Методические рекомендации по социальному сопровождению обучающихся

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
____________________________________________________________________________

Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального
образования - техникум для инвалидов
«Профессионально-реабилитационный центр»



Г.С.Земскова



СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Методические указания
по организации социально-педагогической деятельности
«Организация процесса социальной адаптации обучающихся на реабилитационно-подготовительных курсах» в
Профессионально-реабилитационном центре.








Допущено региональным научно-методическим центром при Совете директоров ССУЗ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в качестве методических указаний для специалистов в области профориентации и профессионального отбора инвалидов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.












Санкт-Петербург
2014
Г.С. Земскова «Организация процесса социальной адаптации обучающихся на курсах по подготовке к поступлению в средне профессиональные учебные заведения.
Санкт-Петербург 2014 г. , 17 с.


Рецензенты:
Светлана Соломоновна Лебедева, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.







Методические указания является частью материалов методического комплекса по социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, поступающих на обучение в Профессионально-реабилитационный центр.
Представленные методические указания отражают первый этап комплекса мероприятий по социальной адаптации обучающихся в Профессионально-реабилитационном центре. В работе сформулирован цель, задачи и особенности мероприятий по социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Отмечена необходимость связи обучения с социально-психологическими потребностями учащихся, помощи в их социализации, создания условий для самореализации их личности.


















( Профессионально-реабилитационный центр, 2014




Содержание




Стр.


Введение...
4


1.
Организация учебного процесса на реабилитационно-подготовительных курсах
5


2.
Мероприятия по социальной адаптации на реабилитационно-подготовительных курсах.......

7


3.
Реабилитационные команды, как один из видов реабилитационной составляющей со слушателями реабилитационно-подготовительных кусов..


9


4.
Примеры практической работы реакоманды на реабилитационно-подготовительных курсах.


10

5.
Заключение...
11











Введение

Реабилитация инвалидов является основной и ведущей проблемой в процессе восстановления социального статуса инвалида и интеграции его в общество. Сформулированная еще в 1903 году концепция де Буса предусматривала разноплановый аспект реабилитационного процесса, который в настоящее время обозначился как медицинская, профессиональная и социальная реабилитация. Наиболее широко процесс реабилитации начал развиваться после выхода Закона РФ «О социальной защите инвалидов».
Основной целью мероприятий по социальной адаптации является успешное включение инвалидов в систему социальных отношений, частью которой является профессиональная деятельность. Таким образом, большое внимание должно уделяться профессиональному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья.
Требования, предъявляемые среднему профессиональному образованию достаточно высоки, что предопределяет необходимость анализа профпригодности поступающих и выявление тех, кто недостаточно подготовлен к обучению вследствие следующих причин:
- длительность перерыва после окончания общеобразовательной школы;
- низкая мотивация к обучению и переобучению;
- получение общеобразовательной подготовки в форме домашнего обучения, и, как следствие. Низкий уровень такой подготовки;
- потребность в социально-средовой адаптации;
- другие причины, затрудняющие получение профессиональных знаний по выбранной профессии или специальности.
Основной задачей сотрудников СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» является связать обучение с потребностями обучающихся, способствовать их социализации, создать условия для самореализации их личности и в конечном итоге успешной интеграции в общество.
Для решения поставленной задачи необходимо в течение всего процесса обучения осуществлять мероприятия по социальной адаптации обучающихся. Эти мероприятия должны быть направлены на включение их в жизнь общества, развитие социальных качеств, формирование активной жизненной позиции, ориентацию на позитивное отношение к жизни, приобщение к культуре, духовным ценностям, общению друг с другом и внешним миром, на любовь к людям и к себе, как к полноценной и значимой личности.
Целью настоящей работы является разработка мероприятий по социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, поступающих на обучение в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр», но не имеющих достаточного потенциала для обучения и переобучения. В связи с этим были разработаны специальные образовательные программы по подготовке к поступлению в средне-профессиональные учебные заведения, которые помимо образовательной, несут в себе и реабилитационную составляющую.
Данные методические рекомендации могут быть использованы для учебных заведений, работающих с лицами с ограниченными возможностями. Рекомендации составлены, как на основе анализа литературного материала, так и практического опыта работы на курсах по подготовке к поступлению в средне профессиональные учебные заведения (далее – реабилитационно-подготовительные курсы) сотрудников СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр», а также российского и зарубежного опыта по профессиональной реабилитации инвалидов.

