Конспект урока по литературному чтению Стихотворения Э.Успенского Всё в порядке, Если был бы я девчонкой

Урок литературного чтения (программа «Школа 2100»)
Мы с мамой и папой
Введение в раздел. Стихотворения Э.Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»
1) Познавательные УУД: ознакомление детей писателем Э.Успенским, его творчеством, произведениями «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»
2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других
3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания
4)Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности

Оборудование:
- фигурки героев
-ноутбуки
- портрет
-презентации «Моя семья»
-песня «Если был бы я девчонкой»
-выставка книг
-пословицы
-стих в исполнении Успенского

1. Орг.момент. Готовность к уроку. Учебник, тетрадь, карандаши, ручки.
2. Знакомство с новым разделом.
- Откройте учебник на странице 102-103.
-Как называется раздел?
-Кто это мы? (дети)
-О чём мы будем читать произведения? (о семье, о взаимоотношениях детей и родителей)
-Ксения подготовила для нас небольшую презентацию «Семья»
-Какие пословицы о маме и папе вы знаете? Где можно найти такую информацию? (библиотека, интернет)
-Откройте ноутбуки и попробуйте найти пословицы о семье, маме, папе.
3. Физминутка для глаз.
4. -А мне понравились вот эти пословицы:
Доброта отца как гора велика, доброта матери как море глубока.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
5. Чтение авторского текста (с.104)
-Сегодня мы познакомимся с первыми произведениями нашего раздела – стихотворениями Э.Успенского. Знаком вам это автор? Действительно, именно Э.Успенский подарил нам, читателям, Чебурашку и крокодила Гену (игрушки).
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года (сейчас ему 76 лет)- один из самых известных, самых любимых детских писателей. Его книги читали и любят многие. Эдуард Николаевич не всегда был писателем. Время его детства было нелегким, военным. После окончания школы он поступил в авиационный институт и выучился на инженера. Три года Успенский проработал по специальности, а потом понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард подумал-подумал и... стал взрослым юмористом. А потом быстро переквалифицировался и превратился в детского писателя. Свой путь в литературу он начал в 1960 году. В 1966 году в журнале "Детская литература" были опубликованы первые стихи для детей, и тогда же вышла первая книга - стихотворный сборник "Смешной слонёнок". За ним последовала публикация повести-сказки "Крокодил Гена и его друзья". Еще со школьных лет Успенскому нравилось работать вожатым в младших классах и в пионерском лагере. "Если бы я не был вожатым, я бы не стал детским писателем", - признавался он позже. Известным писателем Эдуарда Николаевича сделала сказочная повесть «Крокодил Гена и его друзья». Как рассказывал сам писатель, однажды летом работал он в пионерском лагере, читал ребятам интересные книжки, которые однажды закончились, а слушатели требовали занять их чем-нибудь. И неожиданно для себя он начал: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом...». Эту книгу мы читаем уже более 35 лет. Именно в пионерском лагере, работая там библиотекарем летом 1968 года, написал он и другую не менее известную книгу "Дядя Фёдор, пёс и кот". Книга увидела свет в 1973 году. Его перу принадлежат повести-сказки "Вниз по волшебной реке", "Гарантийные человечки", "Школа клоунов", "Колобок идёт по следу" и другие произведения. В 40 лет он стал учиться работать на компьютере двумя пальцами. А сейчас печатает всеми десятью. В 50 лет Успенский принялся зубрить английский язык и теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу "Год хорошего ребёнка". В 55 лет Успенский начал учиться петь. А до этого он правильно не мог взять ни одной ноты!. И у него неплохо получается. Иногда он поет в радиопередачах. Разноообразие его творчества поразительно: он пишет сказки и сказочные повести, фантастические, детективные, приключенческие произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии, делает переводы и составляет сборники детского фольклора. А ещё он организовал книжное издательство "Самовар", ведет передачи на телевидении, издаёт детский журнал "Простоквашино».
6. -Рассмотрите рисунок к стихотворению. Определите характер стихотворения. (весёлый)
-Как называется стихотворение? А когда говорят, что всё в порядке? Интересно, а при чём тут слон?
7. Первичное чтение (про себя)
-Вы предполагали, что о таком порядке пойдёт речь в стихотворении?
8. Повторное чтение по смысловым частям.
9. Беседа.
10. Инсценирование. (автор, мама, двое детей)
11. –Прочитайте название следующего стихотворения.
-Задание только для мальчиков: продолжите это предложение.
-Догадались, от имени кого написано стихотворение?
12. Первичное чтение (про себя).
-Что вас рассмешило?
-Встречались ли вы в жизни с подобными ситуациями?
13. Повторное чтение по строфам.
14. Беседа.
15. –Прослушайте это стихотворение в прочтении самого автора – Э.Успенского.
16. –Каким вы видите автора этих произведений Э.Успенского? (весёлый, остроумный, находчивый, пишет весёлые и смешные стихи, но в них объясняет детям серьёзные вещи)
17. Сравнение этих стихотворений.
-Чем похожи эти стихотворения?
18. Д/з Выучить одно из стихотворений.
19. Давайте споём песню на стихи Э.Успенского.


Доброта отца
как гора велика,

доброта матери
как море глубока.




Вся семья вместе, так и душа на месте.