ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ:Образование и карьера.


«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________________________

«Утверждаю»
Директор школы_________Л. Н. Потрусова
Приказ №____ от «___» _______20__









ОБРАЗОВАНИЕ И КАРЬЕРА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ





Автор:
Сахно Ирина Витальевна
учитель технологии высшей
квалификационной категории


2014 г.


Предпрофильный элективный курс «Образование и карьера»
Пояснительная записка
Жизнь человека - это цельный процесс, имеющий поступательное направление, преемственность, то есть неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Человек в этом мире не одинок. Он связан со всеми многообразными проявлениями мира множеством незримых нитей. Человек социализируется в социуме. От степени социализации личности в социуме зависит то, какое место, какую нишу в этом социуме личность займёт. Лишь чувствуя себя в этом мире комфортно (во всех смыслах), личность может считать себя самореализовавшейся, раскрывшей все свои таланты, возможности, способности.
Самореализация личности - не манна небесная, в один прекрасный день свалившаяся на голову страждущего. Это - путь, путь длиною в жизнь. И на этом пути важное значение имеет профессиональное самоопределение личности. Удачно (адекватно совокупности характеристик) выбранная сфера профессиональной деятельности - это и материальный достаток, и моральное удовлетворение.
Профильная школа - явление не надуманное, а объективно выросшее из потребностей Предполагаемый предпрофильный элективный курс
«Образование и карьера» является одним из элементов предпрофильной подготовки, первым шагом на пути профессионального самоопределения учащихся.
Подростки наблюдают за явлениями, происходящими в окружающем их мире. Но не всегда увиденное является для них предметом анализа. К примеру, учащиеся могут ориентироваться в названиях профессий, иметь общее представление о том или ином виде деятельности, но этими поверхностными знаниями их представления, как правило, и ограничиваются.
Каковы последствия такой ситуации? Прельстившись внешней (видимой) стороной того или иного вида профессиональной деятельности, человек может сделать выбор. А увидев профессию (специальность) «изнутри», поймёт, что по целому ряду требований, предъявляемых к нему, как специалисту, он оказывается, говоря образно, не на своём месте. То есть, выбор может оказаться неудачным. И хорошо, если хватит энтузиазма, сил и средств для повторения цикла по профессиональному самоопределению.
Естественно, перед учащимися 9-х классов не стоит задача выбора профессии. Но приведённые факты убедительно доказывают, что проблема существует и что над решением этой проблемы следует задуматься. Собственно, это и является достаточным обоснованием актуальности элективного курса.
Процесс профессионального самоопределения начинается с самопознания личности. Подросток, социализируясь в классном, школьном, дворовом сообществах обязательно проходит стадию самоидентификации, сравнивая себя с окружающими. При этом у подростка формируется завышенная, зажженная или адекватная самооценка. Указанный процесс, как правило, происходит в режиме «копания в себе». Это объективная реальность, считаться с которой необходимо. При этом также необходимо оказать ребёнку психолого-педагогическую поддержку, предложив ему те научные принципы самопознания, которые помогут взглянуть на себя со стороны. Объективные квалиметрические характеристики могут служить ценным материалом для сравнительного анализа себя с собой «изнутри» и «со стороны». Естественно, процесс самопознания бесконечен. Но на протяжении жизни этот процесс большей частью оказывается бесконтрольным. Сформировавшийся человек редко обсуждает свой внутренний мир с окружающими. Поэтому очень важно дать подросткам представление о том, что каждый из них задумывается о себе, что это процесс объективный, нормальный и непрерывный.
Логика курса предусматривает знакомство с внутренним миром человека до знакомства с миром профессий. Это объясняется именно тем фактом, что подросток, возможно, будет внутренне готов к самоограничению, к отделению нереальной мечты от объективной реальности.
Предлагаемый курс имеет существенную особенность. Объём предпрофильного элективного курса – 12 часов. Три раздела курса являются
достаточно самостоятельными логически завершёнными модулями, объёмом по 4 часа каждый. То есть, по сути дела каждый раздел представляет собой мини-курс. Соответственно, в каждом модуле можно выделить свои цели и задачи. Но сама интонация, акценты модулей объективно интегрируют их в единый курс. Выстроенная иерархия представляется наиболее рациональной. При этом вполне допустимо параллельное освоение модулей (под руководством одного учителя или группы учителей).

Учебно-тематический план.


Наименование разделов и тем
Количество часов





Всего
Теория
Практика

I Профильная школа.

1
Профессиональные и жизненные планы. Карьера.
1
1
-

2
Выбор профиля обучения.
1
1
-

3
Портфель достижений.
1
0,5
0,5

4
Образовательный маршрут.
1
0,5
0,5

По разделу
4
3
1

II «Твоё будущее в твоём настоящем».

1
Самопознание и самоопределение личности.
1
0,5
0,5

2
Профессиональные интересы, склонности, способности.
1
0,5
0,5

3
Мотивы и их роль в профессиональном самоопределении.
1
0,5
0,5

4
Психические процессы и их влияние на профессиональное самоопределение.
1
0,5
0,5

По разделу
4
2
2

III Мир профессий.

1
Профессия и специальность.
2
1
1

2
Профессиограмма.
1
0,5
0,5

3
Профессиональная проба.
1
0,5
0,5

По разделу
4
2
2

Итого
12
7
5


15