1. Организация учебного процесса на курсах по подготовке к поступлению в средние профессиональные учебные заведения
По результатам профессионального тестирования на каждого поступающего оформляется реабилитационное дело. Оно включает в себя заключения специалистов отдела профотбора и профпробы и рекомендации по социально-психологической и медицинской поддержке поступающих для успешного достижения целей профессиональной реабилитации.
В случае недостаточного уровня подготовки по общеобразовательным и профилирующим предметам, слабой мотивации или недостаточной социально-средовой адаптации инвалиду или лицу с ОВЗ предлагаются занятия на реабилитационно-подготовительных курсах, благодаря которым создаются благоприятные условия для дальнейшего профессионального обучения.

Программа занятий на курсах учитывает следующие показатели:
- уровень базовых знаний;
- способности к обучению, концентрации внимания, логическому мышлению;
- способность переносить нагрузки, возникающие в процессе обучения;
- мотивацию к обучению или переобучению, к будущей работе по выбранной специальности;
- социальную компетентность, коммуникативные способности.
Таким образом, можно выделить три группы лиц, которым необходимы занятия на реабилитационно-подготовительных курсах:
инвалиды с детства, не имеющие навыков общения в коллективе, так как в школе находились на домашнем обучении;
взрослые люди, уже имеющие трудовой опыт, давно закончившие учебные заведения и им необходимо восполнить некоторые пробелы в знаниях;
не определившиеся в выборе бедующей специальности.
Основными задачами курсов являются:
адаптация слушателей к учебному процессу;
повышение общеобразовательного уровня;
социально-психологическая и средовая адаптация;
повышение мотивации к обучению;
профессиональное самоопределение;
ориентация на самостоятельность и ответственность за принятие решений.
Обучение на реабилитационно-подготовительных курсах варьируется от трех до шести учебных месяцев, в зависимости от степени подготовки учащихся и необходимости их адаптации к обучению.
На реабилитационно-подготовительных курсах осуществляется подготовка по трем направлениям:
общеобразовательные дисциплины,
курс социальной компетенции,
блок дисциплин, являющихся введением в специальность.
Программы учебных дисциплин направлены на систематизацию знаний по названным предметам, подготавливают базу для дальнейшего успешного освоения выбранной профессии или специальности.
На протяжении всего срока обучения на реабилитационно-подготовительных курсах осуществляется медицинское и социально-психологическое сопровождение слушателей, предусматривается индивидуальный подход. Важно, чтобы каждый слушатель ощущал заинтересованность к себе, чувствовал поддержку и желание ему помочь со стороны преподавателей. Занятия на курсах ориентированны на повышение мотивации к обучению и приобретение уверенности в правильности выбора профессии. Также они направлены на развитие и тренировку навыков, ложащихся в основу профессиональных умений, позволяют проявить самостоятельность, развивают логическое мышление, дают навыки активной работы в группе.
Все программы адаптированы с учетом особенностей поступающего контингента.

