Мастер-класс на тему: Критериальное оценивание-важный фактор процесса обучения


Тема: «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»

Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать»
Цель:
Дать общее представление о новой системе критериального оценивания.
Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
Задачи:
Создать мотивацию к изучению темы, в время проведения мастер- класса.
Познакомить с суммативным, формативным  и критериальным оцениванием.
Показать на практических примерах использование каждого вида оценивания на разных этапах урока.
Ожидаемый результат: учителя  не только познакомятся с видами оценивания, их характеристиками и методами  использования каждого вида оценивания на разных этапах урока, а и сами примут участие в разработке критериев оценивания.
Ресурсы:
Маркеры, бумага
Карточки
Презентация «Критериальное оценивание».
Ход мастер класса
Слайд №1.
Психологический настрой на работу. Участники сидят по группам.(Одному участнику каждой группы даётся жетон).
1.Упражнение «Взаимные презентации» 2 мин
Инструкция: Остальным участникам предлагается рассказать о своём соседе.
Другие же участники слушают.
Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие важные вопросы:
Характер;
Что умеет делать лучше всего;
За что можете похвалить?
Рефлексия. Коллеги, что нового для себя вы узнали об этом ? Подарите аплодисменты.
1
Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто провели взаимопрезентацию друг друга, но и были вовлечены в процесс
взаимооценивания. Всему в жизни мы даём оценку, порой даже не думая об этом.
А теперь представьте себе яблоню. Ветви которой под тяжестью плодов склонились до земли.
1.Вопрос: - Можно ли на дереве найти два одинаковых яблока?
2. На столе у каждой группы рисунки с различными видами яблок.
Работа в группах по оцениванию яблок:
А) Оцените по пятибалльной шкале яблоки. Легко ли это сделать? Почему?
! сложно, т.к. нет четких критериев
ЗАДАНИЕ: Разложите эти яблоки на предполагаемые корзины в соответствии с критериями. Приложение №1
1) самые красивые (съедим сами или угостим родню)
2) мелкие ( сварим компот)
3) неказистые, червивые
4) варенье из яблок
5) сушка
Как вы их разделили?
- Какое оценивание было более эффективным и прозрачным? Почему?
Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому яблоку нашлось применение.
Каждый класс похож на такую корзину яблок. Следовательно, очень важно правильно оценить каждого учащегося.
Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Работа в группах (Собери предложение)
2
Оценка мотивирует когда: Приложение №2 (карточка)
1 группа: Когда ученик уверен в ее объективности;
2 группа: Когда ученик воспринимает ее как полезную для себя;
3 группа: Когда ученик знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
4группа: Когда ученик уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
5 группа: Когда ученик уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия.
Существует огромное количество оценочных техник, вы сможете более подробно с ними познакомиться позднее. Приложение №3.
А сейчас мы остановимся на технике оценивания, сфокусированной на критериальном оценивании.
Слайд №2
Ещё раз вспомним виды оценивания:

Слайд №3 критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Слайд №4
На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки.
3
В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь.
На этом и строится критериальное оценивание.
Слайд №5 Каковы же задачи технологии критериального оценивания?
(Работа в группах) Приложение №4
Используя схему обсудите в группах, запишите и сделайте анализ.

Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться со следующими терминами.
Слайд №6
Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.
Слайд №7
Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.
4
Слайд №8
Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.
Слайд №9.
Для оценивания достижений учащихся мы применяем четыре критерия. Названия критериев и краткое описание их содержания приводится в таблице:

Самостоятельное изучение ресурса:
Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.
Слайд №10.
Приложение №5
Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев
1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).
В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.
Например: Разработанные критерии и перевод баллов в оценку, примеры из практики. Показ слайдов.
Разберём примеры неконкретных формулировок градации критерия Приложение № 6


Работа в группах.
Составить критерии неконкретных формулировок градации критерии оценки(1-2 группы)
Тема: «Вода в жизни человека»
6
Работа в группах.
Составить критерии конкретных формулировок градации критерии оценки(3-5группы)
Тема: «Вода в жизни человека». Защита.
Рефлексия: «Волшебная линейка»
Оцените в группе крестиком, на сколько полезна полученная информация для вас на данном мастер-классе.
7