Программа «Фитнес-аэробика» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей.
Согласовано:Утверждено:
На Педагогическом Совете№Заведующая МБДОУ №8
От «___»_________20___г.«Теремок»
Протокол№______«___»__________20___г
Программа дополнительного образования дошкольников «Фитнес-аэробика»
Срок освоения: 1 год Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет
Инструктор по физическому воспитанию: Белоусова Татьяна Васильевна
1
Содержание программы
Пояснительная записка…….………………………………………………. .. 3
Актуальность и новизна ………………..…………………………………… 4
Направленность программы ..……………………………………………... 6
Цель и задачи программы ………………………………………………… .7
Структура программы ……………………………………………………... 8
Условия реализации программы …………………………………………...8
Форма подведения итогов ……………………………………………….. .11
Учебно – тематический план………………………………………………... 12
Содержание программы дополнительного образования …………………. 14
Методическое обеспечение программы ……………………………………15
Планируемые результаты освоения программы …………………………...15
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов ……………..16
Список используемой литературы ………………………………………….17
9. Приложение…………………………………………………………………...18
2
Пояснительная записка
каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососуди-стыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, коорди-нации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляе-мость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ре-бенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболева-ний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллек-туального и эмоционального развития человека.
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообраз-ных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большин-стве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики
— ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, пилатес, калланетика, су-ставная и дыхательная гимнастики, восточные оздоровительные системы упражнений: ушу, китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.
Данными вопросами в области образовательных и инновационных техно-логий занимались: В.А. Бордовский, JI.C. Подымова, С.Д. Поляков, А.И. При-гожин, Г.К. Селевко, В.А. Сластёнин, А.П. Тряпицына и др. Научным исследо-ваниям в области фитнеса в последнее время стало придаваться большее значе-ние, некоторые аспекты можно встретить в работах отечественных и зарубеж-ных авторов (В.Е. Борилкевич, 1998 -2006; Э.Т. Хоули, Б.Дон Френке, 2000; А.Г. Лукьяненко, 2001; A.B. Менхин, 2002; Е.Б. Мякинченко, 2003; В.И. Григо-
рьев, 2005 - 2008; C.B. Савин, 2008 и др.) В то же время, несмотря на большую популярность физической культу-ры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовлен-ности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.
Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовле-
творяет потребности различных социальных групп населения в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес-программ, их до-ступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.
3
2. Актуальность и новизна
Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» -соответствовать, быть в хорошей форме) в более широком смысле - это общая физическая подготовленность ор-ганизма человека.
Программа «Фитнес-данс» представляет собой систему комплексных за-нятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий:
фитбол-аэробика;
степ-аэробика;
игровой стретчинг;
черлидинг.
Фитбол-аэробика, по сравнению с другими видами занятий аэробикой, дает уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, по-вышения возможностей организма занимающихся. Так как мяч создает хоро-шую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузка на по-звоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Работа идет в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других занятиях аэробикой, что снимает ограничения для людей, которые в силу избыточного веса или различных отклонений в здоровье не могут заниматься этими вида-ми спорта. Комплексы фитбол-аэробики включают упражнения фитбол-гимнастики, базовые шаги классической и различные направления танцеваль-ной аэробики.
Это практически единственный вид аэробики, где в выполнение физиче-ских упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зри-тельный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Занятия фитбол-гимнастикой вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм. Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообра-зие упражнений создают у детей положительный эмоциональный настрой.
За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча активизируются регенеративные процессы, улучшается кро-вообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррек-ции лордозов и кифозов. Это позволяет использовать фитболы в период реаби-литации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппара-та. Эффект от упражнений сидя на мяче сходен с верховой ездой, положи-тельное влияние которой описано Гиппократом. В специальной медицин-ской литературе езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении. Покачивания в положении сидя на мяче, центрируют межпозвонковые диски, нормализуя в них обменные процессы, мобилизуя тонус различных отделов позвоночника. Легкое пока-
4
чивание на фитболе благотворно влияет на работу внутренних органов, улуч-шает отток лимфы и венозной крови, легочное кровообращение, способствует откашливанию при заболеваниях легких, нормализует перистальтику кишеч-ника,
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может исполь-зоваться в комплексах упражнений как предмет, тренажер или опора. Ком-плексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и подбо-ра средств, могут иметь различную направленность и сочетать гимнастиче-ские упражнения с мячом и на мяче в различных танцевальных стилях, со-здавая единую, законченную композицию танца на мяче. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс и корригировать имеющиеся нарушения осанки.
Предполагается, что освоение танцевальных комплексов поможет есте-ственному развитию организма ребенка, морфологическому и функционально-му совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профи-лактике различных заболеваний.
Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.
«Step» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». В конце XX века Джина Миллер разработала новую методику – степ-аэробику. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесен-ной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на сту-пеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись получен-ными результатами, Джин Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлёк миллионы людей, поддер-живающих своё тело в тонусе. Со временем данная программа стала назы-ваться «степ-аэробика» и получила широкое распространение среди привер-женцев здорового и активного образа жизни.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, для детей подго-тавливают индивидуальные снаряды — степы.
Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной — 25 см, дли-ной — 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином.
Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмич-ной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, но-сят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и вы-полняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сце-
5
нарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную дея-тельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, вни-мание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной де-ятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позво-ляющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.Черлидинг – вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зре-лищных видов спорта: танцы, акробатика, гимнастика. Идеально подходит для развития координации детей дошкольного возраста, так как включает в себя элементы гимнастики, ритмических движений, благоприятно влияет на эмоци-ональную сферу – вырабатывает командный дух, взаимопонимание. Не имеет медицинских противопоказаний. Предполагает индивидуальный подход.
2.1. Направленность программы
Программа «Фитнес-аэробика» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, со-действует оздоровлению различных функций и систем организма.
С целью профилактики различных заболеваний у детей разработаны комплексы упражнений коррекционной гимнастики и лечебной физкультуры. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музы-ку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.
Направленность упражнений фитбол -гимнастики:
укрепление мышц рук и плечевого пояса;
укрепление мышц брюшного пресса;
укрепление мышц спины и таза;
укрепление мышц ног и свода стопы;
увеличение гибкости и подвижности суставов;
развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;
формирование осанки;
развитие ловкости и координации движений;
развитие подвижности и музыкальности
расслабление и релаксация;
профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.
6
Направленность упражнений степ -аэробики:
формирование осанки, костно-мышечного корсета;
развитие координации движений;
укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной систем;
формирование умения ритмически согласованно выполнять простые дви-жения.
Направленность упражнений черлидинга:
развитие творчества детей через музыкальное движение;
увеличение объема двигательной активности детей в режиме дня;
формирование навыков общения у детей в коллективной деятельности, ко-мандного духа, привычки к здоровому образу жизни;
формирование у детей навыков деятельности в разновозрастной группе;
определение места детей в группе посредством установления их амплуа, ко-торое требует наличия специальных качеств;
положительные эмоции от выступлений на публике.
2.2. Цель и задачи программы
Основной целевой установкой «Фитнес-аэробика» является содействие всестороннему развитию физических и духовных сил дошкольников.
Основная задача — укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
К частным задачам относятся:
 оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (форми-
рование правильной осанки, профилактика плоскостопия );
развитие и функциональное совершенствование органов дыхания крово-обращения, сердечно-сосудистой, нервной систем организма,
совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной си-лы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.
 содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;
оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ре-бенка;
 формированиенавыковвыразительности,пластичности,
грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощен-ности и творчества в движении.
7
2.3. Структура программы
Программа «Фитнес-аэробика» состоит из трех разделов:
I раздел включает: общие основы применения лечебно-профилактического танца, задачи, методы и средства, организация и проведение занятий.
II раздел представлен: комплексами танцевальных упражнений общеразвива-ющего воздействия. Это строевые и общеразвивающие упражнения, танце-вальные упражнения при ходьбе, на месте и в передвижениях, беге и прыжках, суставная гимнастика. С целью снятия напряжения и раскрепо-щения различных мышечных групп разработаны упражнения на расслабле-ние мышц и связок, дающие возможность применить приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации для снижения физической нагрузки и расслабления. Такие приемы самомассажа, как «постукивания», можно ис-пользовать для мобилизации занимающихся к началу занятий или как отвле-кающие упражнения.
В III разделе представлены упражнения и танцы специального воздействия. Это упражнения, направленные на формирование осанки, коррекцию и ис-правление дефектов позвоночника и стопы. Упражнения дыхательной гим-настики, развивающие и укрепляющие мышцы, способствующие правиль-ному дыханию, танцевальные упражнения на больших гимнастических мя-чах-фитболах, степах, баланс-гимнастика.2.4. Условия реализации программы
Условия реализации программного материала:
кружковая работа рассчитана на учебный год (октябрь-апрель);
занятия проводятся 1 раз в неделю не более 30 минут;
форма занятий - групповая, подгрупповая.
При формировании групп необходимо учитывать:
возраст занимающихся;
принадлежность к медицинской группе;
психофизиологические особенности ребенка.
Инструктору ФИЗО, ведущему занятия, необходимо изучить медицин-скую карту каждого ребенка и вести педагогический контроль над уровнем его физического развития и состоянием здоровья. Группы занимающихся
желательно формировать средней наполняемости — от 10 до 15 человек, можно проводить и малыми группами (по 4—5 человек), а также индивидуально. Организованную деятельность по дополнительному образованию «Фитнес
– аэробика» проводятся в спортивном зале или специально приспособленном помещении, отвечающем всем гигиеническим требованиям (размеры зала, площадки, освещение, проветривание, покрытие пола, оборудование, инвентарь). Инструктор ведет журнал посещаемости занятий, где отмечается весь объем
8
учебного материала, педагогический и врачебный контроль и достижения са-мих занимающихся.
Основными средствами являются:
физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности без предметов;
физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности
с предметами (мяч, гимнастическая палка и др.)
- физические упражнения на гимнастических снарядах (гимнастической ска-мейке, гимнастической стенке, фитболах, степах и др.).
Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными по-ложениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, на животе, на бо-ку; сидя с прямыми и согнутыми ногами; на пятках; в упорах присев, упорах стоя на коленях; стоя, в висах.
Упражнения общей направленности включают строевые упражнения,
общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц, и танцевальные упражнения.
Комплексы физических упражнений общей направленности содейству-ют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет»), выносливо-сти, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития.
Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, дыха-тельную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, фитбол-гимнастику, степ-аэробику, черлидинг.
Комплексы физических упражнений специальной направленности со-действуют той функции или системе организма занимающихся, на которую они направлены. Здесь используется большинство упражнений коррекцион-ной и лечебно-профилактической направленности.
Основной формой проведения является организованная деятельность. В структуру любой организованной деятельности по физической культуре вхо-дят три части: подготовительная, основная и заключительная.
В подготовительной части осуществляется начальная организация за-нимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки ор-ганизма детей к предстоящей работе в основной части урока. Это достигается с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега, , музыкальных игр, об-щеразвивающих упражнений и других средств, отвечающих задачам этой части урока. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и част-ные лечебно-профилактические задачи.
9
Подготовительная часть, в зависимости от поставленных задач, занимает 10—15 минут от общего времени.
Основная часть занимает большую часть времени и длится 25—30 ми-нут. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами танца, разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенству-ется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движе-ний с музыкой.
работе могут быть использованы как комплексы общеразвивающих упражнений определенной лечебной направленности, серии танцевальных упражнений, так и целые композиции, то есть группы упражнений, объединен-ные единым смысловым значением и решающие определенные задачи.
Структура основной части может изменяться в зависимости от:
- повторяемости упражнений, чередования их в различных исходных по-ложениях (стоя, сидя, в упорах, лежа), - направленности (на коррекцию позвоночника, стопу, равновесие, коор-динацию движений и др.)
- отдельному воздействию на мышцы (рук, шеи, ног и т. д.).
Большая часть физической нагрузки приходится на основную часть заня-тия, поэтому очень важно грамотно ее распределять.
заключительной части решаются задачи восстановления сил организ-ма детей после физической нагрузки. Занимает она 5—7 минут. Нагрузка здесь должна значительно снижаться за счет уменьшения количества упражнений, их повторяемости, характера и двигательных действий. К таким упражнениям можно отнести спокойную ходьбу, упражнения в растягивании и расслаблении мышц, как отдельных звеньев тела, так и всего организма в положении стоя, сидя, лежа или в висах, элементы самомассажа тех мышц, на которые была направлена большая нагрузка, спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации. Для успешного проведения занятий необходимо заранее подготовить ин-вентарь и оборудование, подбор музыкального материала и аппаратуры.
Элементы детского фитнеса можно применять в других формах органи-зованной деятельности, таких как утренняя гимнастика, самостоятельное вы-полнение комплексов физических упражнений, использование отдельных упражнений, танцев в режиме дня.
композициях фитбол-гимнастики можно использовать следующие ба-зовые (основные) шаги аэробики, которые хорошо адаптируются к специфике проведения упражнений сидя на мяче:
March — марш — шаги на месте, вперед, назад, по диагонали и пр.
Step-touch — приставной шаг вправо, влево, вперед, назад, с поворотами.
Knee-up — подъем согнутой ноги, колено вверх.
Lunge — выпад вперед, в сторону.
Kick — выброс ноги вперед разгибая, ногу вперед, выполнить мах.
Jack (jampingjack) — прыжки ноги врозь-вместе, сидя на мяче.
V-step—ходьба ноги врозь-вперед, ноги вместе -назад и другие.
10
Шаги, используемые в степ – аэробике:
Marсh (марш) – ходьба на месте.
Step (степ) – шаг.
Basic step (бэсик степ). Шаг ногой вперед - назад. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить правой ногой шаг на степ, 2- левую ногу на степ при-ставить.3- шаг на пол правой ногой,4- левую приставить.
Step touh (степ тач) – приставной шаг в сторону. И.П. стоя на полу ноги вместе.1- выполнить правой ногой шаг в сторону,2- левую приставить.3-левой ногой шаг в сторону,4-правую приставить.
V-step (ви-степ) – шаг на степ ноги врозь, назад ноги вместе. На 4 счета. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить правой ногой шаг на правый край степа, 2- левую ногу поставить на левый край степа.3- шаг на пол правой ногой,4- левую приставить.
Toe touch (тоу тач) – касание носком пола или степа. На каждый счет.
Mambo (мамбо) – шаги на месте с переступанием вперед, назад. И. П. стоя на полу ноги вместе. 1-выполнить правой ногой шаг на степ, 2- левую но-га на полу переступающий шаг. 3- шаг на пол правой ногой,4- левую при-ставить.
Open step (оупэн степ) – открытый шаг. И.П. ноги шире бедер.1- выполнить полу присед и поставить правую ногу на носок, 2- полу присед, поставить левую ногу на носок. На 4 счета.
Leg curl (лэг керл) – «захлест» голени назад. 1- шаг правой ногой на степ, 2-левую ногу согнуть назад. 3-поставить левую ногу на пол.4- правую приста-вить.
Knee up (ни ап) – «подъем колена вверх». 1- шаг правой ногой на степ,2- ле-вую ногу согнуть в колене и поднять вверх. 3-поставить левую на пол.4-правую приставить.
Kick side ( мах ногой в сторону ,вперед, назад). 1- шаг левой ногой на степ,
2-правую ногу выпрямить и сделать мах ногой. 3-поставить правую на пол.4- левую приставить.
2.5. Форма подведения итогов
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня
Видеоматериал
Фотоотчет
Интернет ресурсы
11
3. Учебно–тематический план
Работа с детьми

Раздел программы
Гимнастические упражнения (разновидности ходьбы, прыжков, бега, ОРУ без предметов и с предметами).
Упражнения общеразвивающего воздействия:
а) игровой стретчинг;
б) суставная гимнастика;
в) дыхательные упражнения;
г) приемы массажа и самомассажа;
д) упражнения на расслабление.
Упражнения специального воздействия:
а) упражнения с мячом (броски, ведение мяча, упражнения в парах); б) основные базовые шаги фитбол – аэробики;
в) упражнения на фитболах (комплексы упражнений с фито- мячами);
г) основные базовые шаги степ-аэробики (комплексы упражнений на сте-пах);
д) базовые элементы черлидинга (основные позиции рук и ног, движения ног, корпуса, махи и вращения, варианты прыжков)
Подвижные игры и эстафеты.

Работа с родителями
Мероприятие Сроки прове- Ответственные
дения 1. Флешмоб с родителями декабрь 2015 Белоусова Т.В.,
апрель 2016 инструктор ф/в
2. Консультация «Роль февраль 2016 Белоусова Т.В.,
отца в приобщении ребенка инструктор ф/в
к физической культуре и Воспитатели подг.гр.
спорту» 3. Информационные па- декабрь 2016 Белоусова Т.В.,
мятки «Как правильно подо- инструктор ф/в
брать лыжи, обувь и одежду на прогулку ребёнку» 4. Памятки – рекомендации: февраль 2016 Белоусова Т.В.,
«Комплекс упражнений по инструктор ф/в
профилактике и коррекции начальных форм плоскосто- пия» 12
4. Содержание программы дополнительного образования «Фитнес–аэробика»
Октябрь Ноябрь-декабрь Январь-февраль Март-апрель 1. Гимнастические упраж- 1. Гимнастические упраж- 1. Дыхательная гимнастика 1. Гимнастическое нения «Солдатики» нения «Петухи запели». по К.Т.Бутейко «Ёжик» упражнение «Рок-н-рол» Цель: формирование пра- Цель: мобилизация занима- «Шар лопнул» Цель: развитие силы мышц вильной осанки. ющихся Цель: развитие дыхательной брюшного пресса и разги- системы. бания бедра. 2. Суставная гимнастика 2. Упражнения игрового «Горошины цветные» стретчинга «Котенок», 2. Гимнастические упраж- 2. Упражнения игрового Цель: развитие подвижно- «Собачка», «Дерево», «Ве- нения на степах. стретчинга и элементы сти (гибкости) различных точки», «Ходьба», «Бабоч- Цель: развитие мышечной самомассажа «Привет- суставов. ка», «Змея» силы ног. ствие солнцу» Цель: растяжение и укрепление Цель: развитие внимания 3. Дыхательная гимнасти- мышц ног, спины, сосредоточение 3. Танцевальный комплекс внимания, установка на эмоцио- ка (по Стрельниковой) на степах «Кадриль» 3. Дыхательные упраж- Цель: усиление вентиляции нальный психологический Цель: развивать мышечную нения (методика настрой. и чистоты легких, улучше- силу ног и общую выносли- М.Лазарева) 3. Упражнение на расслаб- ние работы органов ЖКТ ление «Жаворонок». вость 4. Обучение базовым Цель: расслабление мышц 4. Элементы баскетбола 4. Упражнения на расслаб- элементам черлидинга. Цель: обучение проходу, 4. Упражнение с мячом ление «Медузы», «Шалтай Цель: развитие координа- броску мяча в корзину. «Ладушки» на фитболах. – Болтай» ции движения, формирова- Цель: расслабление мышц ние правильной осанки. 5. Подвижные игры: эста- Цель: развитие ловкости, ко- ординации движений. феты с элементами баскет- 5. Приемы массажа и само- 5. Подвижная игра «Вы- 5. Приемы массажа и само- бола. массажа «Разотру ладошки массажа «Игромассаж» су- шибалы» сильно». става 13 Методическое обеспечение программы
учебно–тематический план;
спортивное оборудование: мячи большого диаметра «фитбо-лы», гантели, мягкие модули, степ – платформы, помпоны, тренажеры; картотека комплексов упражнений общеразвивающего воз-действия;
картотека комплексов специального воздействия;
аудиотека для музыкального сопровождения.
Планируемые результаты освоения программы
дополнительного образования
«Фитнес-аэробика»
конце учебного года обучения у воспитанника:
у детей сформирована правильная осанка;
развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музы-кой;
наблюдается снижение заболеваемости детей, посещающих кружок;
сформирован стойкий интерес к занятиям физической культурой;
сформирован интерес к собственным достижениям;
сформирована мотивация здорового образа жизни.
15
7. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Показатели динамики формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными двигательными навыками»

№ Ф.И. ребенка Сформированностьнавыковвладенияба-зовымосновамчер-лидинга Владение основнымиприемамидыхатель-нойгимнастики,са-момассажа п/п Ритмичность выпол-ненияосновныхви-довгимнастическихупражнений СформированностьвыполнениясвязокОРУподмузыку Сформированностьнавыковвладенияфитболом Сформированностьнавыковвладениястепом Сформированностьнавыкавыполненияупражненийсустав-нойгимнастикиистретчинга
1

2

3

Мониторинг проводится 2 раза в год (декабрь, май). В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования и
интегративного качества: высокому, среднему, низкому.
Высокий – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого Средний – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого
Низкий – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности
16
Используемая литература
Анисимова Т.Г. ,Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет. Волгоград, Учитель 2009 г.
Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, ВЛАДОС, 2001г.
Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., Скрипторий, 2004г.
Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка. Расту здоровым. М., Владос, 2004 г.
Каштанова Г.В. .Мамаева Е.Г., Лечебная физкультура и массаж М.,Аркти,2007г.
Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж.
ЧП Лакоценин СС 2007г.7. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж, учитель, 2005г.
8. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкульту-
ре. 2009 №4.
9. Тимофеева, Т.Н. Черлидинг для дошкольников / Т.Н. Тимофеева, О.О. Тата-ринова, М.В. Соколова // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 10. – С. 68-75.
10. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет. М.Гном и Д.,2003г.
11. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес - Данс», учебное пособие СПб, «Детство-пресс»2007г.
12. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г, «Са-Фи-Дансе», танцевально-игровая гимна-стика для детей. СПб, «Детство-пресс»2001г.http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-12-00.html.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/fitnes-v-sisteme-doshkolnogo-i-shkolnogo-fizkulturnogo-obrazovaniya#ixzz2kVSTfLSW
17
ПРИЛОЖЕНИЕ
18
Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой
Комплекс дыхательных упражнений
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой состоит из 14 упражнений: 3 упражнения для головы; 4 упражнения для туловища; 4 упражне ния для ног; 3 упражнения — на расслабление.
Упражнения для головы
«Кошка» — повороты головой в стороны — вдох. И. П.—выдох.
Например: 1 - поворот головы направо — вдох; 2-4 — поворот головы прямо - выдох.
«Малый маятник» — наклоны головы вперед-назад — вдох. И.П.— выдох. Например: 1 — наклон головы вперед — вдох, 2—4 — голову прямо — выдох и т. д.
«Ушки» - наклоны головы в стороны — вдох. И. П. - выдох.
Например: 1 — наклон головы вправо — вдох; 2—4 — голову прямо •— выдох.
Упражнения для туловища
«Кошка» — повороты туловища в стороны с полуприседанием.
Например: 1 — поворот туловища направо, «царапнуть пальцами» — вдох; 2—4 — туловище прямо — выдох.
«Обнять плечи» — наклон туловища назад, обнимая плечи руками.
Например: 1 — небольшой наклон назад, руки с крестно — на плечи — вдох; 2—4 — вы-
прямиться — выдох.
«Насос» — наклоны туловища вперед.
Например: 1 — наклон туловища вперед — вдох; 2—4 — выпрямиться — выдох.
«Большой маятник» - сочетание упражнений «Обнять плечи» и «Насос».
Упражнения для ног
«Полуприсядь» на левой вперед. Нужно сделать небольшой шаг левой ногой вперед, перенести на нее вес тела и, выполняя небольшие приседы на ноге, одновременно делать вдохи и сводить руки навстречу друг другу.
Например: 1 — с шагом полу присед на левой ноге вперед, руки с крестно перед собой — вдох; 2—4 — разогнуть левую ногу, локти в стороны — выдох.
«Полуприсядь» на правой ноге вперед.
«Полуприсядь» на левой ноге назад. Перенести вес тела на сзади стоящую ногу, выпол-нить полу приседы одновременно с вдохами.
«Полуприсядь» на правой ноге сзади.
Упражнения на расслабление
«Рок-н-ролл» — колени вперед. Поднять колено вперед и расслабленно опустить. Например: 1 — согнуть ногу вперед — вдох; 2—4 — разогнуть ногу в И.П.— выдох.
То же, расслабленно забрасывая голень назад.
«Шаги». Переступать с ноги на ногу на месте или ходить и выполнять дыхательные упражнения, постепенно замедляя темп шагов.
Например: 1 - - шаг — выдох; 2—3 — пауза; 4 — вдох. Выполнять эту дыхательную гимна-стику нужно два раза в день: утром до еды, вечером до еды или через \—1,5 часа по-сле еды. Заниматься можно детям с 3—4 лет и далее без ограничений возраста. Рекомен-дуется никогда не бросать дыхательную гимнастику.
19
Методика глубокого дыхания К. П. Бутейко
«Часики». И.П.- стойка ноги врозь. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так» на выдохе (10—12 раз).
«Трубач», И.П.- сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением «ф-Ф-ф-ф-ф» и опускание рук вниз, далее выполнить вдох (4—5 раз).«Петух». И.П.— стойка ноги врозь, руки в стороны — вдох. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» (5—6 раз).
«Паровоз». И.П.— стойка руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попере-
менные движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух-чух» на выдохе, и далее — вдох
(20—30 сек).
«Насос». И.П.— основная стойка. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С-С-С» (руки скользят вдоль тулови-ща) (6—8 раз).«Каша кипит». И.П. — сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить «Ш-Ш-Ш» (5—6 раз).
«Партизаны». И. П. — стойка, в руках палка (ружье). Ходьба, высоко поднимая коле-
ни. На 2 шага — вдох, на 6—8 шагов — медленный выдох с произнесением слова «Ти-ш-ш-ше»
(1,5 мин).
«На турнике». И.П.— стойка, гимнастическая палка перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх — вдох, опуститься в стойку, палку на лопатки — длительный выдох с произнесением звука «Ф-Ф-Ф-Ф-Ф» (3—4 раза).
«Гуси шипят». И.П.— стойка ноги врозь. Наклониться вперед с одновременным отве-дением рук в стороны-назад (в спине прогнуться, посмотреть вперед) — медленный выдох * Ш-Ш-Ш». Выпрямиться — вдох (5—6 раз).
«Ежик». И.П.— упор сидя сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди (груп-пировка), медленный выдох на звуке «Ф-Ф-Ф-Ф-Ф». Разогнуть ноги — вдох (4—5 раз).
«Шар лопнул». И. П.— стоика ноги врозь. Разведение рук в стороны — вдох. Хлопок перед собой — медленный выдох на звуке «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш» (5—6 раз).
«Дровосек». И.П.— стойка ноги врозь. Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опу-стить вниз — медленный выдох с произнесением «Ух-х-х» (5—6 раз).
«Маятник». И.П.— стоика ноги врозь, палка за спиной. Наклонять туловище в стороны.
При наклоне — выдох с произношением «Т-у-у-у-х-х-х». Выпрямляясь — вдох (6—8 раз).
«Вырасти большой». И.П.— основная стойка. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх — вдох. Опуститься в И. П. — выдох.
Образные упражнения: «вдыхать аромат цветка»; «сдувать пух с одуванчика»; «дуть на свечу» («на снежинку»); «дуть на предмет» (в руке каждого занимающегося ленточка, все на нее дуют, у кого она будет дольше всех колыхаться); «сдувать с ладони травинку» и т. д.
Дыхательные упражнения, способствующие продолжительному выдоху. Подбираются образные упражнения, в которых на выдохе даются односложные слова, включающие опре-
деленные гласные или согласные. Наиболее удобными из гласных являются: «У» — ту-у-у-у — гу-дение паровоза; пфу-у-у-у-у — звук трубы; ау-у-у — заблудился и т. д. «А» — ка-а-а-а-р — ворона кар-кает; г-а-г-а-г-а — гуси; ква-а-а — лягушка и др. Из согласных звуков можно применить: «Ш» — Ш-Ш-Ш — шипение змеи, каша шипит; «Ж» — Ж-Ж-Ж — жук летит, пчела жужжит; «3» — 3-3-3
— комар звенит и др.
