Проект: СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ с заболеванием сколиоз

Панова Н.Л., Ткаченко М.Г.

Проект: СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ с заболеванием сколиоз

ГБООУ « Санаторная школа- интернат г.Петровска»

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психического, стоит уже давно. Медики, психологи, педагоги. Родители отмечают у детей нарушения. Отклонения, несоответствия нормам развития, и в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно с детства формируется здоровье и закладываются основы личности.
В 2011-2012 учебном году первый класс был набран многочисленным. И по решению администрации, был разделен на три группы для проведения уроков ЛФК. После осмотра медицинских специалистов, психолога и их рекомендаций по поводу психофизического здоровья, мы учителя ЛФК поняли, что это разумный подход для занятий лечебной физкультурой. Второй год мы работаем с этими детьми. По рекомендациям психолога, изначально класс был разделен таким образом, что в каждую группу входили дети, которые соответствовали своему уровню психологического здоровья (по И.В.Дубровиной).
В первую группу входили дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности.
Во вторую группу входили дети, которые в целом адаптированы к социуму, но по результатам диагностических исследований обладали повышенной тревожностью. Эта группа не имеет достаточного запаса прочности психического здоровья и является группой относительного риска.
К третьей группе относились дети, которые не способные к гармоничному взаимодействию, не владеющие механизмом защиты, конфликтны со сверстниками и капризны.

Цель. Исследовать способы реализации идеи сопровождения психофизического здоровья учащихся в условиях санаторной школы-интерната.

Задачи:
Теоретические аспекты изучения понятий психолого-педагогического сопровождения.
Организация деятельности учителя в рамках идеи сопровождения психофизического здоровья учащихся.
Особенности диагностических исследований психофизического здоровья учащихся.
Формирование положительной мотивации к занятиям лечебной физкультуры, в том числе самостоятельным занятиям.

Гипотеза. Уроки ЛФК являются психологической разгрузкой для учащихся, так как смена умственной деятельности на физическую оказывает снятие нервного напряжения и дети, начиная двигаться, получают массу положительных эмоций.

Объект исследования. Учащиеся 1-го класса ГКООУ санаторной школы-интерната для детей с заболеванием сколиоз.

Предмет исследования. Адаптация младших школьников к учебному процессу.

Методы исследования. Диагностика психо-эмоционального состояния, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, мониторинг здоровья учащихся, и качественный анализ полученных результатов.

Практическая значимость исследования заключается в том, на основе полученных данных в ходе исследования расширяются представления о психофизическом здоровье учащихся первого класса, что способствует организации компетентностного подхода на уроках ЛФК.

I Теоретическая часть.
1. Понятие психолого-педагогического сопровождения (по М.Р. Битяновой).
Идея сопровождения - значит идти рядом, то есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, иногда чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя.

II. Деятельность учителя в рамках сопровождения.
Систематическое отслеживание – диагностика медико-психолого-педагогического статуса ребенка и динамика его психофизического развития в процессе обучения.
Организационная деятельность учителя ЛФК.

После обследования психолога учитель получает психологическую характеристику каждого ребенка, в которую входят особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношения к миру, а также проблемы или трудности у ученика на уроке ЛФК, в его школьной жизни.
Учитель и психолог создают различные формы сотрудничества, такие как наблюдения, беседы, диагностические исследования по вопросам создания условий для успешного обучения и развития школьников, а также проведения контроля за учебно-воспитательским процессом и результатами.
Занятия на уроках ЛФК являются одним из главных средств, влияющих на психофизическое состояние учащихся. В программу по ЛФК входят уроки корригирующей гимнастики, комплексы упражнений с утяжелителями, гантелями, с различными предметами, на уроках достигается коррекция деформации позвоночника и развитие мышц всего организма. Уроки, проходящие в спортивном зале, а это подвижные и спортивные игры, различные спортивные мероприятия способствуют снятию психологического напряжения, почувствовать себя сильным и уверенным. Урок лечебного плавания оказывает непосредственно психотерапевтическое воздействие на организм, а также обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. В зимнее время в школе-интернате начинаются уроки лыжной подготовки, на которых дети получают огромные положительные эмоции.

III. Особенности диагностики психофизического здоровья.

1. Мониторинг психофизического здоровья учащихся.

Уровень мониторинга здоровья учащихся.
Комплексная поэтапная диагностика.
Исполнитель.

1. Оценка социально-психологической адаптации (для первоклассников – готовность к обучению в школе)
Успеваемость, учебная активность, межличностные отношения, социальная самооценка человека, ценностные ориентации, готовность к обучению.
Учитель.

2. Характеристика физического развития, физической подготовленности и функционального состояния.
Рост, вес, уровень физического развития, физической подготовленности, адаптивность кардиореспираторной системы на нагрузку.
УчительЛФК

3.Психофизиологические
показатели.
Сила, подвижность, уравновешенность, лабильность нервных процессов, тип ВНД. Работоспособность головного мозга.
Психолог.

4. Психоэмоциональное состояние.
Уровень личностной и школьной тревожности, уровень стрессоустойчивости, мышление, личностные свойства.
Психолог.

5. Состояние физического здоровья.
Диагноз заболевания, группа здоровья.
Врачи: педиатр, ортопед.


Методика диагностики физического и психического здоровья, а также уровень физической подготовленности позволит сравнить результаты в динамике наблюдения между группами учащихся. А также поможет найти способы реализации идеи сопровождения психофизического здоровья учащихся на уроках ЛФК.

2.Методика исследования самооценки.
( Щур Якобсон).
Инструкция: ребенок должен нарисовать три лесенки из пяти ступенек и показать свое место на каждой из них.


_ _ _
_| _| _|
_| _| _|
_| _| _|
_| _| _|
Счастье Здоровье Ум

С завышенной самооценкой было 7 учащихся.
С адекватной самооценкой было 15 учащихся.
С низкой самооценкой было 5 учащихся.

3.Методика психоэмоционального состояния.
Для исследования эмоционального состояния первоклассников использовалась следующая методика: вопросник ( самочувствие, активность, настроение), шкала самооценки Спилберга-Ханина. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются результаты.


Средние показатели 3-х групп «до» и «после» посещения уроков ЛФК по вопроснику САН.


Средние показатели первой группы: синий цвет «до» занятий, красный цвет «после» занятий.














Средние показатели второй группы. Все показатели снижаются, но немного.








Средние показатели третьей группы: до начала урока все показатели низкие. За урок показатели немного увеличились.

Заключение.
В настоящее время учащиеся 2-го класса санаторной школы-интерната занимаются в двух группах. Учащиеся третьей группы были распределены в первые две. Наблюдения за детьми и диагностика показали, что учащиеся владеют своими эмоциями, показывают хорошие уровни физического развития и физической подготовленности.
Совместная работа медицинских работников, психолога, учителей и родителей показывает хорошие результаты в сопровождении психофизического здоровья детей.
Дети успешно овладели программным материалом по физической культуре, и показали неплохие навыки самостоятельной работы.

Проблема учителя физкультуры еще есть, и состоит она в том, чтобы подобрать такой метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывал их сам в процессе собственной учебно -познавательной деятельности.

Перспективы учителей физкультуры состоят в том, чтобы на уроке формировался деятельностный подход, а для этого необходимо главное условие, чтобы у детей было отличное психофизическое здоровье, чтобы они смогли адекватно контролировать и оценивать себя и своих товарищей. И над этим надо еще работать.

15