Психокоррекционные игры и упражнения для развития внимания, мышления, памяти у младших школьников с задержкой психического развития.


Психокоррекционные игры и упражнения
для развития
внимания, мышления, памяти
у младших школьников с задержкой психического развития.
Психокореккционые упражнения для развития внимания.
Упражнение 1. «Вокруг меня»
Цель: сформировать у детей способность охватывать вниманием как можно больше предметов.
Методика проведения: « Осмотритесь вокруг себя и попытайтесь увидеть как можно больше предметов одного и того же цвета (формы, величины, одинаковой фактуры)».
Упражнение 2. «Загадки»
Цель: упражнять в сосредоточении внимания.
Материал : картинки с изображением овощей (огурец, морковь, арбуз, капуста, подсолнух), загадки.
Методика проведения: «Прослушайте загадки и найдите отгадки на картинках:
Он большой как мяч футбольный. Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус, Называется (арбуз).
Летом в огороде Свежие, зеленые,
А зимою в бочке Желтые, зеленые.
Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (огурцы)
Как надела сто рубах, Захрустела на губах. (капуста)
Любопытный, красный нос По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке Зеленые пятки . (морковь)
3.«Сантики – фантики- лим-по-по»
Цель: развитие внимания у детей.
Методика проведения: выбираем ведущего, он выходит за дверь. Его задача найти в кругу водящего, который задает определенный ритм движения всей группе. В это время игроки двигаются по кругу, хлопаю в ладоши, выполняют движения по кругу, заданные ведущим и говорят: «Сантики – фантики- лим-по-по».
Психокореккционые упражнения для развития памяти.
1.Игра " Поймай злодея"
Цель: развитие зрительной памяти, тренировка процессов припоминания, развитие внимания.
Материал: Портрет « преступника» на карточке геометрическими фигурами разного цвета.
Методика проведения: «Вы – полицейские, которые ловят преступника. Вот его портрет. Посмотрите внимательно и запомните его, т.к. взять с собой портрет нельзя»".
194881553975002171700117475002400300451485002971800451485002743200675640002743200112395000205740056578500354330056578500240030034163000297180034163000
Потом портрет убирается и задаются вопросы о том, как выглядит преступник: какой формы у него глаза, какого они цвета, какой формы нос ? и т. д.
После того, как ребята вспомнили как «выглядит преступник», портрет демонстрируется еще раз и дети проверяют себя.
2. «Испорченный видеомагнитофон».
Цель: развитие памяти, а так же внимания.
Материал: Картинки с текстом.
Методика проведения: «Сейчас зачитаю текст и покажу картинку, относящую к тексту. 4 человека выйдут за дверь, а один остается…» Зачитывается текст и показывается картинка. Потом приглашается второй участник, первый сообщает ему все, что запомнил с помощью картинки. Затем приглашается следующий и т.д.
Например ,К.В. Лукашевич «Зима». «Наступила зима. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах и играть в хоккей. Серёжа, Саша и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снеговика. Маша с братом валяются в снегу».
.
3. «Игра в слова».
Цель: развитие слуховой памяти.
Методика проведения: « Я назову сейчас несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван…» Далее просим повторить через 15 – 20 сек. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз на развитие смысловой памяти, например: « Мальчик отдыхает, девочка плачет, папа читает, мама готовит, бабушка отдыхает».
Если у ребенка возникают трудности в повторении, ему даем лист бумаги и карандаш и предлагаем схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
Психокореккционые упражнения для развития мышления.
1.«Удивительные слова».
Цель: формирование умения отделять форму понятия от его содержания.
Методика проведения: «Сейчас я буду говорить слова, а ты отвечать мне, какое слово больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче:
- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
- Кот или кит? Какое больше? Почему?
- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
- Хвост или хвостик? Какое короче ? Почему?
2.«Достань мяч»
Цель: развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.
Материал: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На ковре сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу руками.
Методика проведения: «Рассмотри картину и расскажи, что в ней нарисовано». Затем просят: «Расскажите мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации психолог использует прием припоминания: «Вспомните, как вы доставали игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Кого-нибудь из детей просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии.
3.«Отгадай загадку – посмотри отгадку»
Цель: развитие логического мышления.
Материал : шкатулка с картинками.
Методика проведения: ставим перед детьми шкатулку и предлагает поиграть: «Эта шкатулка не простая, в ней спрятались загадки. Если правильно отгадаете загадку, отгадку увидите на картинке». Желательно подбирать такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения, например:
«Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось».