Авторская программа по предпрофильной подготовке Элективный курс 9 (9 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Артюшкинская основная общеобразовательная школа



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей____________________________________________________ протокол №____
от «____» __________20____г.

Утверждена педагогическим советом



протокол №____
от «___» _______ 20__г.

«Утверждаю»_________

Директор школы
Т.Н.Пищулина
приказ №

от «__» ______ 20___ г.











элективные курсы

Авторская программа
по предпрофильной подготовке

9 класс



Составил: учитель технологии
Сушков Александр
Михайлович











Артюшкино 2012 г.


Пояснительная записка

Программа разработана на основе «Программы «Электив – 9», «Электив – 10,11». Методического пособия для учителей 9,10,11 классов – Анна: Межшкольный районный медиацентр на базе МОУ Аннинская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов, 2007
Программы «Черчение» Автор доктор педагогических наук А.Д.Ботвинников. Москва «Просвещение» 1993.
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль
обучения в старшей школе. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении технологии, биологии, физики, химии, черчения, информатики.
Широкое использование проектной деятельности при проведении элективных курсов способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. Ученики приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.
Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.
Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это – исследователи в различных научных и прикладных областях, конструкторы, художники, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели WEB – страниц, авторы мультимедиа - презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др.
Основное внимание в курсе «Компьютерная графика» уделяется созданию и редактированию изображений деталей, чертежей, кинематических элементов, т.е. векторным и растровым программам. Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при конструировании деталей, сборочных единиц, создании кинематических схем, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях рекламной продукции. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на WEB-странице и т.д. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования в области двух и трехмерного моделирования.

Цель - научить читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. Формирование знаний и умений по целенаправленной работе с графической информацией на компьютере; формирование представлений о мире профессий, основах предпринимательства, ведения домашнего хозяйства; развитие и воспитание широкообразованной, культурной, творческой и инициативной личности, подготовленной к самостоятельной деятельности.
Задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций ( диметрии и изометрии) и приёмах выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развить все виды мышления, соприкасающейся с графической деятельностью школьников;
- обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
- привить учащимся культуру графического труда; - дать углубленное понимание принципов построения и хранения изображений; - изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами; - рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах; - научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических редакторов; - освоение технологических знаний; - овладение общими умениями для создания общественно значимых продуктов труда, овладение безопасными приёмами труда;
- развитие коммуникативных, организационных способностей в процессе различных видов технической деятельности;
- воспитание ответственности за результаты своего труда;
- приобретение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;
- самостоятельное и осознанное определение своих жизненных и профессиональных планов;
- содействие развитию технологического мышления и технологической этики, культуры труда, творческого отношения к действительности;
- сформировать представление о деятельности работников сельского хозяйства;
- познакомиться с профессиями: мастер-животновод, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, оператор машинного доения, тракторист-машинист широкого профиля, слесарь, мастер по ремонту электрооборудования, агроном, зоотехник и другие.


Учебно-тематический план

Разделы и темы


Количество часов



Теория
(беседа)
Практика
(графическая)

Графика
Правила оформления чертежей
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Аксонометрические проекции. Технический рисунок
Чтение и выполнение чертежей
Эскизы
Сечения и разрезы
Определение необходимого количества изображений
Сборочные чертежи
Чтение строительных чертежей
Компьютерная графика
Защита проекта

14
1
1
1

1
1
1

1
1
2
2
2
21
1
1
1

3
2
2

1
2
2
6
-

Продукты с грядки
Выращивание цветов и зелени в открытом и закрытом грунте
Агротехника выращивания сельхоз культур
Общие сведения о растениеводческих отраслях сельскохозяйственного производства
Выполнение профессиональных проб
Защита проекта
4

1
1

1
-
1
13

1
1

1
10
-

Техника на службе сельского хозяйства
Назначение и классификация сельхозмашин
Общие сведения о сельхозмашинах и орудиях
Комплексная механизация сельхоз работ
Экскурсии
Защита проектов

