Статья. Характеристика локомотивного депо

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДЕПО И ХАРАКТЕРИТСТИКА ПРИПИСНОГО  ПАРКА ЛОКОМОТИВОВ И МВПС История депо Локомотивное депо Симферополь – одно из старейших предприятий в Крыму
Дата его рождения 29 октября 1876 года. В сентябре 1935 года в Симферопольское депо пришла новая техника – мощные паровозы серии ФД для перевозки грузов и паровозы серии ИС для пассажирских поездов. Локомотивщики депо делали все от них зависящее, чтобы держать на высоком уровне пропускную способность Симферопольского узла. Для этого нужно было в первую очередь оздоровить паровозный парк, в вторую – нужна была коренная перестройка локомотивного хозяйства – переход с паровой тяги на электрическую. В 1958 году была погашена топка последнего паровоза – всю перевозку грузов взяли на себя электровозы. Средняя техническая скорость увеличилась с 37 км/ч до 56 км/ч. В 1957 году началось техническое перевооружение локомотивного парка и всей ремонтной базы депо. В 1960 году на смену электровозам ВЛ22 приходят электровозы ВЛ8. В 60-е годы коллектив депо освоил все виды деповского ремонта электровозов и приступил к внедрению прогрессивных методов ремонтных работ, комплексной механизации производственных процессов. В 1960 году локомотивное депо Симферополь стало опытно-показательным предприятием на сети дорог по комплексной механизации. Были проведены испытания 18 видов нового технологического оборудования и свыше 200 приспособлений. Новая техника требовала от локомотивных бригад высокой технической грамотности.
В период с 1971 по 1974 год вступили в строй новые цеха – электромашинный, цех МВС, бытовой корпус. Были проведены мероприятия по оснащению цехов механизированными позициями и участками. В середине 70-х годов прошло успешное освоение электровозов ВЛ10 а так же их эксплуатация по системе многих единиц и СМЕТ-РАДИО. В 2001г локомотивное депо Симферополь было определено базовым по ремонту электровозов ВЛ10 и в течение 2003г, с целью увеличения производственных площадей, были построены пристрои к колесному, электромашинному цехам, произведена реконструкция цеха профилактики. Так же было произведено дооснащение депо новым технологическим оборудованием. Перед коллективом депо стоит задача освоить средний ремонт электрических машин. В целом развитие депо можно разбить на следующие этапы: 1896г – Год основания депо, цеха: подъемки, механический, медницкий, автоматный Паровозы серии «Т» ОВ, ОД, АВ ,Щ, Эм, ЭР, СУ 1932г – Построена компрессорная станция.  1935г – Построено здание дежурного по депо и столовая (ныне музей). Освоение паровозов группы ФД (грузовых) и (пассажирских) ИС. Начало тяжеловесного движения.  1936г – Построен цех большой тепловой промывки и цех эксплуатации (ныне цех электроники). 1936г Построено здание цеха ТР-2.  1941г–- Началовеликой отечественной войны, на фронт ушло более 600 работников депо, на сме-ну им пришли женщины и подростки.  1956-1957гг – Переход на электротягу. Начало реконструкции депо. Освоение электровозов ВЛ22М и электропоездов С3р. Курсы переподготовки и обучения прошли: 406 машинистов, 366 пом. машиниста, 105 слесарей, 36 работников ИТР.  1961г – Освоение электровозовВЛ8. 1962г – Первый тепловоз ТЭЗ-6680. Начало эксплуатации.  1965г – Замена маневровых паровозов тепловозами ТЭ1, ТЭМ1. Внедрение сетевого планирования в ремонте электровозов и электропоездов. Присвоение депо звания высокой культуры.  1967г Внедрение, начало эксплуатации электропоездов ЭР2.