Конспект урока на тему Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но (4 класс)


Урок русского языка
Образовательная система «Школа 2100»
4-й класс
Тема урока «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации: «Постановка запятой в сложном предложении с союзами и, а, но».
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
– развивать умение устанавливать союзную связь между частями сложного предложения;
- выявлять смысловые различия при использовании разных союзов;
- уметь конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов;
– формировать умение пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и,а, но.
Воспитательные:
– формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме);
- развивать мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
-  развивать умения отличать простые предложения от сложных;
- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;
- развивать умение конструировать предложения;
-  развивать умения составлять схемы простых и сложных предложений.
Оборудование:
иллюстрация к словарной работе (алмазы);
лист со словами: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался;
карточки для работы в парах (для составления алгоритма);
карточки для самостоятельной работы в группах;
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Организационный момент Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, дисциплину в классе.
-Ребята, открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 14 октября. Учащиеся приветствуют учителя.
-Дети открывают тетради, записывают число и классную работу. Минутка чистописания -Ребята, сегодня на уроке мы с вами пишем такую букву, которая обозначает два звука и встречается в словах: метель, ель, весна. Какая это буква?
-Правильно. Давайте запишем в своих тетрадях целую строчку заглавной буквы «Е» в сочетании со строчной.
Учитель записывает образец на доске. -Буква «е».
Дети выполняют задание. Словарная работа (знакомство с новым словарным словом) -Ребята, новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания:
1) Первая буква нового слова - это гласная второго слога в слове «облако».
2) Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове «иллюстрация».
3) Третья буква- первая согласная второго слога в слове «ремонт».
4) Четвертая буква – непроверяемая безударная гласная в слове «батон».
5) Пятая – второй звонкий согласный звук в слове «газета».
- Ребята, какое слово у вас получилось?
- Запишите это слово, определите его ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
- Какая орфограмма встретилась вам в этом слове?
- Проверьте ее. Запишите рядом проверочные слова.
- Выделите корень.
Немного из истории предмета.
- Ребята, а знаете ли вы, что алмаз – простой углеводород? Его родственники – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.
Дети внимательно слушают учителя и выполняют задания.
1) А.
2) Л.
3) М.
4) А.
5) З.
- У нас получилось слово «алмаз».
Дети записывают слово, выделяют второй ударный слог. Подчеркивают первую гласную «а».
- Парная согласная в корне слова.
Дети проверяют орфограмму. Записывают проверочные слова: алмазы, алмазов, алмазный.
Дети выделяют корень -алмаз-.
Работа с деформированным предложением - Ребята, составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался. - Работаем в парах.
- Какое предложение у вас получилось?
- Запишите это предложение в тетрадь, выделите грамматическую основу, составьте схему.
Учитель вызывает одну пару для работы у доски. Дети работают в парах.
- У нас получилось предложение : «Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.»Один ученик записывает предложение на доске и выделяет его грамматическую основу. Второй – составляет схему предложения. Детям выдается на парту листок с данными словами.
Актуализация знаний - Ребята, дайте характеристику этого предложения.
- Кто испытывает затруднения, можете использовать памятку на стр.143.
-С помощью чего мы соединили части сложного предложения?
- Какова роль союзов в предложении?
- Какие вы знаете союзы? Дети дают характеристику предложению.
Отвечают по поднятой руке.
- Это предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и .)
- Части сложного предложения мы соединили с помощью союза и.
- Союзы соединяют части предложения или однородные члены.
Мы знаем союзы: и, а, но. Введение в тему урока - Ребята, используя схему, определите тему урока.
[ ] [ ].


,а ,но ,и
Дети поднимают руку и отвечают:
- Тема нашего сегодняшнего урока: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но». Схема дана на доске.
Постановка целей урока - На какие вопросы, как вы считаете, мы должны дать ответы в ходе урока? - Когда ставится запятая в сложном предложении с союзами и, а, но?
- Какие отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами?
Простое предложение с однородными членами
Открытие нового знания - Ребята, посмотрите на доску.
- Соедините вид предложения с нужным союзом.
Сложное предложение

