Элективный курс в рамках предпрофильной подготовки «Театральная студия для учащихся, изучающих английский язык»


Элективный курс в рамках предпрофильной подготовки «Театральная студия для учащихся, изучающих английский язык»

Мокан Людмила Зинатовна Учитель высшей категории
МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Октябрьский 2014 г

Содержание
1. Пояснительная записка: 1 стр.
1.1 Вводная часть; 1 стр.
1.2 Методические рекомендации по использованию элективного
курса « Театральная студия» в предпрофильной подготовке
учащихся; 2 стр.
1.3 Описание опыта работы элективного курса; 3 стр.
1.4 Заключение. 5 стр.
2. Программа элективного курса «Театральная студия для учащихся, изучающих английский язык»
Пояснительная записка
Введение
В своей работе мне хочется детально остановиться на использовании элективного курса «Театральная студия для учащихся, изучающих английский язык» и поделиться своим опытом и наработками в данной области. Необходимость разработки этой темы состоит в том, что в настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности учащихся. Большую помощь в этом оказывают элективные курсы.
Цель моей работы – показать возможности театральной студии в формировании у учащихся способности к саморазвитию, самообразованию, самореализации, т.е. они помогут становлению и развитию универсальных видов деятельности, которые и позволят школьнику в дальнейшем реализовать себя. Программа курса «Театральная студия» направлена на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Известно, что занятия по знакомству с театральным творчеством особенно благотворно сказывается на детях среднего школьного возраста, поэтому программа рассчитана на учащихся 6-7 классов. Выступление перед зрительской аудиторией помогает ребёнку преодолеть страх, научиться держать себя в обществе, красиво и правильно говорить, развивает память, внимание, воображение, умение анализировать, осмыслять воспринятое, затрагивает вопросы этики и художественного вкуса.
Новизна данной программы заключается в гуманистической направленности. Театральные занятия на иностранном языке – не только часть учебно-воспитательного процесса, но и источник творческой деятельности. Актуальностью элективного курса «Театральная студия» является то, что в настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку, как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей. Положительное влияние на личность обучающегося оказывает групповая деятельность. Знание иностранных языков становится все более востребованным, особенно знание английского языка. Элективный курс «Театральная студия» органически входит в учебно-воспитательный процесс. Во время занятий воспитанники получают дополнительный блок лексических единиц, что, следовательно, развивает их умения и навыки в использовании лексики. Подготовка и проведение театрального выступления способствуют расширению кругозора обучающихся, повышению их интереса к изучению языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса.
Ожидаемые результаты:
Развитие коммуникативной компетенции;
Умениe осознанно и произвольно перевоплощаться;
Учащиеся научатся задавать вопросы по определенной тематике;
Научатся решать проблемы творческого и поискового характера.
1.2 Методические рекомендации по использованию элективногокурса « Театральная студия» в предпрофильной подготовке
учащихся
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раза в неделю .Занятияу нас проводятся в различных формах:
- лекция
- игра
- репетиция
- беседа
- изготовление декораций
- встречи с профессиональными артистами
- написание эссе
-посещение театров
Возраст детей: 12-13 лет. Принимаются все желающие учащиеся, независимо от уровня владения английским языком. В процессе распределения ролей, участники выбирают роли по своим способностям.
Методы работы, используемые в моей работе:
По источнику информации:
- словесные
- практические
- наглядные
2. По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения:
- методы сообщения новых знаний
- методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков
3. По способу усвоения в соответствии с характером учебной познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный
- репродуктивный (делай, как я)
4. Комбинирование различных признаков:
- методы организации и осуществления познавательной деятельности
- методы стимулирования и мотивации
- методы контроля и самоконтроля .5. Сочетание способов деятельности педагога и учащихся:
- методы преподавания (информационно – сообщающий, объяснительный,инструктивно - практический, объяснительно – побуждающий, побуждающий)
- методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивный, продуктивно – практический, частично – поисковый, поисковый)
Методы диагностики, используемые в данной программе:
Информационно – констатирующие: анкеты, интервью, опросы, беседы, тесты, анализ документов.
Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей, зрителей), тесты, конкурсы.
Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора, ролевые проблемные игры), игры.
Продуктивные: анализ продуктивной деятельности (просмотр записи спектакля и его обсуждение, критика, самокритика), тесты, участие в фестивалях, конкурсах, концертах.Дидактический материал, используемый в данной программе:
Сценарии спектаклей
Карточки для введения новой лексики (слова, транскрипция, перевод)
Лекционный материал, используемый в данной программе:
Беседа о театре (понятие, театральная терминология, история театра)
Лекции по традициям Великобритании.
Подведения итогов работы элективного курса:
Подведение итогов осуществляется в форме постановки спектаклей, тестирования, конкурсов актёрского мастерства, конкурсов чтецов, презентаций, проектов.
Осуществлять контроль выполнения дополнительной образовательной программы «Английский театр» можно по практической работе. Постановка спектаклей – это главный результат работы. Если подготовка была тщательной, то видна уверенность игры, беглая правильная речь на английском языке, достоверность подачи материала.
1.3 Описание опыта работы элективного курса.
Я использую в своей работе данный элективный курс уже 2 года. За это время занятия посетили уже более 30 учеников. Интерес к театральной студии возрастает по мере того, как учащиеся школы посещают концерты ,где выступают участники студии.
В начале года идет запись в студию по объявлению. Затем работа идет по следующим модулям:
1 модуль. Погружение в профессию. Знакомство с особенностями профессий, связанных с театральной деятельностью: актера, костюмера, гримера, декоратора, режиссера, умение входить в образ, перевоплощаться (1 час)Ролевая игра: ситуации, приближающие человека к реальным жизненным ситуациям, упражнения на память физических действий; выбор действий в предлагаемых обстоятельствах.
2 модуль. Встреча с профессиональными артистами или посещение театра (3часа)
3 модуль. Поиск театральных постановок на английском языке. Выбор пьесы, распределение ролей и обязанностей учащимися .(3 часа)
4 модуль. Репетиции пьесы. Подготовка декораций, костюмов.(4 часа)
5 модуль. Выступление перед аудиторией(2часа)
6 модуль. Рефлексия. (1 час)
Но выступление не ограничивается только 2 часами. Юные артисты выступают перед учениками начальной, средней и старшей ступени школы. Они показывают постановки в рамках месяца иностранных языков и на родительских собраниях.
1.4 Заключение.
Результатами эффективности использования элективного курса «Театральная студия» считаю повышение мотивации к изучению английского языка, повышения результатов качества обученности учащихся, участие в конкурсах ,концертах. В 2013 году участники студии выступили на районном семинаре по внедрению ФГОС в школе перед учителями района.
В 2012-2013 учебном году подготовили 3 постановки на английском языке и выступили 6 раз перед учениками школы. Участвовали в краевом конкурсе постановок на английском языке и получили похвальный отзыв.
В нынешнем учебном году подготовили 1 постановку и показали её зрителям 9 раз.
В перспективе планируем поставить спектакли одновременно на английском и русском языках и показать их в детских садах и в начальной школе для повышения мотивации и интереса к изучению английского языка.
Для приобретения костюмов и реквизита будем обращаться к помощи родителей и спонсоров.
Приложение №1
Программа элективного курса «Театральная студия для учащихся, изучающих английский язык»

Пояснительная записка
Новый федеральный государственный стандарт общего образования разрабатывается с целью изменения качества современного российского образования. Предполагается, что результатами реализации стандарта будут сформированные у учащихся универсальные учебные действия. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.. Программа курса «Театральная студия» направлена на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Известно, что занятия по знакомству с театральным творчеством особенно благотворно сказывается на детях среднего школьного возраста, поэтому программа рассчитана на учащихся 5 класса. Выступление перед зрительской аудиторией помогает ребёнку преодолеть страх, научиться держать себя в обществе, красиво и правильно говорить, развивает память, внимание, воображение, умение анализировать, осмыслять воспринятое, затрагивает вопросы этики и художественного вкуса.
Цель курса: формирование коммуникативных универсальных учебных действий ( умения задавать вопросы, инициативное сотрудничество, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Задачи:
1.Способствовать активному развитию речи, памяти, воображения.
2.Создать условия для самостоятельного решения проблем творческого и поискового характера, адекватных уровню развития учащихся.
3.Дать попробовать себя в роли артиста
Курс проводится для учащихся 6-7х классов. Продолжительность курса – 16 часов, время проведения – конец четвертой учебной четверти – летний трудовой лагерь.
Ожидаемые результаты:
Развитие коммуникативной компетенции,
Умения осознанно и произвольно перевоплощаться
Научатся задавать вопросы по определенной тематике
Научатся решать проблемы творческого и поискового характера
Структура курса:
1 модуль. Погружение в профессию. Знакомство с особенностями профессий, связанных с театральной деятельностью: актера, костюмера, гримера, декоратора, режиссера, умение входить в образ, перевоплощаться (3 часа) Ролевая игра: ситуации, приближающие человека к реальным жизненным ситуациям, упражнения на память физических действий; выбор действий в предлагаемых обстоятельствах.
2 модуль. Встреча профессиональными артистами или посещение театра.(3часа)
3 модуль. Поиск театральных постановок на английском языке. Выбор пьесы, распределение ролей и обязанностей учащимися .(3 часа)
4 модуль. Репетиции пьесы. Подготовка декораций, костюмов.(4 часа)
5 модуль. Выступление перед аудиторией(2часа)
6 модуль. Рефлексия. (1 час)
Содержание инновационно-образовательной практики:
Модуль 1. Погружение в профессию. (3часа)
Задание для учащихся:
Используя материал сети Internet и дополнительную литературу, найти ответы на следующие вопросы:
В чём специфика профессий, связанных с театральной деятельностью артиста ?2) Известные английские театральные деятели.
3) Известные театры мира.
Действия учащихся:
сбор информации о театральных профессиях;
обмен мнениями в группе;
написание эссе.
Действия учителя: организует учебный процесс и управляет им, консультирует учащихся.
Результат: эссе “Театр для меня – это…”
Модуль 2.(3 часа)
Встреча с профессиональными артистами или посещение театра.
Задание для учащихся:
Приготовить три вопроса для профессионального артиста.
Взять интервью у одного участника студии.
Составить памятку «Основные правила поведения на сцене».        
Составить сообщение” Мое впечатление о театральном кружке”.
Действия учащихся:
- знакомятся с работой кружка;
- присутствуют на репетиции спектакля;
-берут интервью у артистов кружка;
- пробуют себя в роли артистов;
- составляют сообщение о своих впечатлениях.
Результат: Сообщение” Мое впечатление о театральном кружке”.
Модуль 3.(3 часа)
Поиск театральных постановок на английском языке. Выбор пьесы, распределение ролей и обязанностей учащимися .(3 часа)

