Технологическая карта урока по литературному чтению. УМС Планета знаний. Тема урока Согласные звуки[в], [в]. Буквы В,в.


Тема урока: Согласные звуки [в], [в']. Буквы В, в.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Знакомство со звуками [в], [в'], буквами В, в.
Педагогические задачи:
- дать представление о новых звуках и буквах;
- создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
- способствовать развитию внимания, фонематического слуха, культуре звукопроизношения, словарного запаса, познавательного интереса к чтению;
- совершенствовать читательские умения.
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Метапредметные

Проявлять интерес к изучению темы, осознавать свою успешность на уроке,
развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим, осознавать правила взаимодействия в паре.

Познакомятся с новыми звуками и буквами, научатся давать характеристику новым звукам, совершенствуют умение слогового чтения слов, предложений с новыми и ранее изученными буквами, совершенствуют умение в разгадывании ребусов и анаграмм, «заочно» познакомятся с фразеологическим оборотом.
Познавательные (общеучебные): уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и во внеурочное время; осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, в группе, формулировать собственное мнение и позицию.


Основные понятия: звук, буква, предложение, текст.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная форма работы;
- фронтальная форма работы;
- работа в парах.

Элементы образовательных технологий, используемых на уроке:
- здоровьесберегающая;
- ИКТ;
- системно- деятельностный подход;
- уровневой дифференциации;
- групповая;
- игровая.

Образовательные ресурсы:
- Букварь: 1-й кл.: учебник/Т.М. Андрианова.- М.: АСТ: Астрель, 2012;
- Рабочая тетрадь к «Букварю» Т.М. Андриановой: 1–й кл./Т.М. Андрианова.- М.: АСТ: Астрель, 2015.(Планета знаний);
- слоговые таблицы;
- картинки с изображением Винни –Пуха, Совы;
- карточки для опорной схемы;
- текст сказки;
- мобильный телефон;
- картинка «Радуга».

ЭОР:
- Интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная установка, mp 3 - песенка «Винни Пуха».


Технологическая карта урока

№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые ресурсы

1
Организационный момент. Самоопределение к действию.
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок
Вы садитесь тихо как?
А здороваетесь как?
Настроение какое?

- Я рада, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. А ещё я вам желаю интересных открытий на уроке, умных вопросов и грамотных ответов.




- садятся за парты
- кивают головой
- показывают смайл, соответствующий настроению




Сигнальные круги «смайлы» (грустный, равнодушный, весёлый).

2
Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Алфавитинск». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.
- Откройте по закладке маршрутный лист в Букваре и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки русского алфавита?
- Как отличить гласные звуки от согласных?





- Какие звуки мы обозначаем с помощью букв – жителей первого дома города «Алфавитинск»?
- А почему «жильцы» живут в разных подъездах?






-На какие группы можно разделить согласные звуки?
- Что вы можете рассказать о «жильцах» второго дома города «Алфавитинск», живущих в подъезде слева, а правый пустует?
- А какой «житель» этого дома отличается от всех и почему?
- Сегодня мы продолжим наше путешествие по городу «Алфавитинск».






открывают маршрутный лист (стр. 23-24)
- На гласные и согласные



- При произношении гласных звуков воздух не встречает преграды на своём пути, мы можем их тянуть, пропеть;
- При произношении согласных звуков воздух встречает на пути преграды в виде зубов, губ.
- Мы обозначаем гласные звуки.


- В левом подъезде «жильцы» говорят согласному, который стоит впереди «Будь злым, будь твёрдым!». Эти гласные придают твёрдость согласным.
- В правом подъезде «жильцы» говорят согласному, который стоит впереди «Будь добрым, будь мягким!». Эти гласные придают мягкость согласным.
- На мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие.
- С помощью этих букв мы обозначаем согласные звонкие, мягкие и твёрдые звуки.

- Это буква Й. С помощью этой буквы мы обозначаем согласный звонкий и только мягкий звук.
Букварь

3
Постановка учебной задачи
- Поднимите руку, кто из вас любит смотреть мультфильмы? Сегодня к нам на урок спешат сказочные герои, а кто это, догадайтесь сами! (запись песенки)
- Вы, наверное, догадались, кто это?
(На доску прикрепляется изображение героя).
- Какой звук мы слышим в первом слове его имени?
- Он пришёл к нам на урок не один. Как звали героя мультфильма, который жил в домике на дереве и все ходили к нему за советом?
(На доску прикрепляется изображение героя).

- Какой звук мы слышим в начале второго слога в слове Сова?
- Как вы думаете, почему именно эти герои пришли сегодня к нам в гости?