5
1
1
2
-
1
2
-
-
1
1
-

Сельский дом и семья
Обустройство приусадебного хозяйства
Электротехнические работы в доме и надворье
Приусадебное животноводство
Защита проекта

Итого
7
1
1
4
1

30

2
-
1
1
-

38



Содержание разделов и тем

Правила оформления чертежей
Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Понятие о стандартах ЕСКД
Линии чертежа. Графическая работа N1. Шрифты чертёжные. Масштабы. Графическая работа N2. Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Общие сведения о проецировании
Проецирование на одну плоскость. Проецирование на несколько плоскостей. Правила расположения видов. Местные виды. Практическая работа N3.
Аксонометрические проекции. Технический рисунок
Получение аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции плоских фигур
Построение овала. Технический рисунок.
Чтение и выполнение чертежей
Анализ геометрической формы предмета. Проецирование геометрических тел
Проецирование группы геометрических тел. Графическая работа N4. Построение проекций точек. Построение третьего вида. Графическая работа N5. Сопряжения. Графическая работа N6. Порядок чтения чертежей деталей. Практическая работа N7. Графическая работа N8.
Эскизы
Выполнение эскизов деталей. Графическая работа N9. Графическая работа N10. Графическая работа N11. Контрольная работа.
Сечения и разрезы
Повторение сведений о способах проецирования. Общие сведения о сечениях и разрезах
Правила выполнения сечений. Графическая работа N12. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Обозначение разрезов. Местный разрез. Соединение вида и разреза
Тонкие стенки и спицы на разрезе. Графическая работа N13. Другие сведения о сечениях и разрезах. Графическая работа N14.
Определение необходимого количества изображений
Выбор количества изображений. Условности и упрощения на чертежах. Практическая работа N15.
Сборочные чертежи
Общие понятия о соединениях деталей. Изображение резьбы. Обозначение резьбы. Изображение болтовых и шпилечных соединений. Графическая работа N17. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на СЧ. Практическая работа N18. Понятие о деталировании. Графическая работа N19.
Чтение строительных чертежей
Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Практическая работа N21. Контрольная работа.
Компьютерная графика
Основные понятия компьютерной графики. Форматы графических файлов. Цветовые модели. Инструменты программы КОМПАС-3D LT V9. Приемы обработки изображений. Основные операции над графическими объектами. Текст. Работа с текстом. Разработка проекта.
Продукты с грядки
Правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования. Биологические особенности выращивания основных культур. Основные агрохимические приёмы выращивания растений. Механизация работ по уборке культур. Правила хранения овощей в овощехранилище. Уход за плодово-ягодными культурами. Растениеводческие отрасли сельского хозяйства. Вредители овощных, полевых и плодово-ягодных культур и меры борьбы с ними. Выращивание цветов и зелени в открытом и закрытом грунте. Агротехника выращивания сельхоз культур. Общие сведения о растениеводческих отраслях сельскохозяйственного производства. Выполнение профессиональных проб. Защита проекта.
Техника на службе сельского хозяйства
Назначение зяблевой вспашки. Общие сведения о сельхозмашинах и орудиях. Почвообрабатывающие и для поверхностной обработки почвы сельхозорудия и машины. Машины для внесения удобрений; мелиоративные. Посевные и уборочные машины, зерноочистительные и сортировальные. Комплексная механизация сельхоз работ. Комбинированные машины и комбинированные машинно-тракторные агрегаты. Интенсивные технологии.
Назначение и классификация сельскохозяйственных машин. Общие сведения о сельхозмашинах и орудиях. Комплексная механизация сельхоз работ. Экскурсии. Защита проектов
Сельский дом и семья
Виды защищённого грунта. Устройство парников, теплиц, рассадников, паровых грядок. Устройство погреба, подвала, овощехранилища; температурный режим, влажность. Бытовые потребители электроэнергии для однофазного и трёхфазного тока. Устройство, конструкция инструмента для домашней мастерской, бытовой техники. Заготовка, хранение кормов и подготовка их к вскармливанию и раздаче. Рационное кормление скота, нормы и рацион кормления. Кормление телят. Переработка и хранение продуктов животноводства: мяса, молока, яиц, пуха, шерсти, шкур.
Обустройство приусадебного хозяйства: - устройство парников; - устройство погреба.
Электротехнические работы в доме и надворье: - бытовые потребители электроэнергии;
- конструкция электрифицированного инструмента для домашней мастерской; - устройство бытовой техники; - правила ТБ при работе с электроприборами. Приусадебное животноводство: - заготовка, хранение кормов и подготовка их к вскармливанию;
- переработка и хранение продуктов животноводства в личном хозяйстве. Защита проекта.