Организован экспериментальный цех для механизации производственных процессов.  1968г – Построено здание цеха эксплуатации. 1969-1972гг Удлинение, реконструкция цеха подъемочного ремонта.  1970г Освоение тепловозов ЧМЭЗ  1971г – Освоение электровозов ВЛ10. Построен цех ремонта электропоездов, административный корпус. Отставлен из работы в запас последний маневровый паровоз.  1974г – Построен, введен в эксплуатацию электромашинный цех.  1979г – Построено здание экспериментального цеха.  Внедрение машины для мойки кузовов электропоездов 1987г Построена пескосушилка, ремонтно-строительный цех.  1992г –- В депо отремонтирован первый электропоездЭР2 в объеме ТР-3.  1995г Постройка, оснащение оборудованием завода по капитальному ремонту электропоездов. 1998г –- Организация в депо ремонта тепловозов 2000г – Освоение пассажирских электровозов ЧС2, ЧС7. 2002-2003г – Дооснащение депо новым технологическим оборудованием норм технического регламента на проведение среднего ремонта электровозов ВЛ10. 2003г – Построены пристрои к колесному и электромашинным цехам, произведена реконструкция цеха профилактики. Освоен ремонт электропоездов в объеме КР-1 на заводе по капитальному ремонту электропоездов. Получен новый электропоезд ЭД-4М с классными вагонами.
2005г - Сдана в эксплуатацию система инфракрасного газового отопления цехов локомотивного депо 25 ноября 2005г - Второе рождение музея после капитального ремонта здания. 06 апреля 2006г – В депо получен газ для системы инфракрасного газового отопления цехов Характеристика приписного парка локомотивов и МВПС  Приписной парк: электровозов составляет – 142 ед., в том числе ВЛ10 –104 ед., ВЛ10К – 37 ед, ЧС2 - 1 ед. тепловозов – 57,5 ед., в том числе – 49 ед., ЧМЭ3т – 4 ед., ТЭ-3 – 4,5 ед.  МВПС – 73 ед. электросекций, в том числе ЭР2 – 45 ед., ЭР2К – 13 ед., ЭТ2М – 8 ед., ЭТ2МЛ – 3 ед., ЭТ2МРЛ – 1 ед., ЭТ2МР – 3 ед. Паровозы – 13 ед., в том числе серии Эр – 12 ед. и ЛВ – 1ед. Нормативный срок службы выработали 69% электровозов ВЛ10, 65% тепловозов, 70 % МВПС и паровозы 100%. Тепловозы ТЭ3 и паровозы находятся в запасе МПС.  2. ВИДЫ ТО И ТР, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В ДЕПО В депо Симферополь производятся: - средний и все виды текущего ремонта электровозов ВЛ10; - капитальный и все виды текущего ремонта электросекций; - ремонт ТР-1 тепловозов ЧМЭ-3; - все виды технического обслуживания электровозов ВЛ10, электросекций ЭР2, ЭТ2МЛ и тепло-возов ЧМЭ3; Годовая программа ремонта 2006г: 1. Электровозов ВЛ10  СР – 43 ед., ТР-3 - 62 ед., ТР-2 - 88 ед., ТР-1 – 1215 ед., ТО-2 – 2746 ед. 2. Электросекций КР-1 – 9 ед., ТР-3 – 44 ед., ТР-2 - 31 ед., ТР-1 – 337 ед., ТО-3 – 2525 ед., ТО-2 – 5617 ед. 3. Тепловозов ЧМЭ3 ТР-1 – 47 ед., ТО-3 – 374 ед., ТО-2 – 2463 ед.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕМОНТНОЙ БАЗЫ ДЕПО На сегодняшний день депо представляет собой комплекс цехов общей площадью 49,5 тыс. кв.м. с развитой инфраструктурой, общая протяженность железнодорожных путей на тяговой территории депо составляет 21 км.  