Урок биологии 8 класс «Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика».


Урок биологии 8 класс «Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика».
Кривенко Любовь Яковлевна- учитель биологии и географии.
Разделы: Биология
Тема урока"Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"
Цель урока: обеспечить осознанное усвоение информации о заболеваниях опорно-двигательного аппарата и их профилактике.
Задачи урока:
образовательная- создать условия для изучения и понимания учащимися причин нарушения опорно-двигательного аппарата, меры их предупреждения;
развивающая- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательная- формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;
Тип урока:( изучение нового материала) урок-исследование;
Методы изучения: частично-поисковый;
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая;
Средства обучения:
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8кл.: Учебник для общеобр. учеб. завед. – М.: Дрофа, 2013.
Таблицы: “Предупреждение искривления позвоночника”, “Предупреждение плоскостопия”.
Тексты об особенностях приемов проверки правильности своей осанки, походки.
Модуль скелета человека.
Актуализация знаний и мотивировка:
Прочтите слова академика Н.М. Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Учитель: Прочтите тему урока и подумайте, на какие главные вопросы вы должны ответить на этом уроке?
Предполагаемые ответы:
Познакомиться с заболеваниями опорно – двигательной системы.
Изучить причины заболеваний
Познакомиться с мерами профилактики
Создание проблемной ситуации и определение темы исследования
Учитель: так как речь пойдет о заболеваниях ОДС, то для того, чтобы уберечь себя от болезней ОДС , необходимо знать эту систему (аппарат) (скелет+мышцы)
Ученик: рассказывает о строении скелета, используя модуль скелета человека.
Учитель: какое значение в системе играют мышцы?
Вывод (здоровые мышцы-здоровый скелет, а это значит правильная поза при ходьбе в положении сидя, во время игр. В 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных фрейлин.
Как вы думаете, что такое осанка?
Практическое задание.
4 ученика показывают:
а)ученика, получившего двойку
б)трусливого
в) уверенного
г)веселого
При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленях и тазобедренных суставах.

Определение темы исследования формулирование цели.
Учитель: Как вы думаете, на каком рисунке правильная осанка? Правильно, на рисунке 1. А на остальных рисунках изображены разные нарушения осанки: сколиоз, плоская спина, кифоз и лордоз (учитель поясняет проявления каждого из заболеваний). Почему же осанке придается такое значение? Почему осанка так важна?
Выдвижение гипотезы.
8 причин иметь правильную осанку.
Чем красивее спина, тем увереннее личность.
Дыхание становится легким и более глубоким.
Улучшается пищеварение.
Вы выглядите стройным и молодым.
Голос будет казаться лучше.
Помогает мышцам и суставам.
Улучшает мышление.
Здоровый позвоночник.
Проверка гипотезы: проведение эксперимента интерпретация новых данных.
1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?
2. Дыхание становится легким и более глубоким.Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.
3. Улучшается дыхание и пищеварение.Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.
4. Вы выглядите более стройными и молодыми.Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.
5. Голос будет казаться лучше.Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.
6. Помогает мышцам и суставам.Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.
7. Улучшается мышление.
Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете — осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.
8. Здоровый позвоночник.Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.
Применение новых знаний в практической деятельности.
Исследование своей осанки. (памятка)
1.    Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.2.    Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.3.    Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.
Для профилактики нарушений осанки я хочу вам посоветовать придерживаться в течение жизни ряда гигиенических правил.
Таблица: “Предупреждение искривления позвоночника”
Физические упражнения надо начинать с легких, постепенно усложняя их.
Движения выполнять надо с одинаковой нагрузкой в обе стороны.
В перерыве между упражнениями надо расслаблять мышцы.
При подъеме груза необходимо распределить тяжесть равномерно на весь опорно-двигательный аппарат.
Груз надо поднимать с прямой спиной.
Держать груз надо близко к телу, а поднимать его следует используя силу ног.

Учитель: В последнее время мы часто встречаемся с таким понятием как гиподинамия. Что это за заболевание, каковы причины его возникновения и меры профилактики? С этим вопросом я хочу обратиться к вам.
(чтение памятки)
гиподинамия – это понижение двигательной активности. В чем вред гиподинамии? Снижение физических нагрузок приводит к слабости скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно – сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, нарушение кровообращения, падение работоспособности, снижение устойчивости к инфекциям, ускорение процессов старения организма.
Каковы же способы борьбы с гиподинамией?
(все виды физических нагрузок: физкультура, спорт, туризм, физический труд).
Учитель: Другим дефектом ОДС является плоскостопие, которое часто проявляется в детском возрасте. Плоскостопие проявляется в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях и голени и к изменениям походки.
Причины возникновения плоскостопия:
Ношение тесной обуви.
Ношение неудобной обуви.
Ношение туфель на каблуке.
При перегрузках стопы.
Травмы стопы, голеностопного сустава
Каковы же меры профилактики плоскостопия?
Таблица: “Предупреждение плоскостопия”.
Обувь следует носить с задником и со шнуровкой.
Обувь должна быть с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке.
Надо следить за правильной походкой.
Людям длительно пребывающим на ногах надо отдыхать несколько раз в день по 5-10 минут.
Необходимо следить за осанкой.
Полезно ходить босиком .Мышечно – связочный аппарат ног укрепляют ежедневная гимнастика и занятия физкультурой.
Рефлексия.
Что вы сегодня узнали нового?
Выводы урока: Человек настолько молод, насколько молод и здоров его опорно-двигательный аппарат.
Итоги урока.
Домашнее задание. Закрепить правила по формированию здорового опорно- двигательного аппарата.
Литература: Биология в школе. – 2004. - №7. – С. 21 – 28.