МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ.
Важное событие в жизни ребёнка - поступление в школу. Многие дети, посещая подготовительную группу детского сада, мечтают о школе. Обучение в школе для них - это как шаг во взрослую жизнь. Приходя первого сентября в школу, они говорят: «Вот, наконец-то, я стал большим!» Дети с восхищением смотрят на свою первую учительницу, с радостью показывают свой портфель, хвастаются тетрадками, новыми ручками и цветными карандашами, открывая свои новые тетрадки, старательно выводят палочки и крючочки. У них присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей она происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Вместе с новыми атрибутами взрослости приходят и новые обязанности, связанные с учебной работой: выполнять указания учителя, быть внимательным, соблюдать дисциплину, проводить большую часть учебного времени сидя за партой и т. д. Приспособление к новым условиям - огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребёнка, и не все дети быстро и успешно справляются с этим испытанием50-60% первоклассников адаптируются к школе в течение I четверти, 30% детей - к концу II четверти, а примерно 14% - только ко второму году обучения.
У детей, плохо адаптированных к школе, появляется недовольство собой, снижается самооценка, повышается уровень тревожности, снижается учебная мотивация, внимание становится рассеянным, и от этого возникает ещё больше проблем в такой важной для ребёнка учебной деятельности. Часто именно с такими детьми не хотят дружить и сотрудничать, что вызывает реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить урок.
Также часто встречаются проблемы у детей с низким уровнем тревожности. Такие дети имеют завышенную самооценку, всё делают кое-как, не считаются с мнением окружающих, не умеют дружить.
Такие дети вызывают недовольство учителя, родителей и одноклассников.
Из выше сказанного следует, что проблема адаптации актуальна. Она была – актуальна, актуальна в настоящее время и будет актуальна в будущем.
В октябре в 1 классе происходит формирование коллектива: дети проверяют друг друга на «прочность», пытаются завести себе новых друзей, формируются минигруппы, кто-то пытается вырваться в лидеры, не взирая ни на что. В это время необходимы занятия, которые помогут детям ответить на вопросы «Я, хороший или плохой?» «Как подружиться с незнакомцем?», «Что делать, если твой одноклассник хочет всех побить?», «Как самому справиться со стрессовой ситуацией?», «Какие чувства испытывают настоящие друзья?».
Также детей очень интересует вопрос «Почему моя любимая мама меня ругает?», «А что будет, если я немножечко, совсем чуть-чуть солгу?»
На многие из этих вопросов школьник может ответить и сам, посмотрев специально подобранные мультфильмы. Особенно нравится эффект, который производит мультфильм «Великий Нехочуха». После него дети обычно сидят с выпученными глазами и говорят, что не хотят быть, как великий Нехочуха. К качественному выполнения домашнего задания обучающихся подтолкнет мультфильм «Так сойдёт?», а выполнять правила научит мультфильм «Чудеса среди бела дня».
Для закрепления материала следует подобрать игры с правилами или предложить школьникам инсценировать стихотворение.
Для выявления проблем первоклассников, перед началом занятий, можно провести следующие методики: «Диктант Эльконина-Давыдова» (выявление уровня произвольности поведения), «Оценка уровня притязаний» (Ф.Хоппе) (выявление ведущего мотива «Мотива достижения успеха» или «Мотива избегания неудач»), методика Дембо-Рубенштейн (самооценка, уровень притязаний), социометрия (социальный статус обучающегося, уровень благополучия взаимоотношений в классе). Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» поможет выявить наличие следующих состояний: тревожность, зависимость, неуверенность, эгоцентризм, стремление к лидерству демонстративность, открытость и др.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” поможет собрать о ребёнке большой объем информации. Тест состоит из трёх заданий. Задание 1 является индикатором психологического благополучия и отражает устойчивый эмоциональный фон. Задание № 2 характеризует сферу социальных эмоций. В задании № 3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, психологическому климату в семье, школьной деятельности (математике, русскому языку, чтению), учителю и одноклассникам. По результатам задания № 3 можно выделить детей: с положительным отношением к школе, с амбивалентным отношением, с негативным отношением.
И не следует забывать о методе наблюдения, который может подтвердить или опровергнуть всю проведенную диагностику.
Чтобы выявить уровень тревожности педагогу, работающему в классе, желательно предложить оценить детей по признаками по шкале Сирса.Чтобы ребёнок был успешен в своей деятельности создавайте на своих занятиях ситуацию успеха.