РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО


РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основной целью моей работы является: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в адекватных его возрасту детских видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.       
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных  задач государственной политики в области образования. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного  образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В современных условиях дошкольные образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. ФГОС дошкольного образования, как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждым ребенком независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России. В требованиях к структуре и содержанию   основной образовательной программы дошкольного образования, обозначено, что программа должна обеспечивать развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей. Важным компонентом развития дошкольника является его познавательное развитие, которое, наряду с формированием первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, предполагает развитие пространственных и временных представлений.
На основании выше сказанного в повседневной работе коллектив нашего ДОУ придерживается следующих целей и задач.
Таблица 1.
Цели Задачи
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Создать комплексную систему физического воспитания и оздоровления детей:
- обеспечивать охрану здоровья;
- обеспечить комплексное психолого-педагогического и медико-социальное сопровождение образовательной деятельности ДС;
- способствовать физическому развитию;
- способствовать физиологическому развитию;
- внедрить в практику работы ДС здоровьесберегающие технологии, направленные наформирование основ культуры здоровья дошкольников;
- обеспечить динамику в развитии физических качеств детей через рациональную организацию двигательной активности в режиме дня.
Формировать основы здорового образа жизни путем воспитания активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья:
-снижение заболеваемости через формирование у детей знаний и представлений профилактической направленности;
-интегрирование содержания занятий физической культурой с повседневной самостоятельной деятельностью детей;
-создание условий для двигательной активности, использование физических упражнений на занятиях и в самостоятельной деятельности детей (на свежем воздухе);
-активно пропагандировать здоровый образ жизни в семье;
Создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка. Обеспечить реализацию деятельностного подхода
в образовательном процессе:
- способствовать становлению ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- способствовать становлению СОЗНАНИЯ;
- закладывать основы ЛИЧНОСТИ.
Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления их физического и психического здоровья детей, коррекции нарушений их развития.
Обеспечение каждому ребенку
возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Создать эффективную модель реализации комплексно-тематического подхода
в образовательном процессе ДС на основе интеграции деятельности педагогов:
Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
Создать атмосферу эмоционального комфорта.
Создать условия для творческого самовыражения.
Создать условия для участия в жизни группы, ДС.
Организовывать общие события жизни группы, ДС.
Развивать содержательное партнерство с родителями, социальными институтами города для создания оптимального развивающего образовательного пространства ребенка.
Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Обеспечить необходимую квалифицированную медико-психолого-педагогическую коррекцию развития детей через систему компенсирующей работы с учетом индивидуального подхода к ребенку.
Создать оптимальные условия, обеспечивающие полноценное физическое здоровье ребенка через совершенствование системы компенсирующей и коррекционной работы;
Оптимизировать комплекс коррекционных мероприятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями речи, запаздыванием психического развития.
Согласно ФГОС ДО, решаем задачи развития детей в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития, физического развития. Теоретико-методологической основой организации дошкольного образования в детском саду являются следующие подходы:
Таблица 2.
Подходы Ориентиры педагогического коллектива ДС
Культурно-исторический
(Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
П. Я. Гальперин,
Д. Б. Эльконин) Создание оптимальных условий для позитивной социализации воспитанников.
Учёт условий, в которых живёт ребёнок, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого города, региона, основных ценностных ориентиров семьи.
Приобщение ребёнка к социально-культурному опыту поколений: традициям, обычаям, нормам и правилам общения.
Организация культурных практик.
Поддержка развития индивидуальности; субъектного опыта ребёнка, в котором он является творцом собственной деятельности (определяет и реализует собственные цели, берёт ответственность за результат).
Системно-деятельностный
(А. Н. ЛеонтьевД. Б. Эльконин)Понимание закономерности детского развития - личностное, социальное, познавательное развитие воспитанников определяется характером организации их деятельности.
Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Опора на ведущие виды деятельности (предметную и игру).
Личностный подход Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребёнка и поддержка потребности в самостоятельности, свободе и выборе (возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения).
Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Поддержка САМОдеятельности ребёнка, опора на активность ребёнка и способность к самообучению.
Личностный подход педагога к своей деятельности (рефлексия, выбор тех или иных способов поддержки и организации взаимодействия детей, способность к осознанным преобразованиям образовательной среды).
Образовательная среда строится на основе системы принципов деятельностного обучения:
принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки, взаимопомощи;
принцип деятельности: основной компонент делается на организации самостоятельных детских "открытий" в процессе разнообразных видов деятельности детей (игра, общение, исследование и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;
принцип целостности: стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях);
принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;
принцип творчества: образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.;
принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.
