Статья на тему Комплексная работа как способ оценивания достижения предметных и метапредметных результатов

Комплексная работа как способ оценивания
достижения предметных и метапредметных результатов

Учитель: Березкина Л. В.

Одна из актуальных проблем современного образования вообще и начального в частности – оценивание достижений обучаемого. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс входит в состав компонентов деятельности, является её регулятором и показателем результативности.
Традиционный вариант оценивания, к которому привыкло несколько поколений учителей и учеников, – это отметки, выставляемые по пятибалльной шкале. Максимум, что можно оценить таким способом, – знаниевый уровень учащегося на момент проверки.
В соответствии с ФГОС НОО в конце учебного года производится оценка предметных и метапредметных результатов каждого учащегося. Личностные результаты, основное содержание которых строится вокруг выявления сформированности внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации учебной деятельности, морально-этических суждений, не подлежат персонифицированной оценке.
Оценивание предметных результатов рассматривается с позиции достижения планируемых результатов по отдельным предметам. Процесс оценки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий при определении метапредметных результатов обучающихся может быть организован в виде решения специально сконструированных диагностических задач, выполнения проверочных заданий по отдельным предметам, а также комплексных заданий на межпредметной основе.
В отличие от итоговых проверочных работ предыдущего поколения комплексные работы для решения поставленной задачи требуют от ученика умения интегрировать знания и умения из различных разделов программы.
Итоговая комплексная работа:
краткая характеристика и особенности
Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Работы строятся на основе несплошного текста к которому дается от 5 (в первом классе) до 10 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.
В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.
Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.
Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика.
С помощью системы таких работ для 1 – 4 классов предполагается вести оценку сформированности следующих предметных навыков:

В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
техника и навыки чтения
скорость чтения «про себя» несплошного текста (в скрытой для детей форме);
общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты: поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.;
создание микротекстов, содержащих краткий читательский отклик, свободный комментарий по прочитанному тексту.

В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
целостность системы понятий (4 кл.);
фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи (начиная с 1-го класса);
разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
разбор предложения по частям речи (начиная с 3-го кл.);
синтаксический разбор предложения (4 кл.);
умение строить свободные высказывания:
словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
предложения
связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик
на этическую ситуацию
на нравственную и социальную проблему
на экологические проблемы
задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
сформированность навыков правописания (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
словарный запас и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);

В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
умение рассуждать и обосновывать свои действия;

В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
объекты живой и неживой природы;
классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
распознавание отдельных географических объектов;

сформированность первичных предметных способов учебных действий
навыков измерения и оценки;
навыков работа с картой;
навыков систематизации;
сформированность первичных методологических представлений
этапы исследования и их описание;
различение фактов и суждений;
постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
Комплект итоговых контрольных работ сопровождается детальными рекомендациями по
проведению работ;
оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания);
оцениванию работы в целом
интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;
фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.
Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом из них предлагается ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий. Измерительные материалы для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое определяется особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации. В работе используются разнообразные типы и
формы заданий.
Перед тем как дети приступают к выполнению комплексной работы, учитель полностью читает её вслух и просит учащихся задать вопросы, касающиеся последовательности выполнения заданий, оформления решения и проч. Заметим, что вопросы могут возникать у учащихся также непосредственно в процессе выполнения работы. Учитель отвечает только на те из них, которые не являются подсказкой к решению. В тексте работы использованы следующие условные обозначения:
– необходимые инструменты и материалы;
– использование чертёжных принадлежностей;
– практическая работа;
– вычисления.
В зависимости от контингента класса, уровня обученности и прочих условий учитель может самостоятельно распределить баллы за выполнение заданий.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предетах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе

15