Сценарий урока по литературному чтению Авторское отношение к герою в рассказе В.В. Голявкина Никакой я горчицы не ел (4 класс)


Сценарий урока литературного чтения в 4-м классе.
Тема: «Авторское отношение к герою в рассказе В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: познакомить детей с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел», писателем; учить детей оценивать поступки, отличать хорошее от плохого.
Задачи:
- раскрыть главную мысль рассказа;
- учить делать выводы на основании анализа поступков героя;
- развивать навык выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям, посредством работы с текстом;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать любовь к чтению.
Ресурсы: Учебник «Литературное чтение» для 4 класса Л.Ф Климанова и др., мультимедийная презентация, иллюстративный материал, толковый словарь,
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Планируемые результаты:
Личностные:
Проведут самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД. Смогут определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД. Смогут оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.
Познавательные УУД. Смогут ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.
Предметные: научатся использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их.
Этап урока 2Деятельность учителя 3Деятельность учащихся 4Методический комментарий
1 Мотивация к учебной деятельности Проверяет готовность к уроку.
Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.
Мотивация к учебной деятельности. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
2 Актуализация опорных знаний. -Послушайте стихотворение
Юлиана Тувима "ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина
-О чём это стихотворение?

-Зачем надо трудиться?
-А вы, ребята, трудитесь? В результате вашего труда что получается?
-Посмотрите видео.
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
И что в итоге получается.
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться,
В результате труда получается продукт, результат.
Знания.
О тех, кто трудится,
кто не трудится, прогуливает школу
Выдвигают предположения. Слушают вопросы учителя. Ориентируются в системе собственных знаний по теме.
1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3 Целеполагание. Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».
Давайте сначала познакомимся с автором, а затем порассуждаем над очень интересным названием.
(коротко)
Виктор Голявкин – художник и писатель
Сюжеты для рассказов брал из жизни.
Героями чаще всего являются мальчики.
Презентация.
-Как вы думаете, кто является героем нашего рассказа?
(мальчик)
-При чём здесь горчица? Вам нравится на вкус?
Презентация.
- Какое выражение лица у человека, который наелся горчицы?
(горькое, острое, мальчику стало грустно).
- Это наше предположение, давайте будем разбираться.
Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
Вскоре вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" , "Мой добрый папа", "Боба и слон".
Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Главное население его книг – мальчишки. Иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.
Умер Виктор Владимирович Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 года.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4 Планирование. 3. Первичное чтение.
Чтение рассказа учителем. (во время чтения наводящие вопросы:
У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.
У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?
У: Что даст ему встреча?
Беседа по первичному восприятию
(после всего рассказа)
Словарно- лексическая работа.
- Какие встретились непонятные слова?
Ответь на вопросы:
-От чьего имени ведётся рассказ?
-Почему мальчик попадает в нелепые ситуации?
-Как характеризуют мальчика его поступки?
-Что о нём думают окружающие?
-Как к герою относится автор?
-Что бы вы посоветовали герою рассказа?
-В чём основная мысль рассказа?
- Какой по настроению рассказ вы услышали? (Веселый)
- Понравился вам мальчик – герой рассказа? Почему?
- Посмотрите на картинку с изображением экскаватора. Для чего используются эти машины?
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Никакой горчицы я не ел»?
Представьте выражение лица мальчика, с которым он вышел из дома. Изобразите.
- Какое должно быть выражение лица, чтобы люди могли сказать «…ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся.»
- Попробуйте изобразить его мимикой.
- Мальчик вышел из дома веселым. Почему же так испортилось его настроение?!
На экране таблица.
Но сначала немного отдохнем.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали? – Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси зашипели: Ш-ш-ш-ш
Пошипели, помолчали
И, как зайцы поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

(М.б. : проспект – это большая широкая улица в городе, строительные леса – это вспомогательные устройства для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных или ремонтных работ преимущественно снаружи здания (сооружения), патент - документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением, штукатурить - покрывать
(стены, потолки) специальным раствором для образования гладкой поверхности, удобной для окраски, оклейки. )
(Это слова мальчика из текста.)
(горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное…)
их используют при земляных работах, они ковшом вычерпывают землю и др.)
Хотелось петь, испытывал радость.)
При обсуждении плана стараюсь, чтобы учащиеся планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей. После построения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков о в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача
5 Реализация плана. 5. Работа с текстом.
5.1. Словарная работа по отработке техники чтения.
- Прочитайте слова, которые написаны на доске.
Кон-дук-тор-ша ( правильно ли употреблено слово? Как надо говорить? (кондуктор), про-гуль-щик, стро-и-тель-ные, при-слу-ши-ва-юсь.
5.2. Чтение первой части. (до слов «…Ходи себе и ходи»)
- Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.
- Как можно его назвать, если он прогуливает занятия?
На экране появляются заполненные разделы таблицы.
5.3. Чтение второй части (по ролям) до слов «Вздохнул и дальше пошел.».
- С кем встретился мальчик? (Мальчик встретился с шофером.)
- Чем закончилась встреча с шофером? (Он его прогнал.) Почему? Заполняется таблица по разделам.
5.4. Чтение третьей части (по ролям) до слов «Значит, я опоздал немножко…».
- С кем заговорил мальчик?
- Патент – это документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Как вы думаете, кем были эти двое? (Они были изобретателями.)
- Как они отнеслись к мальчику?
- Какие чувства он испытал?
Заполнение разделов таблицы.
5.5. Чтение четвертой части (по ролям) до слов «Метлы даже жалко.».
- Почему дворник прогнал мальчика? (Метла для работы).
- Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик?
Заполнение разделов таблицы.
5.6. Чтение пятой части (3 человека ) до слов «…рабочие на лесах штукатурят, красят.».Заполнение таблицы по предложенным разделам.
5.7. Чтение шестой части (по ролям) до слов «Неудобно как-то».
- Как удалось кондуктору разоблачить мальчика (По выражению лица).
Заполнение таблицы по предложенным разделам.
5.8. Чтение шестой части (по ролям) до конца.



(Прогульщик)
Презентация По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют услышанное..
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Фронтальная работа с классом.
6 Конт
роль и оценка. – Как все люди, которых встретил мальчик, отнеслись к нему?
– Как вы думаете, они догадались о том, что он прогульщик?
– Почему в ясный солнечный день ему было скучно?
– Чему учит рассказ В. Голявкина?
Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?
Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.
Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7 Рефлексия. - Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.)
- Какие выводы мы сделали? (чтение по таблице).
Обычно вывод делает сам автор, а здесь смысл скрыт, мы должны догадаться, чему хотел научить нас автор. На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Учитель организует коллективную деятельность детей в подводящего диалога, побуждающего диалога и т. д.).. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.8 Домашнее задание. - Подготовьте выразительное чтение рассказа В. Голявкина; чтение по ролям; подготовьтесь продолжить фразу: «Школу прогуливать нельзя, потому что…» Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Осуществляет проверку соответствующих записей.
№ Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1 Прогульщик Хотел петь, радовался свободе. 2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.