20
Исцеляющие звуки (методика М. Лазарева)

Шуршит змея Шуршит змея, Вдох — зигзагообразно поднять руки вверх, ладони вместе. Ш-ш-ш… Выдох — зигзагообразно опустить руки вниз на стол, ла- дони вместе. Шипит змея, Вдох — повторить поднимание рук. Ш-ш-ш… Выдох — повторить опускание рук. Ползет, ползет, старается. Вдох — волнообразными движениями развести руки в сто- роны. Ш-ш-ш... Выдох ~ руки с крестно на грудь. Обманчив тихий шорох и по- Вдох — повторить, руки в стороны. кой Ш-ш-ш... Выдох — повторить, руки с крестно на грудь. Напасть она готова в миг Вдох — руки согнуть назад, голову назад. любой, Ш-ш-ш... Выдох — руки вперед, голову вниз. Не принимай змеиный Вдох — повторить, согнутые руки назад. комплимент Ш-ш-ш... Выдох — повторить, руки вперед Змея тебя предаст Вдох — соединить ладони и зигзагообразно поднять руки в любой момент, вверх. Ш-ш-ш Выдох - руки дугами наружу (через стороны) вниз. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами

Шары летят
Что за праздничный наряд? Вдох Здесь кругом шары летят! Выдох Флаги развеваются! Вдох Люди улыбаются! Выдох Воздух мягко набираем, Вдох Шарик красный надуваем. Выдох Пусть летит он к облакам, Вдох Помогу ему я сам! Выдох. Вороны 21 Вот под елочкой зе- Вдох. леной Скачут весело вороны — Прыжки на одной ноге. Кар-кар-кар! Прыжки на другой ноге. Целый день они летали, Дети кричат на выдохе. Спать ребятам не давали — Бег на месте со взмахами рук в стороны и вниз. Кар-кар-кар! Дети кричат на выдохе. Только к ночи умолкают Ходьба на месте. Вместе с ними засыпают — Присед с выдохом. Ш-ш-ш-ш... Насос
Это очень просто - Наклон вперед, назад и т.д. Покачай насос ты! Налево – направо, Наклоны вправо-влево, на выдохе произносят «Ух!» Руками скользя, Назад и вперед При выпрямлении – вдох. Наклоняться нельзя! Дрова И.П. – стойка, ноги врозь, руки над головой в «замок» Раз дрова, Наклон вперед, на выдохе произнося «Ух!» Два дрова, Раскололся ствол едва! Бух дрова, При выпрямлении – вдох. Бах дрова! Вот уже полена два. Поехали! Завели машину - Вдох..Ш-Ш…Ш-Ш… Выдох Накачали шину - Вдох Ш-Ш…Ш-Ш… Выдох. Улыбнулись веселей Вдох... И поехали быстрей. Ш-Ш…Ш-Ш… Выдох Ветер И.П. – сидя на гимнастической скамейке, стуле Ветер сверху набежал, Вдох..Ветку дерева сломал: «В-В- Выдох В!»Дул он долго, зло ворчал Вдох 22 И деревья все качал: «Ф-Ф-Ф» Выдох Филин И.П. – сидя на гимнастической скамейке, стуле Сидит филин на суку Вдох..И кричит: «Бу-бу-бу!» Выдох Шарик красный И.П. – сидя на гимнастической скамейке, стуле Воздух мягко набираем, Вдох..Шарик красный надуваем. Выдох Шарик тужился, пыхтел, Вдох Лопнул он и засвистел: «Т- Выдох ссс!» 23
«Солдатики»
Упражнение на формирование правильной осанки.
И. П. Стоя, гимнастическая палка на лопатках или за спиной под руками, или руки за спину с захватом палки под локтями
Вступление
I—II части: И. П.
III часть: 1 — поднять плечи. 2 — опустить плечи. 3 — полу присед.
4 — встать.
5—8 — повторить движения счета 1—4. IV часть: 1 — опустить голову.
2 — поднять голову, принять И. П. 3 — поворот головы направо, 4 — поворот головы, принять И. П.
5—6 — повторить движения счета 1—2.
7—8 — повторить движения счета 3—4 в другую сторону.
Тема.
I 1—4 — четыре шага на месте. 5—6 — приставной шаг влево. 7—8 — приставной шаг вправо. II 1—4 — четыре шага на месте.5 — поворот направо.
6 — приставить левую ногу к правой ноге. 7—8 — повторить движения счета 5—6 налево. III часть: 1—4—четыре шага на месте.
5 — полу присед на правой ноге, левую согнуть вперед 6 — встать, приставить левую ногу.
7—8 — повторить движения счета 5—6 на другой ноге. IV часть: 1—4 — четыре шага на месте.
5 — встать на носки.
6 — принять И. П.
7—8 — повторить движения счета 5—6.
V—VIII части: Повторить упражнения частей I—IV, но I — приставной шаг начать вправо, II — поворот налево (в другую сторону).
Вступление. Повторить упражнения вступления III и IV. Тема. Повторить упражнения темы I—IV.
Вступление. Повторить упражнения вступления III и IV. Тема. Повторить упражнения темы I—IV и III и IV. Вступление. Повторить упражнения вступления III и IV. Тема. Повторить упражнения темы I—IV.
24
«Горошинки цветные»
Упражнение направлено на развитие подвижности (гибкости) различных суставов. Характер упражнения танцевальный, ритмичный.
Вступление
И.П.— основная стойка
I—II части: 1—16 — шестнадцать шагов на месте с хорошей отмашкой рук III 1 — полу присед, носки врозь, руки согнуть вперед, предплечья в стороны
— встать, носки вместе, предплечья вперед 3—4 —повторить движения счета 1—2. 5—8 — повторить движения счета 1—4.
IV 1 — полу присед, пятки врозь, руки согнуты вперед, локти в стороны 2 — встать пятки вместе, локти вниз.3—4 —повторить движения счета 1—2.
5—8 — повторить движения счета 1—4, вставая.
V 1—4 —присесть, колени на каждый счет вправо, влево, вправо, влево, руки работают как при ходьбе.5—8 — повторить движения счета 1—4, вставая.
VI1—4 — в стойке на прямых ногах, поворот туловища на каждый счет вправо, влево, вправо, влево, руки в стороны, кисти кверху.5—8 — повторить движения счета 1—4.
VII 1— полу присед, руки на бедра, пальцы вперед, локти резко назад, прогнуться 2— согнуться в полу приседе, локти резко вперед
3—4 — повторить движения счета 1—2.
5—8 — повторить движения счета 1—4.
VIII часть: 1 — встать, правое плечо вверх, левое плечо вниз, руки вниз, кисти вниз.
— левое плечо вверх, правое плечо вниз.
— правое плечо вверх, левое плечо вниз.
— левое плечо вверх, правое плечо вниз — «коромысло»
—8 — повторить движения счета 1-4, принять О.С.
Первый куплет
I 1 — 2—в полу приседе колени вправо, два потряхивания кистями у левого бедра, руки полусогнуты.3—4 — колени влево, два потряхивания кистями у правого бедра. 5—6 — колени вправо, два потряхивания кистями у левого плеча. 7—8 — колени влево, два потряхивания кистями у правого плеча.
II 1 — полу присед на левой, правую ногу, согнутую махом вперед- влево, отвести до касания локтя левой согнутой руки.2 — правую ногу разогнуть в сторону на носок
3—4 —повторить движения счета 1—2.
5—8 — повторить движения счета 1—4.
25
IIIПовторить движения части II с другой ноги и руки,
затем встать в основную стойку.
Припев
I часть: 1 — левую руку согнуть вперед, кисть вниз.
2 — правую руку согнуть вперед, кисть вниз
3— левую руку разогнуть вниз, кисть вверх.
4— правую руку разогнуть вниз, кисть вверх
5 — левую руку согнуть в сторону, кисть вниз.
6 — правую руку согнуть в сторону, кисть вниз.
7— левую руку разогнуть вниз, кисть вверх.
8— правую руку разогнуть вниз, кисть вверх
II1—2 —два пружинистых сгибания левого колена с двумя касаниями кистями
левого плеча, ладони вместе («лодочкой»).
3—4 — повторить движения 1—2, сгибая правым коленом, и касаясь кистями правого плеча.
5—6 — два пружинистых сгибания левой ноги с небольшим наклоном вперед и двумя касаниями кистями левого колена, ладони вместе.
7—8 — повторить движения 5—6, сгибая правую ногу и касаясь кистями правого колена. III—IV части: Повторить движения части 1—II.
Проигрыш. Повторить упражнения вступления, VII и VII части. Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета. Припев. Повторить упражнения припева.
