приёмы работы:
Запись слов по алфавиту(1 класс)
Запишите слова в алфавитном порядке, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную: песок, калач, диван, альбом, бетон, вагон, пальтоЗапишите слова в три столбика и внутри каждого столбика строго по алфавиту: азбука, газета, алфавит, пакет, алмаз, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, пионер, автобус, горох, гараж, пирог.Выборочный диктант (1класс)
Учитель читает вслух текст, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами. Можно усложнить этот вид работы: в один столбик записывают слова с проверяемыми безударными гласными, в другой- с непроверяемыми.Выборочный ответ (1класс)
Слова Ответы
1 2 3 4
б…тон а о а о
г…зета о а а о
г…рохо а о о
Группировка и запись слов по орфографическим признакам (2класс)
Запишите слова в столбики: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной а, в другой-с безударной гласной о и так далее: планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка.Подбор однокоренных слов-других частей речи (3-4 классы)
Одним из эффективных приёмов словарно-орфографической работы является подбор учащимися синонимов и антонимов. (Метель- вьюга, буря, метелица, пурга; граница- рубеж, межа, край, предел)
Составление предложений с данными словами (2класс)
Сочинение по опорным словам (2класс)
Напишите сочинение на тему «На вокзале», используя слова: багаж. Вагон, вокзал, народ, дежурный, сигнал, перрон.
Дописывание орфографических таблиц (2класс)
Пользуясь орфографическим словарём, допишите таблицу:
а о
а а-а о о - о
абзац карандаш солома огород
• Замена описательных оборотов словами-синонимами (3-4классы) Замените отдельными словами описательные обороты: собрание засушенных растений, собрание однородных предметов, коллектив артистов и так далее.
Опыт показывает, что планомерное применение названных приёмов даёт возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям на 35-40%. При использовании описанных выше приёмов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.