Требования к уровню подготовки

Графика
Должны знать:
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условные изображения и обозначения резьбы.
- особенности, достоинства и недостатки растровой и векторной графики; - форматы графических файлов; - цветовые модели; - назначение, функции основных графических программ и их инструментов.
Должны иметь понятие:
-об изображениях соединения деталей;
-об особенностях выполнения строительных чертежей.
Должны уметь:
-выполнять необходимые разрезы и сечения;
-правильно выбирать главное изображение и число изображений;
-выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
-читать и выполнять де
·талирование чертежей объектов;
-выполнять простейшие сборочные чертежи;
-читать несложные строительные чертежи;
-пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и
учебником;
-применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием;
- создавать из простых объектов чертежи и сохранять их в различных графических форматах; - выполнять основные операции над графическими объектами (перемещать, копировать, вращать и т.д.); - работать с текстом, размерами в графическом редакторе; - создавать кинематические элементы, схемы; - создавать пространственные кривые; - строить тела вращения.
Продукты с грядки
Основные районированные сорта однолетних, многолетних овощных культур; основные полевые и плодово-ягодные культуры; способы ухода за ними, способы их размножения; меры защиты растений от вредителей и болезней; необходимые меры безопасности при выполнении сельхоз работ.
Отбирать и закладывать на хранение семенники овощных культур, высаживать их в грунт. Подготавливать почву и проводить в ней посев семян овощных и других культур, ухаживать за растениями и убирать урожай. Определять расход посевного материала, удобрений на единицу площади. Ухаживать за полевыми и плодово-ягодными культурами, распознавать вид полезных насекомых и насекомых вредителей.

Техника на службе сельского хозяйства
Общее устройство и принцип работы машин для механизации работ на животноводческой ферме. Характеристики основных тракторов. Перечень машин и оборудования для механизации обработки почвы, посева, внесения удобрений, возделывания картофеля, зерновых и других культур, их уборки, механизации труда на животноводческих фермах, переработки и хранения сельхоз продукции. Применять безопасные для здоровья людей приёмы борьбы с вредителями. Проводить основные виды ухода за сельскохозяйственными животными. Работать с доильным аппаратом НДМ-8; ПДА-1 или другого типа. Устранять простейшие неисправности в надворье.

Сельский дом и семья
Температурный режим, влажность. Условия хранения продукции в погребах, подвалах. Выращивание рассады. Подготовка кормов к вскармливанию, рацион питания. Переработка и хранение продуктов животноводства. Устройство бытовой электротехники, принципы работы. Выполнение простейшего ремонта техники, соблюдение ТБ.

Формы организации занятий и деятельности учащихся
Формы организации занятий – беседа и практическая работа.
Формы организации деятельности учащихся выбраны и зависят в основном от целей и типа занятия - это фронтальная, групповая, коллективная и индивидуальная.


Система оценки достижений учащихся
Система оценивания работы учащихся: накопительная, по баллам.
Посещение занятия – 1 балл
Качественное выполнение практической работы – 5 баллов
Качественное выполнение тестовых заданий – 10 баллов
Самостоятельное изучение дополнительной литературы – 10 баллов
Качественное выполнение итоговой самостоятельной работы – 30 баллов.