Задание для учащихся:
Используя материал сети Internet и дополнительную литературу, найти детские театральные постановки на английском языке.
Чтение пьесы, перевод, обсуждение содержания.
Обсуждение декораций, костюмов, музыкального оформления.
Распечатка сценария.
Действия учащихся:
- ищут сценарии театральных постановок на английском языке для школьников среднего звена;
- обсуждают сценарии;
- выбирают сценарий;
- распределяют роли;
- составляют эскизы декораций, костюмов.
Действия учителя:
- организует учебный процесс и управляет им, консультирует учащихся по вопросам произношения, перевода.
Результат:
- сценарий пьесы на английском языке;
- тексты ролей;
- эскизы декораций, костюмов.
Модуль 4
Репетиции пьесы. Подготовка декораций, костюмов.(4 часа)
Задание для учащихся:
1.Выучить свои роли.
2.Подготовить декорации, костюмы.
3. Обеспечить музыкальное оформление.
Действия учащихся:
- пробуют себя в роли актеров, костюмеров, артистов;
- готовят декорации, костюмы;
- подумывают музыкальное оформление.
Действия учителя:
- организует учебный процесс и управляет им, консультирует учащихся по вопросам произношения;
- помогает в оформлении зала;
- консультирует костюмеров.
Результат:
-подготовленный спектакль;
- оформленные декорации;
-диски с музыкой.
Модуль 5
Выступление перед аудиторией (2час)
Задание для учащихся:
- проиграть свои роли;
- взять интервью у зрителей.
Действия учащихся:
-выступают перед родителями, учителями и учениками.
Действия учителя:
Наблюдает за учащимися, помогает в организационных вопросах.
Результат:
-театрализованное представление;
- интервью зрителей о их впечатлениях о спектакле.
Модуль 6
Рефлексия. (1 час)
Задание для учащихся:
-оценить свою работу;
- оценить работу других членов группы;
- оценить работу всей группы;
- выразить свои пожелания всем участникам спектакля;
- принять участие в подготовке презентации “Наш первый опыт артистической деятельности”.
Действия учащихся:
- оценивают свою деятельность и деятельность всей группы.
-составляют презентацию о подготовке к выступлению и о самом спектакле.
Действия учителя:
- участвует в обсуждении ;- дает свою оценку спектакля;
- помогает составлять презентацию.
Результат:
Презентация о подготовке к выступлению и о самом спектакле.
Приложение №2
Фотоотчет о работе элективного курса «Театральная студия»