Применение ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС нового поколения.


Применение ИКТ в организации учебно-воспитательного
процесса в условиях ФГОС нового поколения.
Ивлева Ольга Даниловна
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №112
с углубленным изучением информатики»
высшая квалификационная категория
почётный работник общего образования РФ

Учитель – мобильный человек, он готов работать по – новому, особенно тогда, когда видит, что это приносит реальную пользу детям. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе. Идёт развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышение уровня комфортности обучения, снижение дидактических затруднений у учащихся, повышение активности и инициативности младших школьников на уроке, развитие информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции, приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Выделю основные возможности ИКТ, которые помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Это создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.), создание презентации на определенную тему по учебному материалу, поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования, создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания,  создание текстовых работ.
Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь – сегодня эти традиционные инструменты представляет в новом исполнении интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологий. Система новых технологических решений помогает реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень.
Для меня обучение детей никогда еще не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки. Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:
Объяснения нового материала или инструктирования класса.
Выполнения упражнений для закрепления нового материала.
Обобщения и закрепления изученного материала.
Контроля знаний, тестирования.
Проверки домашнего задания.
Занятия с отстающими учениками так же провожу с применением интерактивной доски. На своих уроках широко использую:
демонстрацию на экране с помощью проектора;
демонстрации, в том числе и интерактивные модели, которые «оживляет» учитель в момент объяснения;
выступление учащегося или дискуссию с демонстрацией на экране цельной работы учащегося или отдельных, представляемых им цитат, моделей и т.д.;
демонстрация задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов;
демонстрация задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов;
самостоятельная работа одного учащегося;
анализ или построение моделей;
тестирование;
поиск необходимой информации;
самостоятельная работа группы учащихся (компьютер как один из инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки выступления).
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
2. Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
4. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей;  формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Применение новых информационных технологий  раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности  длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Изменения в  Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам, мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Давайте помнить, что человек, которому повезло— это человек, который делал то, что другие только собирались сделать.
Список литературы:
1. Серия книг «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение. 2011.
2. Интернет – ресурсы:
http://www.it-n.ru
http://www.standart.edu.ru
http://www.ipkps.bsu.edu.ru