Основными особенностями воспитательно-образовательного процесса в детском саду является коррекция и компенсация функций опорно-двигательного аппарата ребёнка и вторичных отклонений в его развитии, интегрированный подход в работе с детьми, заключающийся во взаимодействии различных категорий кадров: медицинского персонала, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физической культуре и ЛФК.
Такие направления создания адаптивной образовательной среды, как гибкий режим, учет индивидуальных особенностей ребенка, решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках организованной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов с малыми подгруппами и индивидуально дают положительные результаты, позволяют достичь желаемых целей.
Педагоги дают ребенку возможность быть самим собой; организуя разнообразную учебно-воспитательную деятельность, создавая условия для сохранения его здоровья. Ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.
         Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Пространство – это место, в котором человек находится постоянно и умение ориентироваться в нем является базовым для развития и успешного обучения ребенка. Практика работы специальных дошкольных коррекционных учреждений показывает, что у большинства дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в силу двигательной депривации и корковых нарушений, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления недостаточно развиты или вообще не сформированы.
      Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – особая категория детей, у которых отмечается сложная структура дефекта, включающая двигательные, психические и речевые нарушения разной степени выраженности. В структуре интеллектуальных нарушений у детей с НОДА отмечается недостаточная сформированность пространственных представлений. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Формирование и развитие пространственных представлений важно для успешной социальной адаптации ребенка, создает основу для овладения учебной деятельность (счетом, чтением, письмом), определяет психологическую готовность ребенка  к школе. Развитие пространственных представлений базируется на двигательной активности, что является главным нарушенным. Вместе с тем, двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность, препятствует нормальному зрительному и кинестетическому восприятию,  мешают формированию интерсенсорных связей, ребенок не ориентируется в частях собственного тела, а развитие схемы тела тесно связано с формированием пространственного восприятия. У таких детей  с трудом формируются понятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии. Затрудненная  двигательная активность  дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата затрудняет их ориентацию в пространстве,  манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. 
       Дефицит пространственных представлений у детей с НОДА особенно выражен и может вести к трудностям в обучении и в освоении бытовых навыков. В работах  Б.Г. Ананьева, М.В. Вовчик-Блакитной, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейбова, Ф.Н. Шемякина и др.) отмечается, что несформированность пространственных представлений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками, что в свою очередь, препятствует становлению зрительно – моторных координаций, замедляет формирование логико – грамматических конструкций и математических операций (Э.С. Калижнюк, Н.В.Смирнова, О.В.Титова). Особые образовательные потребности детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения образовательного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям, - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);
- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы детского сада.
         Для формирования адекватных, достаточно полных пространственных представлений у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата мы придерживаемся комплекса коррекционно-развивающих  заданий на основе программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста, который направлен на   социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, физическое и художественно – эстетическое развитие ребенка. Реализуемая деятельность базируется на основных принципах дошкольного образования утвержденных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: индивидуализация дошкольного образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; возрастная адекватность; партнерство с семьёй.
          При планировании комплекса коррекционно-развивающих заданий были учтены некоторые важные закономерности: 1) развитие двигательных функций и усвоение пространственных отношений тесно взаимосвязано, происходит одновременно и поэтапно; 2) последовательность, объем, глубина, детализированность и темп овладения зависит от различной степени созревания нервной системы и от диагноза; 3) все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его интеллектуальным возможностям, а также максимально использовать сохранные функции.
Содержание деятельности по развитию пространственных представлений дошкольников предполагает реализацию следующих задач:  
     1) коррекция слухового внимания и слуховой ориентировочной реакции ребенка;
     2) коррекция зрительно – моторной координации ребенка в пространстве;
     3) коррекция схемы собственного тела;
     4) обучение детей практическому пространственному ориентированию;
     5) обучение детей планированию пространственных действий;
     6) обогащение, уточнение и активизация словаря детей пространственной терминологией через развитие речи в единстве с наглядно – действенным опытом;
     7) развитие вербального анализа и процессов вербально – логического мышления.
Исходя из вышесказанного, был выбран план для организации предметно – практической деятельности детей по освоению пространства. План состоит из блоков, каждый блок включает в себя систему последовательных тем по формированию пространственных представлений.
I блок. Вводный цикл. На начальном этапе работы внимание детей привлекается к окружающему пространству, исследуются конкретные объемы и расстояния, дается термин «пространство».
На этом же этапе даются ориентиры верха и низа (небо и земля) и соответственные опорные цветовые сигналы – синий и черный.
II блок. «Ориентиры на себе». Работа над собственным телом проводится только в положении стоя, так как важна фиксация внимания на мышечных ощущениях действующих конечностей или частей тела.
