Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья


Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.
Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.
С самого детства мы погружаемся в мир рукоделия, чтобы проявить себя и свои мысли без слов: рисуем, лепим, что-то создаем своими руками. Так мы познаем мир, в котором живем. И чем больше ребенок соприкасается с миром поделок, тем больше он развивается духовно и психически.
Наиболее способствующие решению коррекционных задач виды деятельности, это: аппликация, лепка, тренировочное рисование, трафарет.
Занятия аппликацией способствуют развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о цвете и форме.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений, корректирует нарушение мышечно – суставного чувства.
Использование трафарета способствует воспитанию правильного движения, расширению графических возможностей ребенка.
Индивидуальная работа предполагает возникновение доверительных отношений, способствует раскрепощению ребенка и более успешному усвоению материала. В процессе происходит сближение и я из педагога постепенно превращаюсь в старшего наставника, друга.                
ДПИ так же включает в себя множество древнейших видов рукоделия, с некоторыми из них мы знакомимся на наших занятиях, учатся читать схемы и выполнять их. это очень увлекательные и разнообразные направления с неограниченным возрастным диапазоном. Наши занятия интересны как девочкам, так и мальчикам. Они непременно удивят родных и друзей самостоятельно сделанными подарками, игрушками и т.д. и т.пНа данных занятиях разовьются и закрепляются следующие способности ребенка:
мелкую моторику, и, как следствие, помогут в развитии речи;
сосредоточенность;
терпение;
усидчивость;
способность довести начатое дело до конца;
пространственное мышление;
математические способности;
фантазию и креативное мышление;
восприятие сочетаемости цветов и т.д.
Развитие всех вышеперечисленных способностей помогает ребенку лучше узнать себя, почувствовать и оценить свои сильные и слабые стороны, что непременно поможет ему в развитии его личной способности к обучению и в правильном выборе дальнейших направлений в жизни.
Каждое занятие включает в себя гимнастику для глаз, различные физминутки, динамические паузы.
Кроме того, на каждом уроке ребенок будет узнавать что-то новое из общеобразовательной программы: истории, географии, биологии, зоологии, традиции разных стран и т.п. Это непременно разовьет его интерес к вышеперечисленным предметам, а также общую способность к самообучению.
Более того, дети познакомятся с праздниками различных народов и особенностями празднования их в разных странах.
Ну и, конечно, научатся не только делать подарки своими руками, но и дарить их :) В условиях детского объединения «Чудесная мастерская» каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего «Я».                              
Педагог дополнительного образования Вдовина Наталья Васильевна. 2014-2015 уч. Год.