Конспект урока по математике для 5 класса «Угол. Прямой и развёрнутый угол»


Урок подготовила и провела учитель математики
Артющенко И.В.
Открытый урок по математике в 5 классе «Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник»
МОУ Дугдинская СОШ
- 2012-2013 учебный год –
Цели и задачи:
расширить знания учащихся по теме;
научить распознавать острые, тупые, прямые и развернутые углы;
научить строить углы по заданному виду;
развивать умения применять знания по теме.
Ход урока.
Орг. момент.
Вступительная беседа.
- Тему нашего сегодняшнего урока я бы назвала так: «Математика в углу». Ребята, а кто из вас стоял в углу? За что вас туда ставили? (Говорят дети.)
- Но мы математику не будем наказывать, а наоборот, мы ее как дорогого гостя усадим в угол. Да не в простой угол, а в “красный угол”. Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами.
Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее и усадим в красный угол. (Показ)
- Ребята, вот вы стояли в углу. А кто помнит, как получается угол? (Говорят дети.)
АОЗ.
– На прошлом уроке мы с вами уже познакомились с данной геометрической фигурой – угол.
- В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами. Ведь угол — это перелом (ломаю веточку), изгиб, колено, локоть.
- Где еще встречаются углы? Парта, стол, стул, книга, доска, шкаф, портфель, дом и т.д.
- А теперь прочитайте все углы, которые вы видите на чертеже.

D K O

А В С
– Для следующего чертежа заполните таблицу.
А
С В
М
Название угла Вершина угла Стороны угла
Изучение нового.
– Начертите луч ОА. Можно ли его продолжить?
- Продолжим его в другую сторону. Мы получили два дополнительных лучах ОА и ОВ.
- Назовите получившийся угол.
На прямой отмечаем точку,
Два луча получаете точно,
А лучи, дополняя друг друга,
Образуют развёрнутый угол.
- Итак, данный угол называют развёрнутым. Понятие развёрнутого угла было введено только в 19 веке
- Где в повседневной жизни можно встретить развёрнутый угол? (на циферблате 6 часов)
– Возьмите в руки лист бумаги и согните его пополам. Разверните. Какой угол получился?
– А теперь этот же лист бумаги согните ещё раз. Разверните. Сколько углов получилось? Как бы вы их назвали? Такие углы называются прямыми. Прямой угол – одно из древнейших геометрических понятий, оно связано с вертикальным положением человека и многих предметов окружающей среды относительно поверхности земли.
- Где в повседневной жизни можно встретить прямые углы?
- Вернёмся к первому чертежу 1. Есть ли среди изображённых углов развёрнутый? Прямые? Назовите их.
– Как построить развёрнутый угол на листе бумаги без линий?(Построение)
- А прямой?
- Для построения прямого угла используют чертёжный треугольник. (показ). Покажите, где у чертёжного треугольника находится прямой угол.
Построение на доске и в тетрадях. (Чертим луч. Прикладываем чертёжный треугольник к началу луча. Проводим вторую сторону)
– Вернёмся к чертежу 1. Какой луч проходит внутри угла КВС?
- На сколько углов этот луч делит прямой угол?
- Сравните величину каждого из этих углов с прямым углом.
- Все углы, которые меньше прямого, называются острыми углами.
- Давайте запишем все острые углы, которые есть на чертеже.
Запись в тетрадях: ∠КВО, ∠КВС, ∠АВD, ∠DBK-острые.
– Назовите углы, которые больше прямого угла, но меньше развёрнутого. Такие углы называются тупыми.
- Выпишите все тупые углы.
– По чертежу 3 и 4 найдите все виды углов. Как точно определить, является ли угол, изображённый на чертеже, прямым?


– Итак, с какими видами углов мы с вами познакомились?
Закрепление изученного.
№ 1616
-Назовите получившиеся углы. Какими они являются?
№1617
- Рассмотрите рисунок. Сравните углы.
- Объясните своё решение. (Сколько минут заключается между сторонами данных углов? Сделай вывод.)
- Какими являются данные углы.
- Сравните следующие пары углов.
№1618
Самостоятельно на местах.
№1619 устно.
Практическая работа.
Сначала показывает учитель.
Построить развёрнутый угол и вырезать его из бумаги.

Заготовить ещё один развёрнутый угол. Свернуть его пополам и разрезать по линии сгиба.


Заготовить ещё один развёрнутый угол. Разрезать его на две части так, чтобы один угол был меньше прямого, а другой больше прямого.
- Какие углы получились?
Вырезать из цветной бумаги кружок. Разрезать его на две части так, чтобы получился угол, не равный прямому углу.



- Какими могут быть вырезанные углы?
(Вырезанные детьми углы можно будет использовать на последующей теме «Измерение углов».)
Итог урока.
- Итак, с какой геометрической фигурой мы сегодня работали?
- С какими видами углов познакомились?
- Какие углы называются острыми?
- Какие углы называются тупыми?
- Как вы думаете, понравилось ли нашей Царице сидеть в углу? Почему?
- Можно ли её оставить в таком положении?
- Покажите смайлик вашего настроения по окончании урока.
Домашняя работа.
№1640, 1642 б, 1647.
ПРИЛОЖЕНИЯ
А

С В
М
K O
D
А В С
D P
A
F K
S H P
O
T M
Название угла Вершина угла Стороны угла


Название угла Вершина угла Стороны угла
Название угла Вершина угла Стороны угла
Пример развёрнутого угла
86169555245
Пример прямого угла
124460053340
Царица Математика
2520625-524761Трон для царицы