Критерии итоговой оценки успехов учащихся:
Ученик получает оценку «5» (зачет) при условии:
ученик набрал за период изучения данного курса свыше 100 баллов.
Ученик получает оценку «4» (зачет) при условии:
ученик набрал за период изучения данного курса от 70 до 100 баллов.
Ученик получает оценку «3» (зачет) при условии:
ученик набрал за период изучения данного курса от 30 до 70 баллов.
Ученик получает оценку «2» (незачет) при условии:
ученик набрал за период изучения данного курса менее 30 баллов.
Для выявления динамики интереса к курсу необходимо выполнить анкетирование учащихся на первом и последнем занятии, а также собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ.

Форма отчетности:
Итоговый самостоятельный проект с последующей защитой и выставкой работ учащихся.


Учебно-методический комплект

Александров В.А. Разведение кроликов и нутрий Астрель ВЗОИ АСТ: 2004
Богатырев А.Н. Электрорадиотехника: учебник для 8–9 кл. общеобразоват. Учреждений – М.: Просвещение, 1996.
Бондаренко СП. Разведение нутрий - М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер».,2003 - 109 с.
Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для 7 – 8-х классов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
Гуткин М.С. Твоя профессиональная карьера : учебник для 8–9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2003.
Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 8 класса. – М.: «Вента-Графф» 2003.
Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 9 класса. – М.: «Вента-Графф» 2001.
Электронный учебник по КОМПАС-3D LT V9



Темы проектных заданий

Графика Проектная деятельность учащихся предусматривает выполнение Графических и Практических работ. Темы работ не фиксируются жестко и могут быть предложены обучающимся с дальнейшим уточнением и согласованием с преподавателем. Предпочтительнее, чтобы учащийся мог самостоятельно решить, какую работу ему интересно выполнять в свете его интересов в будущей профессии.
Создание деталей.
Создание чертежа.
Построение тел вращения.
Создание кинематических элементов, схем.
Создание пространственных кривых.
Продукты с грядки
Биологические способы борьбы с вредителями.
Влияние современной экологической ситуации на продуктивность животноводства.
Проект правила хранения овощей в овощехранилище.
Заболевания растений, вызванные дефицитом микроэлементов.

Техника на службе сельского хозяйства
Определение и описание основных органических и минеральных удобрений.
Приёмы и способы обработки почвы.
Обработка парового поля.
Роль мелиорации в сельском хозяйстве.

Сельский дом и семья
Устройство и принцип действия электрифицированного инструмента.
Проект парника (теплицы) в приусадебном хозяйстве.
Хранение продуктов мясной (молочной) направленности.
Нормы вскармливания кормов КРС
Основные правила кормления кроликов.
Подготовка кроликов к забою, забой и первичная обработка шкурок.
Основы племенной работы и выращивания молодняка.
Как построить клетку для нутрии.
Организация правильного кормления нутрий.


























Календарно-тематическое (поурочное) планирование
Номер п/п
Графика
С/Х направленность

1 Четверть

1
Правила оформления чертежей
Выращивание цветов и зелени в открытом грунте

2
Графическая работа N1
Выполнение профессиональных проб

3
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Выращивание цветов и зелени в закрытом грунте

4
Графическая работа N2
Выполнение профессиональных проб

5
Аксонометрические проекции. Технический рисунок
Агротехника выращивания сельхоз культур

6
Графическая работа N3
Выполнение профессиональных проб

7
Чтение и выполнение чертежей
Общие сведения о растениеводческих отраслях с/х производства

8
Графическая работа N4
Выполнение профессиональных проб

9
Графическая работа N5
Выполнение профессиональных проб

2 Четверть

10
Графическая работа N6
Назначение и классификация сельхозмашин

11
Эскизы
Общие сведения о сельхозмашинах и орудиях

12
Графическая работа N7
Комплексная механизация сельхоз работ

13
Графическая работа N8
Комплексная механизация сельхоз работ

14
Сечения и разрезы
Комплексная механизация сельхоз работ

15
Графическая работа N9
Экскурсии

16
Графическая работа N10
Экскурсии

3 Четверть

17
Определение необходимого количества изображений
Обустройство приусадебного хозяйства