,а ,но и ,и
Учитель вызывает ученика к доске.
- Ребята, а теперь поработайте в парах.
- У вас на партах лежат листочки. Ваша задача – составить инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении».
- Кто мне скажет, что такое алгоритм?
- Хорошо, приступайте к заданию:
1.Найти и подчеркнуть………
2. Посчитать,…………………
3. Если основ две или больше, то…….
4.Найти границы……………
5.Выделить…………………
6.Поставить….
- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу.
- У кого всё правильно, поднимите руку.
- Хорошо, молодцы. Дети смотрят на доску.
Ребенок работает у доски.
- Алгоритм – это инструкция о том, в какой последовательности нужно выполнить действия.
Дети, работая в парах, составляют алгоритм постановки запятой в сложном предложении:
1. … главные члены предложения.
2. … сколько основ в предложении.
3. … предложение сложное.
4. сложного предложения и пронумеровать части.
5. … союзы, если они есть.
6. … запятую.
Дети обмениваются тетрадями и проверяют работу.
Дети, кто правильно выполнил задание, поднимают руку.
Детям выдается на парту листок с алгоритмом:
Первичное закрепление - Используя этот алгоритм, выполните упражнение № 77 на стр. 72.
Учитель просит ученика прочитать задание.
- Ребята, что значит, графически объяснить постановку запятых?
- Приступайте к заданию.
Данное упражнение проверяется всем классом.
Учитель вызывает обучающихся к доске.
- Ребята, какое предложение здесь лишнее?
- А почему вы так думаете?
Учитель просит обучающегося прочитать предложение.
- Ребята, а что такое корвет?
- Где мы можем посмотреть значение этого слова?
- Давайте откроем словарик.
Учитель просит обучающегося прочитать определение.
- Хорошо.
-Теперь вернемся к нашему предложению.
- Дайте его характеристику.
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?
- Что разделяют запятые в простом предложении?
- А в сложном? - Спиши текст, вставь пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Графически объясни постановку запятых.
- Это значит, что нужно составить схему каждого предложения.
Дети выполняют задание.
Дети рисуют по одной схеме предложения:
1. [- =] , и [- =]. 2. [- =] , и [- =].3. [- =] , но [- =].4. [= -] , но [- =].5. [- = и =].
-Здесь лишнее пятое предложение.
- Потому что все предложения сложные, а это предложение простое.
- Утром корвет* несся при свежем ветре и легко убегал от попутной волны.
- Корвет - это лодка.
- Значение этого слова мы можем посмотреть в словарике, который находится в конце учебника.
Дети открывают стр. 152 и находят данное слово.
- Корвет – это старинное трехмачтовое военное судно.
- Корвет – это трехмачтовый военный корабль с легкой артиллерией.
- Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное с однородными главными членами – сказуемыми.
-Сложное предложение от простого можно отличить по количеству грамматических основ.
- Запятые в простом предложении разделяют однородные члены.
- А в сложном – его части. Дети отвечают по поднятой руке.
Самостоятельная работа в группах - Ребята, перед вами лежат карточки с заданиями:
1. Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзом:
- Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. - с союзом А.
- В саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь.- с союзом НО.
- Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. – с союзом И.
-Ребята, также ваша задача – выделить грамматическую основу. Составить схему каждого предложения.
2. Выписать из текста по одному слову, соответствующему схеме:


3. Расставьте знаки препинания:
1.Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. 3. Доверчивый снегирь легко попадает в сети и быстро привыкает к хозяину.4. Мальчики принесли кожаный чемодан и поставили на стол. 5.В синем небе мерцают звезды и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.
4. Исправь ошибки:
1) [- = ] , [ - = ] а [= - ].2) [- =],[= - ],[- = ].
3) [ - = ] ,и [- = ].4) [ - = = , и = ]. Дети смотрят на карточки, читают задания, затем выполняют их. Итог урока - Ребята, какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
- С помощью чего соединяются части сложного предложения?
- Какие союзы вы знаете?
- Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
- Молодцы, ребята. - Сложное предложение – это предложение, имеющее две или более грамматических основ.
- Сложное предложение можно отличить от простого по количеству грамматических основ.
- Части сложного предложения соединяются с помощью интонации и союзов. 
- Союзы а, но, и.
- Нет, не зависит. Домашнее задание Открываем дневники, записываем домашнее задание: упражнение №76 стр. 71. Дети открывают дневники, записывают домашнее задание.