Самостоятельная работа по психологии. Тема Возрастная периодизация


Государственное образовательное автономное учреждение
Амурской области среднего профессионального образования
Амурский педагогический колледж
Методические рекомендации
для самостоятельного изучения темы:
«Возрастная периодизация: понятие, сущность»
по учебной дисциплине « Психология»
Разработала: Рахимова Н.В.
преподаватель психологии, высшей квалификационной категории
2012
Тема: Возрастная периодизация: понятие, сущность.
Цель: Освоить понятия возраста и возрастной периодизации психического развития и научиться различать их, понять основные принципы построения периодизации психического развития, выдвинутые Л.С.Выготским; познакомиться с возрастной периодизацией Д.Б.Эльконина и раскрыть ее сущность, осознать роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Осознать значение кризисных периодов в психическом развитии человека, научиться применять полученные знания на практике.
Терминологический тезаурус: возраст, возрастная периодизация, кризисный период развития, критерии периодизации, принцип ведущей деятельности, принцип историзма, ведущий вид деятельности, интериоризация, интимно-личностное общение, непосредственно-эмоциональное общение, сюжетно-ролевая игра.План:
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
Требования к критерию и принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Л.С.Выготским.
Периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина
Значение кризисов в психическом развитии
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
При определении понятия "возраст" А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений – есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.
В отечественной науке существует два представления о возрасте : физический возраст и психологический возраст . Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).
В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов: Три группы периодизации по Л.С.Выготскому: по внешнему критерию, по одному и по нескольким признакам детского развития. Основные принципы построения периодизации по Л.С. Выготскому: принцип историзма («изучать в развитии»), принцип ведущей деятельности.
В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте " Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Психическая деятельность как интериоризация внешней предметной деятельности субъекта. Раскрыть периодизацию по ведущим видам деятельности Д.Б. Эльконина.
Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис – переломный этап онтогенетического развития. Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста.
Особенности кризиса (по Выготскому): А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка. Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться , конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.) В) негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.
Динамика изменений: 1)стабильные возраста (микроизменения накапливаются до известного предела, а затем обнаруживаются) 2) кризисы (бурно происходят резкие изменения ребенка; в отличии от стабильных возрастов носят переходный характер)
Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка. Раскрыть периодизацию Л.С. Выготского.

Контрольный тест по теме
Выберите правильный ответ
1. Кто автор этой теории? Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок –вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
А)Л.С. ВыготскийБ)Д.Б. ЭльконинВ)А.Н. Леонтьев
2. Кризис – это…
А) качественные психологические характеристики, которые появляются в каждом возрасте и являются его отличительными особенностями.
Б) деятельность, которая обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития, она обеспечивает ребенку максимально благоприятные условия для его развития
В) Краткие, бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
3. Кризис 7 лет – это: а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности; б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх; в) тревожность, демонстративность, вербализм. г) все ответы верны; д) правильного ответа нет. 4. Деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований у человека в определенном возрасте.
А) Процесс
Б) Новообразование
В) Ведущая деятельность
5. Кто ввел понятие «Ведущая деятельность»?
А) Л.С. ВыготскийБ) Д.Б. ЭльконинВ) А.Н. Леонтьев
6.Динамика психического развития определяется
А) стадиями в развитии интеллекта;Б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;В) ходом созревания органических особенностей.
7. Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:
А) саморегуляцией;
Б) сензитивностью;
В) комфортностью;
8.Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущую деятельность:
Младенчество
Ранний возраст
Дошкольный возраст
Младший школьник
Подростковый возраст
Ранняя юность
a) Учебная деятельность
b) Эмоциональное общение со взрослыми
c) Учебно-профессиональная деятельность
d) Эмоциональное общение со сверстниками
e) Сюжетно-ролевая игра
f) Предметно-манипулятивная деятельность
Правильные ответы на тест:
1.Б
2.В
3.Г
4.В
5.В
6.Б
7.Б
8. 1-b, 2-f, 3-e, 4a, 5d, 6-c
Список использованных источников
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2004.
Марцинковская Т.Д. Возрастная психология. – М., 2003.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006.
Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2007
Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2004.
Психология развития (Хрестоматия)/Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СпбГУ. – СПб.: Питер, 2001.
Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Хрестоматия по детской психологии./Под ред. Г.В. Бурменской. -М.,1996.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.
http://www.bigpi.biysk.ru/moodle