«Развитие творческих способностей, как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Русско – Акташская школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Развитие творческих способностей, как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Воспитатель 1-ой
квалификационной категории
Нагорнова Нина.ЕвгеньевнаТворчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.
Творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни человека, тем более она оказывает большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
Социализация ребенка с  ОВЗ средствами  декоративно-прикладного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.
Учащиеся нашей школы   имеют возможность проявлять свои творческие способности  посредством занятий кружка декоративно-прикладного творчества. 
В последнее время очень возрос интерес к народному искусству. Особое внимание привлекают те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой широко распространенных материалов – бересты, соломы, лозы и т.д. Общение с природным материалом очаровывает несказанно и обогащает, наполняя реальными чувствами и представлениями, деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им, воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность. Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!» Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле, а не растущие на дереве. Если понадобится березовая кора, то нужно найти поваленное дерево. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого. Общение с природным материалом развивает у детей глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки. Настоящие инструменты – ножницы, игла, шило, напильник, плоскогубцы – становятся незаменимыми помощниками детей, позволяют им почувствовать себя взрослыми и умелыми.
Изучение традиционных художественных промыслов, в том числе местных ремесел, овладение художественными навыками, приобщает детей к народному декоративно – прикладному искусству, к духовно – нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, воспитывает эстетическое отношение к действительности, уважение и интерес к труду. У детей формируются культура труда и общения, социальный опыт работы в коллективе, умение использовать элементы исследовательского, творческого подхода к жизненным ситуациям, делать выбор из множества возможных решений художественной обработки изделий. Они учатся работать с различными источниками информации, расширяют сведения о разнообразных художественно - прикладных возможностях используемых материалов. Учащиеся получают умения, которые пригодятся им в жизни: практические трудовые навыки, умение искать собственное решение, самостоятельно выполнять творческую работу.
Занятия декоративно - прикладным искусством увлекательны и вызывают у детей живой интерес, удовлетворяя их тягу к творчеству, способствуют их духовному развитию, формирует эстетический вкус, приобщает к самостоятельной творческой деятельности. Даже в условиях промышленного производства при создании декоративно – прикладных изделий широко применяется ручной труд. Поэтому полученные учащимися при работе над такими изделиями знания и умения обязательно пригодятся им в будущем, помогут в выборе профессии, стать конкурентоспособными на рынке труда. Ведь народные художественные промыслы возникли тогда, когда люди, которые занимались одним видом ремесла, изготовляли те или иные изделия не только для собственных нужд, но и для рынка.
Стремление к красоте в повседневной жизни свойственно человеку. Не случайно в нашей школе учащиеся не просто изготавливают нужные вещи, а стремятся сделать их красивыми. Предметы быта, сделанные своими руками, всегда несут свет и доброту. Создавая, украшая предметы быта, мы сеем вокруг себя красоту, которая помогает получать положительные эмоции, способствует наполнению нашей жизни теплом, добротой, красотой.
Изготовление своими руками красивых и полезных предметов быта делает занятия в глазах учащихся интересными и полезными. В последнее время можно видеть, что дети стали больше увлекаться различными ремеслами, осваивая их не только для того, чтобы без особых затрат получить красивые и нужные вещи, но еще и для собственного удовольствия.
На занятиях во внеурочное время в нашей школе изготовлению изделий декоративно – прикладного искусства отводится большое место. Для этого используются различные природные материалы - древесина, береста, солома.
Самое большое наше увлечение – работа с берестой. Работа с берестой имеет безграничные возможности для творчества. Это обусловлено доступностью природного материала, не надо дорогих инструментов и оборудования. Береста – удивительный по своим свойствам природный материал. Ее сравнительно легко добывать и обрабатывать. Богатство цветов и оттенков позволяет создавать интересные, выразительные работы. Несмотря на то, что работа с берестой требует определенных навыков, аккуратности и терпения, дети с удовольствием занимаются этой работой, потому что могут проявить художественный вкус, а главное, выразить собственное видение вещей, свое представление об окружающем мире. К тому же, в процессе труда, дети обмениваются полезным опытом и отрабатывают свои умения. Можно только удивляться безграничной творческой фантазией учащихся. Фантазирование даже само по себе очень увлекательно и полезно. Но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу, то есть развить задуманную тему и воплотить ее в конкретной поделке. Если замыслы интересны, оригинальны и возникают легко, значит, дети способны видеть подготовленный для поделки материал и таким, какой он есть сейчас, и каким будет. Соответственно подбирается и техника обработки материала.
Работа с берестой не только прививает трудолюбие, развивает мелкую моторику рук, фантазию, вкус и т.д., она успокаивает, снимает головную боль, нервное напряжение. Если картинку из бересты - даже самую маленькую, повесить или поставить возле кровати, то сон будет более спокойным и глубоким. А если после напряженного трудового дня посидеть перед таким берестяным чудом, то плохое настроение и усталость исчезнут, в доме будут мир и покой.
Объекты труда, выполненные из бересты, получаются художественно выразительными, эффектными с точки зрения публичного показа на выставках. Участие в различных выставках – конкурсах имеет для школьников большое значение, так как это влияет на уровень самооценки развивающейся личности, позволяет детям оценить свои способности. Ребенок должен чаще оказываться в ситуации успеха, чувствовать себя умелым и даже искусным. Творческая работа с природным материалом – это то, с помощью чего педагог может целенаправленно создавать ситуацию успеха, как для группы учащихся, так и для отдельных учеников.
Лучшие работы наших учащихся были представлены на школьной выставке, на Республиканских выставках художественного и декоративно – прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в конкурсах помогает нашим детям стать успешными, дает возможность почувствовать радость от сделанного своими руками чуда и оценить свои способности.