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока.
- Сформулируйте «задачи», которые мы должны «решить» на уроке?
(Вывешиваются карточки для опорной схемы).



- Где в жизни можно применить новые знания?




- Винни Пух.


- Звук [в'].

- Сова.






- Звук [в].

- Это новые звуки, с которыми мы будем сегодня знакомиться.

- Звуки [в], [в']. Буквы В, в.

- Познакомиться с новыми звуками, дать им характеристику.
- Познакомиться с новыми буквами.
- Учиться читать слоги, слова, предложения с новыми буквами.


- ответы обучающихся



Ноутбук, колонки, mp 3 – запись песенки Винни Пуха, картинки с изображением героев



















Опорная схема на доске

4
«Открытие» нового знания




















Первичное закрепление










«Открытие» нового знания
1. Работа в парах.
- Сейчас мы с вами превратимся в исследователей и будем исследовать новые звуки в парах. Составим план нашего исследования. С чего будем начинать?

- Если согласный, что ещё должны о нём рассказать?

- Поработаем в парах. Произносим новые звуки, смотрим друг на друга. Исследуем звуки по составленному нами плану.
- Заслушаем результаты ваших исследований.








2. Развитие фонематического слуха.
- Сейчас я вам прочитаю сказку. Вы должны запомнить как можно больше слов с новыми звуками. После прочтения мы проверим, у кого из вас самая «длинная» память.
(Чтение сказки).
3. Физкультминутка
- Давайте проверим, кто больше запомнил слов с новыми звуками. Если в слове есть звук [в] – встают мальчики, а если [в']- девочки.
(Учитель считает слова).
4. Знакомство с новой буквой.
- Кто из вас знает, какой буквой обозначаются новые звуки?
- Рассмотрим прямоугольник в верхнем правом углу Букваря. Какие буквы в нём изображены?
- Почему их четыре?


- Для чего нам нужны заглавные буквы?



- Где мы встречаемся с печатными буквами?

- А для чего нам нужны письменные буквы?


- А вы бы хотели научиться писать письменные буквы в [вэ]?
- Этому мы будем учиться на других уроках. А каких?

- Что вам напоминает печатная буква в [вэ]?

- Вы готовили творческие проектные работы на тему «Моя любимая буква». Посмотрите, какую букву представила нам Ваша





- Выясним, какой звук: гласный или согласный.
- Звонкий или глухой, мягкий или твёрдый.

- Осуществляется работа в парах.


- Звук [в]: согласный, при его произношении воздух встречает преграду; звонкий, так как больше голоса, чем шума при произношении; твёрдый, следим за произношением в слове.
- Звук [в']: согласный, при его произношении воздух встречает преграду; звонкий, так как больше голоса, чем шума при произношении; мягкий, следим за произношением в слове.

- слушают сказку и запоминают слова





- обучающиеся выходят к доске по одному и называют слова с новыми звуками, а остальные внимательно слушают и выполняют задание


- На письме звуки [в], [в'] обозначаются буквой В.

-Буквы в [вэ].

- Две печатных и две письменных, две заглавных и две строчных.

- С заглавной буквы мы пишем начало предложения, имена и фамилии людей, имена сказочных героев, клички животных.
- Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.
- Письменными буквами пишут все люди и мы пишем их на уроках русского языка.

- ответы обучающихся

- На уроках русского языка.


- ответы обучающихся


- Ваша выходит к доске, представляет свою работу и рассказывает стихотворение про букву [ вэ]
























- текст сказки











- Букварь


5
Первичное закрепление
Включение в систему знаний
5. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой и ранее изученными. Разноуровневые задания.

- Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
- Сейчас мы будем выполнять разные задания. Одни будут читать слоги на карточках, другие – слова в столбиках, а третьи – будут читать текст.
(Контролирую действия обучающихся, оказываю помощь).

- Давайте проверим, что у нас получилось.
- Выборочное чтение слогов ( 1 группа).
Читаем слоги с твёрдым звуком, с мягким звуком. Почему мы по разному произносим первый звук: твёрдо, мягко?

- Выборочное чтение слов (2 группа).
- Прочитайте в столбиках одинаковые слова. Сравните их записи. Что интересного вы заметили?



- Кто из вас догадался, когда эти слова пишутся с заглавной буквы?

- Что у меня в руках?
Сейчас я вам прочитаю СМС сообщение.
- Чужие сообщения читать нельзя, но оно адресовано лично мне и я разрешаю вам с ним познакомиться.
(Для обучающихся текст вынесен на экран). Читаю текст СМС: Здравствуйте, Елена Валерьевна! Поздравляю Вас с весенним праздником! Желаю Вам радостного настроения!
Ваш ученик Виктор К.)
- Какие слова выделены в этом тексте?
- Кто из вас догадался, когда ещё эти слова пишутся с заглавной буквы?