18
Графическая работа №11
Электротехнические работы в доме и надворье

19
Сборочные чертежи
Электротехнические работы в доме и надворье

20
Графическая работа №12
Приусадебное животноводство

21
Графическая работа №13
Приусадебное животноводство

22
Чтение строительных чертежей
Приусадебное животноводство

23
Чтение строительных чертежей
Приусадебное животноводство

24
Графическая работа №14
Приусадебное животноводство

25
Графическая работа №15
Защита проектов

26
Основные понятия компьютерной графики
Защита проектов

27
Форматы графических файлов
Выполнение профессиональных проб

4 Четверть

28
Цветовые модели
Агротехника выращивания сельхоз культур

29
Инструменты программы КОМПАС-3D LT V9
Общие сведения о растениеводческих отраслях с/х производства

30
Приемы обработки изображений
Выполнение профессиональных проб

31
Основные операции над графическими объектами
Выполнение профессиональных проб

32
Текст. Работа с текстом
Выполнение профессиональных проб

33
Разработка проекта
Выполнение профессиональных проб

34
Защита проекта
Защита проекта




Литература:

Александров В.А. Разведение кроликов и нутрий Астрель ВЗОИ АСТ: 2004
Богатырев А.Н. Электрорадиотехника: учебник для 8–9 кл. общеобразоват. Учреждений – М.: Просвещение, 1996.
Бондаренко СП. Разведение нутрий - М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер».,2003 - 109 с.
Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для 7 – 8-х классов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
Гуткин М.С. Твоя профессиональная карьера : учебник для 8–9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2003.
Доброва Е.В.Бытовая техника на кухне. – М., 2002
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.
Марченко А. В.. Программно - методические материалы: Технология. 5 - 11 кл. / Сост.– 2-е изд., исп. и доп. – М.: Дрофа, 2000.
Программы «Электив – 9» «Электив – 10,11». Методического пособия для учителей 9,10,11 классов – Анна: Межшкольный районный медиацентр на базе МОУ Аннинская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов, 2007
Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 8 класса. – М.: «Вента-Графф» 2003.
Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 9 класса. – М.: «Вента-Графф» 2001.
Тайц А.М., Тайц А.А. КОМПАС-3D LT V9 7, СПб: БХВ – Петербург, 2002 г.
Электронный учебник по КОМПАС-3D LT V9






























РЕЦЕНЗИЯ
НА ПРОГРАММУ «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ 9 класс», составленную Сушковым А.М., учителем технологии первой квалификационной категории МОУ Артюшкинская ООШ Аннинского района

Программа элективных курсов предназначена для обучающихся 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки. Программа соответствует положению концепции предпрофильного и профильного обучения, позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профессии. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении технологии, биологии, физики, химии, черчения, информатики и содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей и задач обучения.
Пояснительная записка обосновывает актуальность курса, связь с выбором профиля дальнейшего обучения. Чётко определяет цели, задачи. Сделано это достаточно убедительно и лаконично.
Цель курса научить читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием, формирование знаний и умений по целенаправленной работе с графической информацией на компьютере. Особое внимание уделено усилению практической направленности обучения. Данная программа позволит учителю применить разнообразные формы занятий, направленные на создание на уроках атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию исследовательских возможностей каждого ученика. Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Учебный материал соответствует заявленным целям, вызывает познавательный интерес учащихся. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. Программа предусматривает практическое усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится практическим, самостоятельным занятиям. Особое внимание обращается на гуманизацию учебного процесса, на создание обучающей творческой среды. Организация и содержание предполагаемой программы обеспечат учителю условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, развития индивидуальных способностей учащихся.
Учебный план раскрывает последовательность изучения тем, предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.
В конце программы составитель предлагает список литературы, в который включены источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации учебного процесса и литературу для обучающихся.
Настоящая программа рекомендована к использованию в учебном процессе.

Рецензент

Доцент кафедры Технологии, начального Басаргина
и среднего профессионального образования Галина Владимировна
ВОИПК и ПРО, к.п.н.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



15