Мероприятия по социальной адаптации на реабилитанионно-подготовительных курсах (РПК)
Особое внимание на реабилитационно-подготовительных курсах уделяется социально- психологической адаптации.
Поступающие на обучение в профессионально-реабилитационный центр – это, как правило, люди, нуждающиеся в социальной адаптации и психологической поддержке, что обусловлено причинами как физиологического, так и социального характера.
Для успешного прохождения процесса социальной адаптации обучающихся, необходимо в первую очередь выявить их индивидуальные особенности, что позволит применить индивидуальный подход к каждому и вовремя оказать социально-психологическую поддержку.
Поэтому на протяжении всего процесса обучения со слушателями работает социальный педагог. Предпосылкой успешной работы является установление контакта с обучающимся, который создается благодаря проявлению интереса, внимания и участия к слушателю со стороны социального педагога.
На основе исследования индивидуально-психологических особенностей абитуриента даются рекомендации для преподавателей и специалистов отдела социально-психологического сопровождения и медицинского обслуживания, что позволяет, оказать им своевременную поддержку и способствует эффективному усвоению обучающимся учебного материала и овладению выбранной специальности или профессии.
Одновременно с усвоением программы курсов слушатели проходят социально-средовую адаптацию, а именно:
учатся каждый день вовремя приходить на занятия;
осваивают правила поведения в коллективе;
приобретают коммуникативные навыки.
Адаптационный период для некоторых из них проходит с большими трудностями в силу заболеваний и удаленности места жительства от места учебы.
С такими слушателями социальный педагог проводят индивидуальные беседы, занятия по правилам дорожного движения, выбору оптимального маршрута от дома до ПРЦ, разработка режима дня.
Слушатели реабилитационно–подготовительных курсов активно включаются в подготовку и проведение культурно–досуговых мероприятий, что способствует формированию у них активной жизненной позиции. Они посещают музеи, выставочные залы, театры, концертные залы города участвуют в подготовке праздников. Такие культурно-массовые мероприятия помогают им расширить свой кругозор, развить коммуникативные навыки и социальную компетентность.
В течение всего времени занятий на РПК социальный педагог отделения профотбора наблюдает за учащимися, отслеживает их успехи в усвоении пройденного материала, посещаемость занятий, причины пропусков, помогает в решении проблем, связанных не только с учебным процессом, но и личного характера, в случае необходимости ведет работу с семьей слушателя.
Слушатели, успешно закончившие реабилитационно-подготовительные курсы, зачисляются на обучение в Профессионально-реабилитационный центр.
Тем, кто не справился с программой курсов, предлагаются другие, более подходящие для них профессии или альтернативные формы обучения (индивидуальное обучение, обучение в малых группах).
Для того, чтобы в полной мере отслеживать динамику реабилитационного процесса на каждого учащегося РПК ведется дневник, оформленный в виде таблицы, представленный в приложении.
В дневник входят графы, в которые вносятся данные, полученные при прохождении мероприятий по профотбору, результаты и рекомендации промежуточной аттестации и итоговые оценки и рекомендации по результатам обучения на реабилитационно-подготовительных курсах.
Проведение промежуточной аттестации позволяет проследить изменения в подготовке абитуриента, его мотивации, социально-психологической и средовой адаптации.
На основании полученных данных, рекомендаций преподавателей и специалистов, работающих с группой, проводятся собеседования с каждым учащимся и обсуждаются план работы с ним на дальнейший период.
Итоговая аттестация позволяет определить, учтены ли были данные рекомендации, готов ли слушатель к обучению или ему необходимы дополнительные мероприятия для дальнейшей адаптации.
Ведение дневника прохождения реабилитационно-подготовительных курсов позволяет более успешно построить работу с обучающимися, учесть особенности каждого и дать наиболее полные рекомендации специалистам отдела социально-психологической реабилитации и медицинского сопровождения для дальнейшей работы на протяжении всего курса обучения.
Одна из форм работы с обучающимися – это работа реабилитационных команд.
3. Реабилитационные команды - как один из видов реабилитационной составляющей в работе со слушателями реабилитационно-подготовительных курсов

Профессиональная реабилитация, как комплекс мероприятий, содержащий профессиональное обучение и переобучение в совокупности с психологической, социальной и медицинской поддержкой, реализуется специалистами различных областей - педагогами, педагогами-психологами, социальными педагогами, врачами. Совместными усилиями этих специалистов, получивших определенный опыт в процессе своей работы, а также изучивших опыт немецких коллег Профессионально - реабилитационного центра во Франкфурте-на-Майне, позволил сформировать реабилитационные команды (реакоманды), целью которых является создание наиболее благоприятных условий для успешной адаптации и реабилитации обучающихся.
Работа реакоманды реабилитационно-подготовительных курсов построена на основе постоянной взаимосвязи специалистов отдела профотбора и профпробы и преподавателей, работающих с группой РПК. Эта работа ведется по плану, составленному в начале семестра, который может корректироваться по мере необходимости. В реакоманду входит социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог и преподаватели, ведущие занятия в группе. Координатором реакомаанды является социальный педагог.
На классном часе, группа учащихся вместе с представителями реабилитационной команды подводят итоги прошедшего периода, обсуждают проблемы, возникшие за этот период (успеваемость, посещаемость занятий, конфликтные ситуации), предложения по их решению, введению факультативных занятий, организации досуга и т.д.
Социальный педагог вместе с учащимися организует различные досуговые мероприятия. Слушатели участвуют в подготовке праздников, проводимых в ПРЦ, посещают театры, выставки, участвуют в КВН.
Реабилитационная команда на внутреннем заседании обсуждает итоги проведенных мероприятий, итоги промежуточной аттестации, определяет способы решения возникших проблем. Это могут быть:
индивидуальные беседы педагога- психолога со слушателем;
работа педагога-психолога или социального педагога с преподавателями, ведущими занятия в группе РПК;
работа педагога-психолога с группой;
индивидуальные беседы слушателей с социальным педагогом, классным руководителем;
работа социального педагога, классного руководителя с семьей слушателя.
В случае необходимости, решения принимаются совместно с учебной частью или администрацией ПРЦ. Среди слушателей выделяется группа риска, Это слушатели, которые нуждается в особом внимании социального педагога и педагога-психолога, преподавателей.
Работа в реабилитационной команде -команде позволяет:
осуществить комплексный подход к процессу профессиональной реабилитации;
обеспечить оперативное взаимодействие всех служб, вследствие чего ни один из слушателей не остается без внимания со стороны специалистов;
осуществляет совершенствование форм и методов реабилитационной деятельности на основе индивидуального подхода;
способствует полноценному профессиональному и личностному росту обучающихся.
Таким образом, разработан метод, результатом которого является быстрое решение проблем, неуспевающих перерасти в конфликт. Координатором этого процесса является социальный педагог.
Социальные педагоги и психологи являются членами реабилитационных команд не только в группах РПК, но и в группах обучающихся на основном курсе, поэтому идет постоянное взаимодействие между реабилитационными командами, работающими в рамках единой концепции.