- Эти слова называются этикетными, их произнося культурные люди по отношению к взрослому человеку. На письме такие слова пишутся с заглавной буквы. Пожалуйста, помните об этом!
- Прочитайте слова, написание которых расходится с произношением.
- Какой звук мы произносим?
- Какую букву пишем?
- Звуки, которые мы произносим, ударные или безударные?
- Это место на письме считается очень опасным, мы можем допустить ошибку в написании слова.
6. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

- Работа с текстом. Чтение по цепочке.
- Прочитайте название текста.
- Прочитав название, вы сразу поняли о ком пойдёт речь или вас запутала иллюстрация, на которой изображён довольный кот?
- Сколько предложений в тексте?
- Докажите.

- Читаем текст по предложениям.

- Назовите главных героев.
- Объясните название текста.

- Назовите слова, в которых есть звук[в] .
- Назовите слова, в которых есть звук[в'] .

- Я прочитаю этот текст, а вы запоминайте.
(Чтение текста).
- Кто хочет рассказать, что запомнил.










- обучающиеся выполняют задания







- читают слоги на карточках

- Гласные звуки [а, о, у, ы, э] обозначают твёрдость согласного, а гласный звук [и] – мягкость согласных.

вы Вы
вам Вам
вас Вас
- Одинаковые слова в произношении, но на письме пишутся по разному: со строчной и с заглавной буквы.
- Эти слова пишутся с заглавной буквы, когда стоят в начале предложения.

- Мобильный телефон.




- Смотрят на экран и читают выделенные слова.




- Вас, Вам.
- Когда обращаются к взрослому человеку, тогда эти слова пишут с заглавной буквы.






- Ловили, наловили, выловили.

- Мы произносим звук [а].
- Пишем букву о.
- Звуки безударные.





- обучающиеся выполняют движения











- Рыболовы.

- ответы обучающихся

- В тексте шесть предложений.
- Мы посчитали знаки в конце, получилось шесть точек.
- обучающиеся читают текст

- Вова, Иван, Барсик.
- ответы обучающихся

- Вова, Иван, вода, вынул.
- Ловили.



- пересказ текста
Слоговые таблицы, Букварь, открытка, конверт, ноутбук, мультимедийная установка, экран или интерактивная доска в качестве экрана

6
Рефлексия
1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения.
- Закройте глазки и вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке.
2. Рефлексия деятельности и содержания учебного материала.
- Наш урок подошёл к концу. Героям необходимо вернуться в мультфильмы. Они с вами прощаются и благодарят за чудесный урок и крепкие знания. (Иллюстрации снимаются с доски).
- А мы пробежимся по радуге и подведём итоги (вывешивается картинка радуги со словами):
- сегодня я узнал (а);
- меня удивило;
- было интересно;
- у меня получилось;
- было трудно;
- я научился;
- теперь я могу.
3. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Изменилось ваше настроение к концу урока или нет, покажите.

- Я очень рада! Спасибо вам за урок!




- закрывают глаза















- обучающиеся повторяют начало предложения за учителем и заканчивают его своими мыслями по поводу урока






- обучающиеся показывают смайл, соответствующий своему настроению
Иллюстрация для рефлексии «Радуга», сигнальные круги «смайлы»


Приложение
1. Текст сказки.
Разрешите представить вам третью букву нашего сказочного Алфавита – букву В. Буква В – весёлая, важная, восторженная, воспитанная, верная, восхитительная.
А ещё, скажу вам по секрету, она волшебная. В чём же заключается её волшебство?
Дело в том, что слово «время» начинается именно на эту букву. И буква В считает, что она – «главная по времени». А времени, как известно, подчинено всё.
Воробьи, вороны, вальдшнепы прилетают в гости к букве В, они тоже знают, что такое время. Что есть зимний и летний сезоны, осень и весна, день и ночь. Есть время, когда корма много, а есть такие сезоны, когда его приходится добывать с трудом. Есть период, когда тепло, в другое время стоят лютые морозы.
Только вальдшнеп не знает морозов, потому что это перелётная птица.
Буква В любит разные вкусняшки: вареники и варенье, виноград и вишню, винегрет и вермишель, ватрушки и вафли, варенец и ветчину.
2. Картинка «Радуга» для рефлексии.












Нестерова Елена Валерьевна, учитель начальных классов
МОУ НОШ №5 г. Буй

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15