Проигрыш. Повторить упражнения вступления, VII и VIII части. Третий куплет. Повторить упражнения первого куплета. Припев. Повторить упражнения припева и еще раз II часть.
Проигрыш. Повторить упражнения вступления VII и VIII частей два раза. В конце упражнения принять полу присед, полусогнутые руки в стороны, кисти кверху.
26
«Петухи запели»
Танцевально-образное упражнение с элементами самомассажа. Упражнение можно использо-вать для мобилизации детей в подготовительной части занятия, а также для развития выра-зительности и координации движений.
И. П.— сед на гимнастической скамейке (стуле).
Вступление
(выполняется без счета как импровизация)
Сед с наклоном вперед, обхватив колени руками;
выпрямиться, руки вверх, потянуться и руки расслабленно вниз;
правую руку вверх, потянуться и расслабленно вниз;
левую руку вверх, потянуться и расслабленно вниз;
потереть кулачками глаза;
взять нос в середину правой ладони и повращать его;
взять нос в середину левой ладони и повращать его;
растереть мочки ушей.
I 1 —4 — четыре постукивания подушечками пальцев правой руки по левой руке от тыльной стороны кисти до плеча.5—8 — левую руку поднять ладонью кверху, четыре постукивания подушечками пальцев правой руки по левой руке от плеча до ладони.
II часть: Повторить упражнения части I другой рукой по другой руке. III часть: 1—4 — четыре хлопка в ладоши.
5—8 —четыре хлопка в ладоши, одна рука вверх, другая рука вниз.
IVчасть: 1—4 — четыре постукивания подушечками пальцев рук по левой ноге с обеих сторон от бедра до стопы.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в обратном направлении. V часть: Повторить упражнения части IV по другой ноге.
Первый куплет
I часть: 1—4 —вставая, четыре шага вперед, руки согнуть перед грудью, кисти свободны, с че-тырьмя взмахами локтями вверх-вниз.
— приставить ногу с поворотом туловища налево и пружинистым полу приседом; руки согнуть вверх над головой ладонь в ладонь, пальцы в стороны («гребень петуха»).
— встать в основную стойку.
7—8 — повторить движения счета 5—6 с поворотом туловища направо.
II 1—4 — четыре шага вперед на свои места (или на месте), высоко поднимая колени с ма-хом руками в стороны и вниз («петух»).— приставить ногу с поворотом туловища налево и пружинистым полу приседом; руки согнуть над головой, предплечья с крестно, кисти в кулак («рога барана»).
— встать в основную стойку.
7—8 — повторить движения счета 5—6 с поворотом туловища направо от основного направления.
III часть: 1— полу присед на левой ноге, правую согнуть вперед, стопа у колена левой но-ги, руки за спину ладонь на ладонь («уточка»).
2 — встать, руки в том же положении, в стойку руки за спину. 3 -4 — повторить движения счета 1 —2 на другой ноге.
5-8 —в полу приседе четыре полу наклона вправо, влево, вправо, влево; руки вниз округлены
IV 1 - 2 — пружинистый приставной шаг вправо с кругом кистью правой руки влево во-круг лица (« кошечка умывается»).27
3 - 4 — повторить движения счета 1—2.
5 - 8 — повторить движения счета 1 —4 в другую сторону другой руки. V – VI Повторить упражнения частей III, IV еще раз
Припев
I«Кудах-тах-тах...»
1 - 2 — с полуповоротом туловища налево, руки согнуть в стороны с двумя махами кистями. 3 - 4 — повторить движения счета 1 —2 с полуповоротом туловища направо от основного направления.
5 - 8 - лицом к основному направлению круговое движение руками кверху с вибрацией ки-стями.
II «Кукареку...»
1—2— полу присед прыжком с полуповоротом налево, с тремя хлопками ладонями сбоку о бедра. 3—4 — повторить движения счета 1—2 лицом к основному направлению.
6 — полу присед на левой ноге, правую согнуть вперед стопа у колена левой ноги; руки в стороны-кверху, кисти вниз («петух стоит на одной ноге»), 7 - встать, приставить правую ногу, руки вниз.
III часть: Повторить упражнения части II, начиная счет 1—2 в другую сторону, счет 5 на дру-гой ноге.
Проигрыш
I 1—8 — восемь постукиваний подушечками пальцев обеих рук по волосистой части головы с пружинистым приседаниями и полу приседами на каждый счет. II 1—8 —восемь постукиваний подушечками пальцев обеих рук по плечам, ключицам, лопаткам, с пружинистыми полу приседами на каждый счет.Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета с I по IV в положении стоя.
Припев. Повторить упражнения припева.
Проигрыш
I 1—4 — четыре «гребковых» движения пальцами обеих рук по ребрам со спины, с пружинистыми полуприседаниями на каждый счет.5—8 — четыре похлопывания по ягодицам, с пружинисты ми полуприседаниями на каждый счет.
II часть: Повторить упражнения части I.
Третий куплет (без слов). Повторить упражнения первого куплета с I по IV в положении стоя.
Припев. Повторить упражнения припева с I по III и II, III еще раз.
Проигрыш
I—II 1—16 — поворот кругом, вперед на свои места, поднимая колени и ударами рук о бедра, сесть на гимнастическую скамейку (стул).III – IV части: 16 счетов, повторить упражнения вступления I—II (постукивание подушечками пальцев по рукам).
V—VI части: 16 счетов, повторить упражнения вступления IV—V (постукивание подушечка-ми пальцев по ногам).
VII часть: 1 —4 — четыре хлопка в ладоши, 5—8 — четыре хлопка в ладоши, одна рука вверх, другая рука вниз.
VIII часть: 1—4 —четыре расслабленных встряхивания кистями.
5—8 — четыре поворота плечами вправо-влево, вправо-влево, руки расслабленно вниз.
28
Упражнения на расслабление
«Медузы»
Я лежу на спине, Выполнение соответственно
Как медуза на воде. тексту.
Руки расслабляю, В воду опускаю, Ножками потрясу И усталость сниму. « Шалтай-болтай»
И. П.— стоя, руки расслабленно вниз.
Шалтай-болтай Свободные повороты туловища
Сидел на стене, с расслабленными руками вниз.
Шалтай-болтай Свободные махи руками.
Свалился во сне. «Жаворонок»
Упражнение можно использовать в заключительной части урока. Оно способствует расслаблению мышц, мягким и слитным движениям. Упражнение носит образный ха-рактер.
Первая часть
И.П.— основная стойка.
1—2 — приставной шаг вправо в стойку на носках, руки дугами наружу,
стороны-кверху.
3—4 — опуститься на всю стопу с вибрацией кистью, сгибание - разгибание — 4 раза 5—6 — круглый полу присед, руки расслабленно вниз с крестно
7—8 — руки расслаблены вниз в стороны.
II часть: Повторить упражнения части I, выпрямляясь и вставая с приставным шагом влево.
III часть: 1—2 — встать, выпрямиться, правую руку плавно поднять вверх. 3—4 — полу присед, левую руку плавно вверх, правую руку вниз.
5 — встать, руки влево.
Вторая часть
I часть: 1—2 —приставной шаг вправо с круговыми движениями рук книзу, вправо. 3—4 — пружинистый шаг вправо, руки дугами книзу-вправо.
5—6 — пружинистый полу присед, встать на левую ногу, права в сторону на носок с рас-слабленным махом рук влево.
7—8 — повторить движения счета 5—6 в другую сторону.
29
II часть: Повторить упражнения части I с приставным шагом влево.
