РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гиленкова С.В.., логопед; Суворова С.А., логопед
Научно-практический центр Детской психоневрологии, г. Москва
Статистические данные последних лет свидетельствуют об ухудшении основных показателей физического и двигательного развития детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, что в свою очередь снижает уровень их речевого развития.
В Научно-практическом центре Детской психоневрологии г. Москвы на лечении находятся дети с различными заболеваниями, общей чертой которых является различная степень выраженности нарушения зрительно-моторной координации и оптико-пространственного ориентирования. Своевременная коррекция этих процессов способствует стимуляции психоречевого развития.
Сейчас практически во всех крупных городах России есть специализированные детские сады, учебно-воспитательные комплексы - ясли - сад - начальная школа, куда врачи направляют детей с нарушениями развития.
В Научно-практическом центре Детской психоневрологии г. Москвы специалисты (логопеды, воспитатели, дефектологи), занимающиеся развитием высших психических функций у детей стремятся максимально заинтересовать ребенка - играя, лечимся. Занятия проводятся по специальным методикам, позволяющим стимулировать и активизировать зрительно-моторное (осязание, развитие движений пальцев и кистей рук), оптико-пространственное и психоречевое развитие. К тому же все дидактические игры и задания подбираются индивидуально, в зависимости от возможностей ребенка.








Педагоги учат детей специальным навыкам, которые облегчают их повседневную жизнь. Даже здоровый ребенок не всегда успешно справляется с чисткой зубов, но ребенка с нарушением моторного развития необходимо обучить особому приему чистки зубов, при котором пасту выдавливают не на зубную щетку, а в рот. Это позволяет лучше рассчитать количество пасты и не ронять ее в ванну. Дети приобретают и особые навыки безопасности.
Не маловажным фактом является то, что более 20% детей имеют сниженное зрение. Таким образом, у ребенка формируется фрагментарное восприятие образа, отмечается тенденция к дополнению образа до целого по догадке.
Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к занятиям, которые весьма продолжительны.
Дети неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь.
Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.
Обучая ребенка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его рука в руку, вырабатывая автоматизм. Особенно это важно для слепых и слабовидящих детей.
Полученные навыки важно поддерживать постоянно.
Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, городки. Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними.
Так же подойдут настольные игры: бильярд, футбол, хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними.
Всем детям полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.
Упражнения для глаз.
Упражнения для зрительно-двигательной ориентации
Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Упражнение можно выполнять стоя или сидя.
Поднять глаза вверх, голова неподвижна. Затем опустить взгляд вниз.

Упражнения для снятия усталости глаз
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку.
Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3 - 5 сек).
Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыты.
Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.
Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов у детей. Выполнение вышеперечисленных рекомендаций позволит оптимизировать процесс коррекции и развития речи, качественно подготовить ребенка к школьному обучению, избежать нарушений письменной речи.

ПСИХОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОПТИКО - ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ



15