Примеры практической работы реакоманды на реабилитационно-подготовительных курсах
Можно привести несколько примеров эффективности работы реакоманды и социального педагога со слушателями реабилитационно-подготовительных курсов.
Пример 1.
Учащаяся В. поступала в ПРЦ на обучение специальности «Коммерция». Несмотря на высшее образование и неплохую базовую подготовку, она была неуверенна в своих силах, нуждалась в постоянной поддержке и поощрении окружающих, ее речь была очень тихой.
Ей было предложено пройти обучение на курсах по подготовке к поступлению в средне профессиональное учебное заведение. На заседаниях реакоманды специалисты разработали план мероприятий по социальной адаптации. Провели консультации преподавателей, с которым предстояло работать с В.
Во время обучения на курсах девушка ощущала постоянную поддержку преподавателей и социального педагога. Она стала более уверенной, нашла себе подруг среди учащихся. Ее самооценка повысилась.
После окончания РПК она успешно прошла обучение по специальности «Коммерция» и в настоящий момент работает делопроизводителем в частной фирме.
Пример 2.
Слушатель Н. после тяжелой автомобильной катастрофы, прошел необходимую медицинскую реабилитацию и пришел поступать на обучение в ПРЦ. Его речь была невнятна, наблюдались серьезные проблемы при письме, он был неуверен в своих силах, плохо понимал поставленную перед ним задачу, однако имел высокую мотивацию к обучению.
На заседаниях реакоманды специалисты разработали индивидуальный маршрут по социальной адаптации и реабилитации. Провели консультации преподавателей, с которым предстояло работать с Н.
Слушатель Н. был зачислен на реабилитационно-подготовительные курсы. За время обучения на курсах с этим учащимся постоянно проводилась индивидуальная работа преподавателей и социального педагога. На уроках русского языка, математики и специальным предметам он выполнял задания в индивидуальном режиме. Социальный педагог проводил с ним беседы, на которых обсуждались его успехи и трудности. Он постоянно общался с товарищами по учебе и с преподавателями. Его речь стала более внятной, отмечены успехи при выполнении письменных заданий и понимании поставленной перед ним задачи. На заседаниях реакоманд отслеживались его успехи и корректировались мероприятия.
После окончания реабилитационно-подготовительных курсов слушатель Н полностью адаптировался и успешно обучается в ПРЦ.
5. Заключение
Уже имеющийся опыт существования курсов по подготовке к поступлению в средне профессиональные учебные заведения показывает, что слушатели прошедшие подготовку на РПК гораздо быстрее адаптируются к учебному процессу. Посещаемость занятий такими учащимися значительно выше, практически нет отчислений, которые неизбежны в период адаптации обучающихся в течение первых двух месяцев обучения. Группы, скомплектованные из тех, кто закончил реабилитационно-подготовительные курсы более дружные, активнее участвуют в общественной жизни ПРЦ. Эти обучающиеся имеют высокую мотивацию к обучению, что способствует более эффективному усвоению получаемых знаний, а это в свою очередь повышает возможности обучающегося в становлении его как квалифицированного специалиста на рынке труда.
Все это говорит о положительном влиянии реабилитационно-подготовительных курсов на процесс адаптации к образовательному процессу.
Как показала практика, большое значение для успешности обучения имеет правильный подбор контингента группы, учитывающий психологические особенности и их психологическую совместимость. Обычно обучающихся, закончивших реабилитационно-подготовительные курсы и поступивших на обучение по одной профессии или специальности зачисляют в одну учебную группу, так как у них уже сложился коллектив и им легче вместе продолжать обучение. Однако, если во время обучения на курсах между учащимися возникают конфликтные ситуации, то таких обучающихся лучше разделить в разные учебные группы.
Таким образом, перспективы развития процесса социальной адаптации слушателей на реабилитационно-подготовительных курсах видятся в следующем:
более тесном взаимодействии социального педагога со слушателями курсов;
разработке рекомендаций по социально-психологическому сопровождению обучающихся, нуждающихся в индивидуальном подходе, для преподавателей и специалистов отдела социально-психологической реабилитации и медицинского сопровождения.








13PAGE 15


13PAGE 14715