III часть: 1—4 — поворот направо на 360° переступанием на носках, руки в стороны и впра-во.
5—6 — опуститься на всю стопу с поворотом туловища налево, руки расслабленно вниз. 7—8 — поворот туловища направо, руки расслабленно вниз.
IV часть: Повторить упражнения части III в другую сторону.
I 1—2 —приставной шаг с правой ноги вперед в стойку на носках, руки вперед, кверху 3—4 — опуститься на всю стопу, потряхивая кистью руки 5—6 — круглый полу присед, руки расслабленно вниз и назад.7—8 — руки расслабленно вниз и вперед.
II часть: 1—2 — приставной шаг с левой ноги назад в стойку на носках, руки назад-книзу. 3—4 — опуститься на всю стопу, потряхивая кистью руки.
5—6 — круглый полу присед, руки расслабленно вниз и вперед. 7—8 — руки расслабленно вниз и назад.
III часть: 1—2 —упор, стоя на левом колене 3—4 — упор, стоя на коленях
5—6—сед на коленях с упором на предплечья спереди 7—8 — расслабиться в этом положении.
IV 1—2 — с небольшим поворотом туловища направо, правую руку в сторону с вибрацией кистью.3—4 — принять И. П., затем повторить движения счета 5—6 части III. 5—8 — повторить движения счета 1—4 с другой руки.
I часть: 1—2 — стойка на коленях, руки вверх 3—4 — удерживать это положение.
5—8 — по сегментное расслабление рук. II часть: 1 —2 — упор, стоя на коленях. 3—4 — упор, стоя на правом колене.
5—8 — через упор присев встать в основную стойку. Первая часть. Повторить упражнения первой части.
Вторая часть. Повторить упражнения второй части (I — полностью, I — части I, II).
Третья часть. Повторить упражнения первой части I и II,
затем встать в основную стойку.
30
«Ладушки» (фитбол)
Образное упражнение, включающее обязательные элементы соревнования для дошкольни-ков. И. П.— сидя на мяче, ноги согнуты врозь, стопы на полу, руки на коленях
Вступление
I 1—8 —восемь пружинистых покачиваний, сидя на мяче II часть: 1—4 — четыре пружинистых покачивания.
5 — левая рука к правому плечу
6 - правая рука к левому плечу.
7 - руки согнуты в стороны, кисти кверху, 8 - плечи вверх («удивиться») и вниз
III – IV Повторить части I—II.
V1 – 3 - три акцентированных шага вперед с хорошей отмашкой рук
2 - приставить ногу, левый указательный палец прижать к губам («молчок»), правую руку за спину
5 -8 - повторить счет 1—4, выполняя шаги назад, прижать к губам правый указательный палец.
VI часть: 1 - прыжок, ноги согнутые врозь, стопы на полу, руки на пояс.
– ноги вместе прыжком.
– 4 - повторить счет 1—2.
5 - наклон вправо, руки согнуты вперед, локти вниз, ладонями от себя. 6 - наклон влево, 7 – 8 - повторить счет 5—6.
VII – VIII части: Повторить части V—VI.
Первый куплет
I часть: 1 – 2 - приставной шаг влево, руки на пояс. 3 – 4 - приставной шаг вправо.
5 – 8 - повторить счет 1—4.
II 1 – 4 - «V-степ» с левой ноги, правая рука согнута вперед, предплечье вверх, указательный палец вверх, остальные в кулак («погрозить»), левая рука на пояс 5 - прыжком ноги согнуты вместе, руки на пояс.
6 - прыжком ноги согнуты врозь, стопы на полу.
III 1-2 - толчком ноги оторвать от пола и согнуть вперед, руки согнуты в стороны, кисти вниз («волк»)
3- 8 - ноги опустить в И. П. (сидя на мяче, ноги согнуты врозь, стопы на полу). III часть: «Ладушки».
1 — хлопок по бедрам (правая рука по правому бедру, левая рука по левому бедру). 2 — хлопок по бедрам, руки с крестно 3 — повторить счет 1.
4 — хлопок перед собой.
5—8 — повторить счет 1—4.
IV 1 — с наклоном вправо правую ногу разогнуть в сторону, пятка на полу, руки в стороны 2 — выпрямиться, приставить правую ногу, руки на пояс.31
3—4 — повторить счет 1—2 в другую сторону. 5—8 — повторить счет 1—4.
V 1—4 — шагая вперед, перейти в положение лежа спиной на мяче, руки перед грудью, ладонями к себе.5—6 — поднять туловище вперед, руки в стороны (« поднимание туловища») 7—8 — опустить туловище на мяч, руки на грудь, ладони к себе.
VI 1—4 — повторить часть V, счет 5—8 («поднимание туловища»), 5—8 — шагая назад, перейти в положение сидя на мяче, ноги согнуты
врозь, стопы на полу.
Пауза
1—4 — отталкиваясь ногами, выполнить прокат сидя на мяче вправо и сесть на левое бедро, ноги согнуты справа, стопы на полу, правую руку согнуть к правому уху («прислу-шаться»)
5—8 — прокатываться, сидя на мяче влево, левую руку согнуть к левому уху. Проигрыш. Повторить упражнения вступления V—VI.
Второй куплет
I часть: 1—8 — встать с опорой левой рукой о мяч, обойти мяч слева, встать за ним лицом к основному направлению и присесть
II 1—4 - перекатить мяч руками вправо по полу, указательн ым пальцем левой руки «по-грозить» влево-вправо («не пойду»)
5—8 — повторить счет 1—4 в другую сторону и с другой руки.
1—4 — прокатом мяча вперед перейти в положение упора лежа животом на мяче 5—6 — согнуть руки 7—8 — разогнуть руки.
IV часть: 1—4 — повторить часть III, счет 5—8.
5—6 — перекатом назад на животе перейти в упор присев за мячом. 7—8 — встать, мяч в руках перед грудью
V часть: 1—4 — четыре удара мячом об пол.
5—8 — поднимая мяч, выполнять наклоны мяча вправо -влево, поставить его на голову.
VI 1—4 — поворот, шагая вправо на 360°.
5—8 — поворот, шагая влево на 360°.
VII 1 —4 — опустить мяч на пол перед собой.
5—8 — обойти мяч справа (правая рука на мяче) и сесть на него в И. П.
Проигрыш. Повторить упражнения вступления I—II, V—VI.
Третий куплет
I—IV часть: Повторить упражнения первого куплета I—IV.
V—VI части: Повторить упражнения III—IV первого куплета («ладушки»).
VII 1—8—сидя на мяче, поворот на четырех приставных шагах на 360°
VIII часть: 1—4 — повторить упражнения IV первого куплета, счет 1—4.
5—6 —погладить живот по кругу правой рукой, левая рука на пояс
7—8 — повторить счет 5—6 с другой руки.
IX—X части: Повторить части VII—VIII в другую сторону.
32
Массаж и самомассаж

«Разотру ладошки сильно»
Разотру ладошки сильно, Растирание ладоней; захватить Каждый пальчик покручу, каждый пальчик у основания и выкру- Поздороваюсь с ним сильно чивающим движением дойти до ног- И вытягивать начну. тевой фаланги. Затем руки я помою, «Моют» руки. Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы в «замок». На замочек их закрою И тепло поберегу. Выпущу я пальчики, Пальцы расцепить и перебирать Пусть бегут как зайчики. ими. Игромассаж
Игра! Веселая игра! Игрой довольна детвора. Эй, кто стоит там в стороне?
