Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья


Выступление на межрайонной конференции «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Огородникова Галина Степановна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист
МКОУ ДО Алнашский Дом детского творчества
В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9%. Для того, чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества, необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества. Если общество оставляет инвалида вне своего внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, они определяют его характер, его отношения с людьми. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.
Современное российское образование, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, имеет гуманистическую направленность. Создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду. Тем не менее, эта проблема остается актуальной.
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не подготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Большую роль в социализации и реабилитации детей особой заботы играют учреждения дополнительного образования. В концепции развития дополнительного образования до 2020 года и в основном, на сегодняшний день документе в системе дополнительного образования детей в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» большое внимание уделено организации работы с детьми ограниченными возможностями здоровья. В предполагаемых результатах реализации Концепции развития дополнительного образования одним из ожидаемых результатов является адресная работа с детьми с ограниченными возможностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми-инвалидами.
Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни каждого человека, тем более она оказывает большое влияние на развитие детей с особыми образовательными потребностями. В процессе творческой деятельности у них усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции, а также знания ребенку легче выразить в творческом процессе. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые иногда для таких детей кажутся непреодолимыми. Средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств ( которые у них проявляются иногда) в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены, трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность и т. д.) Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Дети не имеют возможности реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими. А так же нет рядом взрослого человека, который мог бы поддержать его в робких начинаниях. А родители в силу своей занятости, или в силу каких-то других причин, не всегда могут уделить должное внимание.
Все эти негативные моменты, проблемы можно решить частично или полностью на занятиях творчеством в детских объединениях. Для этого на помощь им приходят педагоги дополнительного образования, которые составляют адаптированные программы, готовы помочь им в раскрытии их творческого потенциала и стать для них взрослым другом.
В нашем учреждении одной из задач образовательно-воспитательного процесса является создание условий для самореализации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, через создание многообразия видов деятельности, удовлетворяющих разные интересы, склонности, потребности и с учетом возможностей ребенка.
В этом учебном году образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам: «Аппликация», «Начальное техническое моделирование», «Оригами», «Плетешки», «Бисероплетение», «Фитодизайн», «Юный краевед». Так же в разные годы реализовывались программы «Художественное вязание на спицах», «Клуб почемучек», «Бумажная фантазия», «Художественное вязание крючком», «Салон Барби» и др. Все эти программы наряду с воспитательными и образовательными целями преследуют цель социальной реабилитации данной категории детей, их социализации в обществе. Набор в группы осуществляется по интересам и по пожеланию детей. И здесь надо, наверное, отметить то, что если раньше мы сами находили таких детей и приглашали их на занятия, то сейчас чаще сами родители проявляют инициативу и обращаются с просьбой о включении детей в список обучающихся в то или иное детское объединение. Это говорит о том, что данные программы актуальны в обществе на сегодняшний день и с каждым годом становятся, все более, востребованы. Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья организовываются как совместно с другими учащимися, так и индивидуально в образовательной организации или по месту жительства в зависимости от физических и психических особенностей детей и пожеланий их родителей или лиц замещающих их. В этом учебном году их количество составляет 11 человек, что составляет 12 % от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья в районе. Из них: с одним ребенком ведется обучение на дому по адаптированным общеобразовательным программам «Плетешки» и «Краеведение», 10 детей обучаются в образовательном учреждении. Из них индивидуальное обучение проводится с двумя обучающимися по программам «Оригами», «Аппликация», и «Начальное техническое моделирование». С остальными осуществляется инклюзивное обучение по программам: «Бисероплетение», «Фитодизайн», «Краеведение».
Опыт показывает, у детей с ограниченными возможностями здоровья, очень богатый внутренний мир. Они очень любознательны, с большим интересом слушают и воспринимают информацию, в большинстве своем старательны и трудолюбивы. Иногда их трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей просто удивляет, в сравнении с их сверстниками, ни чем не ограниченными в жизни. Они активные участники мероприятий и не раз становились призерами районных выставок «Рукотворные чудеса», «Рождественские фантазии», итоговой выставки «Радуга творчества» и др. Наблюдения и проведенные тесты показывают, что занятия творчеством дают положительную динамику в развитии детей с ОВЗ. Они становятся менее застенчивыми, общительными, не боятся новых знакомств, начинают проявлять инициативу. И, как правило, однажды придя к нам, остаются у нас надолго, в течение нескольких лет подряд, посещая разные детские объединения, приобретая новые навыки и умения, которые могут им пригодиться в дальнейшей взрослой жизни. Пример тому, одна из наших воспитанниц, которая обучалась у нас в течение 9 лет, получила навыки рукоделия по декоративно-прикладному искусству, расширила свой кругозор, получила азы компьютерной грамотности, и сейчас делает успешные шаги в области освоения новых компьютерных технологий. Самостоятельно обучается через мастер-классы в сети интернет новым технологиям и охотно делится своими идеями и интересными находками с друзьями и знакомыми. Она так же является неоднократной победительницей районных выставок, активной участницей мастер-классов, автором персональной выставки.
В заключение хотелось бы отметить и тот момент, что как и в любой области образования, в работе с такими детьми есть свои трудности. В первую очередь, это материально-техническая база. Нет специальных приспособлений для детей с ОВЗ: пандусов, туалетов и т.д. Но по данному направлению ведется работа по разработке и утверждению дорожной карты по доступности услуг инвалидам. И надеемся, что в ближайшее время все эти трудности материально-технического характера будут устранены. Так же существует проблема кадров. По новому законодательству с детьми с особыми потребностями в образовании могут проводить занятия педагоги прошедшие специальные переподготовку. В этом направлении так же проводится работа: педагоги самостоятельно изучают особенности данной категории детей, вопросы, затрагивающие данную область, рассматриваются на педсовете и методсоветах, психологом учреждения проводятся индивидуальные консультации, запланировано прохождение курсов повышения квалификации.
Таким образом, дети, попадая в мир творчества, вместе с другими ребятами проживают интересную, полноценную, не изолированную от общества жизнь. Они придумывают, творят на радость себе, близким и окружающим и иногда достигают больших высот, чем мы, ничем не ограниченные в здоровье. При этом испытывая радость от пребывания в ситуации успеха при победе на каких-то конкурсах и соревнованиях, а иногда испытывая разочарование, при каких- то мелких неудачах, но при этом закаляясь и становясь сильнее духом. Этому подтверждение наша небольшая выставка в холле и их зажигательные, добрые, любопытные и счастливые глаза, которые вы могли заметить на кадрах в презентации.