Активно включается работа с зеркалом, когда ребенок рассматривает себя, соотносит реальную часть тела с изображением. Ребенка сажают лицом к зеркалу и просят потрогать глаза, нос, колено, стопу. Затем действие переносится на взрослого, и ребенок показывает на нем глаза, нос, лоб, уши, плечи. При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (он дотрагивается рукой ребенка до указанных частей тела). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. Ребенок называет ту часть тела, которую трогает. Далее эти упражнения проводятся на кукле, потом на картинках. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, рта, затем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.
Путем специальных упражнений ребенка учат ориентироваться. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «Мяч качу влево, вправо, вверх, вниз». Ребенок копирует движения и тоже проговаривает их. Затем взрослый проделывает упражнения молча, ребенок копирует их и проговаривает. Далее ребенок выполняет упражнения самостоятельно, по словесной инструкции. Дополнительно к имеющимся опорным сигналам – «небо и земля» - даются ориентиры верха и низа в призме «Я – ориентирование» - голова – стопы ног.
Занятие «Правая половина тела» является одним из самых сложных, поэтому данная тема планируется многовариантно и предусматривается неоднократное возвращение к ней в течение года и в разных видах деятельности. В своей работе активно используются  цветные маркеры (желтые на запястье правой руки, красные на запястье левой). Это могут быть цветные резиночки для волос или браслетики. Упор делается на ведущую руку и на стандартные действия (еда, рисование карандашом, бросок шара и т.д.). Работа с маркерами ведется в системе: дефектолог – воспитатель – родитель, так как маркеры дети носят не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
 Тема «Закон симметрии. Правая и левая половина тела» предусматривает уточнения схемы тела.
III блок. «Ориентировка в комнате». На данном этапе работе закрепляются и отрабатываются знакомые ориентиры: верх – низ, право – лево и проводится более углубленная работа по теме «Я – ориентир».
С помощью указателей разного цвета (красных, желтых, черных – одни дети прокладывают маршруты в групповой комнате, другие дети «озвучивают» это или наоборот. В групповой комнате для работы в этом блоке можно поместить вертикаль игрушек, чтобы развивать зрительную координацию: «На уровне какой части тела висит игрушка?»; «Ниже каких предметов висит заяц?», а также для отработки с детьми предлогов «над», «под».
В этом блоке проводятся различные опыты – сравнения: «Какой ковер длиннее?», «Чья группа шире», «Чей стул выше».
Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют линии и ребенок передвигается по ним в заданных направлениях (справа – налево; назад - вперед).
На занятиях широко отрабатывается слуховая ориентировочная реакция, прежде всего на односложную и многосложную инструкцию. Дети и сами учатся давать простую пространственную инструкцию.
IV блок. «Ориентировка в помещениях детского сада». Назначение отдельных помещений и их расположение изучается в связке. Знакомые предлоги «за», «перед», «рядом», «между», «напротив» вставляются в новые грамматические конструкции. Указатели придумывают сами дети, эта работа помогает им осознать условность обозначений.
План помещений дети и педагог чертят один на всех. Каждая комната посещается, обследуется, уточняется её расположение и размеры, а потом наносится на план. На план переносятся и условные обозначения, входящие в схему передвижения в том или ином направлении.
V блок. «Ориентировка на листе». Вначале ведется работа с вертикальной плоскостью (фланелеграф, магнитный танграм, картина, стена, картонный дом и т.д.):
- Найди и открой окна, которые расположены вверху.
- Кошка хочет жить на нижнем этаже.
- В верхней половине фланелеграфа много белых облаков, а в нижней идет снег.
Проводится работа с картиной, это помогает формированию пространственных понятий. Картинку первоначально рассматривают правильно, затем переворачивают («Почему вы решили, что картина стоит неправильно?», «По каким предметам это можно определить?»). Занятия на горизонтально положенном листе начинаются с нелинованного альбомного листа. В процессе активной деятельности детей уточняются такие понятия, как «центр», «сторона», «правый верхний  угол и т.д. Во второй половине учебного года дети работают с тетрадью в клетку. Отрабатываются понятия «строка», «столбик», проводятся различные графические диктанты.
VI блок. «Мир вокруг нас». Дети учатся ориентироваться на улице, на участке, в микрорайоне, составляют карту экологического маршрута.
Комплекс  вводится в структуру ежедневных занятий, в игровую и свободную деятельность детей, используется на прогулках. А также в систему семейного воспитания. Придерживаясь данного комплекса, в работу с детьми включаются определенные задания, дидактические и подвижные игры, ориентированные на развитие пространственных представлений,  специальные методы и игровые приемы по формированию логических операций и процессов мышления. В процессе работы необходимо осуществлять индивидуальный подход. Некоторые дети нуждаются в подаче материала меньшими порциями, с большим количеством повторений, дозированной помощью педагога. При осуществлении индивидуального подхода повышается эффективность работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с НОДА.