Скорей сюда, скорей ко мне! А ну быстрей, лови кураж, Ведь впереди у нас массаж!
Поглаживание и растирание отдельно каждого пальчика, тыльной стороны ладони, лучезапяст-ного сустава, самомассаж левой руки правой и наоборот. Растирание ладоней друг о друга. Встряхивание кистей рук.
33
Упражнения игрового стретчинга
1. Растягивание позвоночника вверх (помогает всему телу двигаться свободно и естественно).
«Деревце» Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки, Но зимние метели в меха его одели.
Исходное положение (И.П): основная стойка, пятки вместе, носки слегка разведены, руки опущены вдоль туловища.
1 – напрячь мышцы передней поверхности бедра, подтянуть вверх колен-ные чашечки;
– напрячь ягодичные мышцы;
– напрячь мышцы брюшного пресса;
– поднять грудную клетку – растягиваются мышцы спины в стороны от позвоночника;
– вытянуть шею вверх, не поднимая и не опуская подбородок;
– поднять прямые руки над головой;
7-8 – опустить руки, расслабиться.
2. Растягивание в стороны (уменьшает нагрузку на нижний отдел по-звоночника, укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных суставов и плечевых суставов)
«Звездочка» В небе звездочки мигают, звездам весело мигать!
В телескоп считаем звезды: Раз, два, три, четыре, пять….
И.П. – Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль ту-ловища.
1 – вытянуть руки в стороны, ладонями вниз; Вдох – плечи не поднимать, грудную клетку «раскрыть», голова прямо; 2 – руки опустить (выдох (расслабиться).3. Боковое растягивание (помогает сохранить гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов).
«Солнышко» Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошко! Твои детки плачут, По камушкам скачут.
И.П. – Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу,
34
Левая (правая) пятка находятся на одной прямой со сводом правой (левой) стопы, руки в стороны.
1 – на выдохе наклониться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола (столы), правая (левая) рука вытянута вверх;
2 – и.п.
4. Растягивание к центру (упражнения оказывают воздействие, проти-воположное растягиванию в стороны, поэтому упражнения на растягивание в стороны и к центру необходимо осваивать и выполнять вместе, одно за другим. Они помогают успокоиться, сосредоточиться, развивают подвижность тазобед-ренных суставов, статическое равновесие, вестибулярный аппарат)«Волна» По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.
И.П. – Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 – на выдохе согнуть правую (левую) ногу и прижать ее к туловищу, вы-тянутая левая нога на полу. Следить за тем, чтобы нижняя часть спины была прижата к полу;
2 – и.п.
5. Наклон вперед (эти упражнения, если они выполнены правильно, бла-готворно действуют на нижние отделы позвоночника. Растягивание поможет сделать мышцы бедер более эластичными.)«Слоник» Он крупнее всех на суше, у него как флаги уши, Хобот как трубопровод, как амбар большой живот, Ноги как колонны, средний вес – три тонны.
И огромен и силен, но добрее мыши он.
И.П. – широкая стойка, пальцы ног направлены вперед, ладони согнутых в локтях рук положить на бедра, вытянуть весь позвоночник вверх, наклониться вперед до полного касания руками пола, следить за тем, чтобы пятки не отрыва-лись от пола, спина оставалась прямой, ладони лежали на полу на ширине плеч;
2 – и.п.
35
Упражнения игрового стретчинга без музыкального сопровождения

«Зернышко»
Разминочное упражнение, которое подготавливает позвоночник детей к дальнейшей нагрузке.
Детям надо сесть на корточки, ноги поставить вместе, при этом пятки должны касаться пола. Пальцы рук следует сцепить в замочек и не спеша вытя-нуть впереди себя, опустив вниз. Немножко наклонить туловище, а голову опу-стить.
На счет раз – ребятам надо медленно подниматься и выпрямлять ноги, туловище должно оставаться в наклонном положении. Затем нужно в одно время выпрямить туловище и поднять прямые ручки вверх, и развернуть ладони (обя-зательно следить за тем, чтобы пятки не отрывались от пола).
На счет два – дети должны развести руки в стороны и опустить вниз, принять исходное положение.
Ходьба
Такое упражнение стретчинг делает суставы ног более подвижными, оно эффективно в плане профилактики развития плоскостопия, а также улучшает осанку.
Дети должны сесть на пол и принять «позу угла»: спинка прямая, ноги лежат вместе на полу, носочки вытянуты. Чтобы делать необходимые движения, руки надо отвести за спину и сделать высокий упор сзади. Затем под ритмичную музыку нужно по очереди тянуть на себя носочки ног, дышать при этом можно произвольно.
«Бабочка»
Способствует усилению внутриполостному давлению, а значит, воздей-ствует на органы брюшной полости. Помимо этого идет стимуляция действий подкожных нервов.
Дети садятся в позицию «прямого угла», но ноги уже согнуты в коленях, стопы сведены вместе. Затем колени разводятся в стороны, а стопы ног обхваты-ваются руками, спина должны быть прямой. Нужно как можно ниже опустить колени и в таком положении задержаться на некоторое время, и вернуться в прежнюю позицию. Движения должны быть динамичными, дыхание при выпол-нении произвольное.
«Змея»
Это упражнение стретчинга направлено на растяжку прямых мышц брюшного пресса, способствует повышению внутриполостного давления, в ре-зультате чего, повышается приток крови. Это дает возможность в наибольшей степени обогатить все органы питательными веществами и кислородом. Выпол-няемые движения помогают побороть скованность и деформацию позвоночника. Очень полезны они для миндалин: отгибание головы во время упражнения уве-
36
личивает поступление к ним крови, что делает их более устойчивыми к простуд-ным заболеваниям, ангине.
Детям нужно лечь животом на пол, ноги свести вместе, а руками в обла-сти груди упереться в пол. Затем в достаточно медленном темпе «сделать змей-ку»: подняться на руках, затем поднять голову, и только после этого подать впе-ред грудь, живот должен лежать на полу. В таком положении ребенок должен прогнуться, насколько сможет, запрокинув немного назад голову и зафиксиро-вать позицию. Возвращаться в исходное положение надо медленно. Вдох важно делать в первой фазе упражнения, а выдох на второй.
«Велосипед»
Идет работа с поджелудочной железой, очищаются и восстанавливаются органы пищеварения.
Дети, лежа на спине, отводят руки за голову. С оттянутыми носочками надо оторвать ноги от пола и динамично сымитировать езду на велосипеде.
«Неваляшка»
Развивает координацию движений. Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются то на правый, то на левый бок.
«Фасолинки»
Развивает координацию движений в пространстве. Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются на один бок, на живот, на другой бок, пе-редвигаясь по полу, как фасолинки.
«Лодка»
Развивает вестибулярный аппарат. Дети сидят на полу, согнув ноги и раз-ведя их в разные стороны, перекатываясь то на правое, то на левое бедро, ими-тируя движения лодки.
«Дождик»
Развивает чувство ритма. Дети сидят на полу, потихоньку начиная сту-чать кулачками и пяточками об пол, постепенно увеличивая темп, имитируя нарастающий шум дождя.
«Большие и маленькие дома»
Дети лежат на спине, подняв руки за голову, тянут руки в одну сторону, руки в другую, имитируя большие дома, затем подтянув к себе согнутые в коле-нях ноги, имитируют маленькие дома.
Растяжка должна выполняться симметрично, для обеих сторон туловища. Не интенсивность, а систематичность упражнений – вот ключ к успеху при заня-тиях стретчингом.
37