Текущий ремонт и техническое обслуживание локомотивов и моторвагонного подвижного состава организовано в депо на базе следующих основных цехов: цех среднего ремонта электровозов; цеха периодического ремонта электровозов цех технического обслуживания и текущего ремонта электропоездов; цех технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов; цех по капитальному ремонту электросекций КР-1. Эта группа цехов оснащена ремонтными эстакадами для постановки электроподвижного состава и тепловозов и другим оборудованием для производства работ непосредственно на электроподвижном составе и тепловозе. Для ремонта, восстановления деталей и узлов оборудования локомотивов, электросекций в депо расположены электромашинный, аппаратный, колесный, автоматный, заготовительный цеха и цеха по ремонту приборов безопасности, которые оснащенные соответствующим оборудованием. Кроме того, в составе локомотивного депо имеется группа цехов, предназначенная для содержания и ремонта объектов деповского хозяйства: ремонтно – механический цех; электроцех; строительный цех; инструментальный цех с отделениями: гальвано – термическим, локомотивным и инструментально раздаточным. Цеха периодического ремонта - представляют собой два цеха (цех ТР-1 и цех ТР-2). В цехах производится текущий и неплановый ремонт электровозов ВЛ10 в объеме ТР-1, ТР-2. За 2006г выполнено ТР-1 – 1219 ед., ТР-2 – 89 ед.  Цех ТР-1 построен в 2003 году на месте снесенного цеха профилактики. Площадь нового здания 1600 кв.м. Цех оснащен мостовым краном и тремя механизированными стойлами. В цехе производится текущий ремонт ТР-1 электровозов, а также имеется межстойловая площадка для выполнения непланового ремонта, связанного с заменой крупных и габаритных узлов локомотива. В цехе с 2003г эксплуатируется новый станок КЖ-20, на котором в настоящее производится обточка и упрочнение колесных пар без выкатки из-под локомотива.  Цех ТР-2 – построен в 1936г. Площадь цеха – 1780 кв.м. Цех оснащен 2-ми механизированными стойлами, одно из них оборудовано домкратами для подъема кузова, а так же в цехе имеются 2 скатоподъемника, мостовой кран. Электромашинный цех построен в 1973 г., площадь 1481 кв м. Состоит из участков по ремонту тяговых двигателей, вспомогательных машин, пропиточно-сушильного отделения ииспытательной станции. В цехе производится ремонт тяговых электродвигателей и вспомогательных машин электровозов ВЛ-10 на программу подъемочного ремонта 42 электровоза в год, так же ремонтируются двигатели для межпоездного ремонта. Для выполнения заданного объема работ цех оснащен мостовым краном, механизированными линиями сборки-разборки тяговых двигателей, ремонта остовов, якорей, необходимым станочным оборудованием, нестандартным оборудованием и приспособлениями. В 2005 году с целью расширения площадей был выполнен капитальный ремонт пристроя площадью 753 кв. м, куда перенесен участок по ремонту вспомогательных машин.  Аппаратный цех построен в 1911году, реконструирован в 1964г. Площадь цеха 1005 кв. м. Цех производит ремонт электрических аппаратов электровозов, тепловозов и МВПС, ремонт и зарядку аккумуляторных батарей. Для этого в цехе оборудованы рабочие места, размещены стенды для ремонта и испытаний аппаратов. Восемь рабочих мест в 2002 году оснащены постами автоматизированной комплексной системы контроля КСК-АЦ, подключенной к персональному компьютеру.  Цех среднего ремонта построен в 1899 году, в 1970 был расширен до 1930 кв.м. В цехе производятся подъемочный и средний ремонт электровозов ВЛ-10. Программа ремонта на 2006г ремонтов электровозов ВЛ10 в объеме ТР-3 – 62 ед., СР – 43 ед., выполнена на 100%. Цех оснащен мостовым краном, механизированным стойлом с кузовными домкратами, позициями для сборки-разборки тележек, колесно-моторных блоков, моечной машиной ММД-12, поточной линией ремонта пусковых сопротивлений и другим оборудованием. На втором пути цеха размещена станция испытаний локомотивов в составе позиции для регулировки развески, системы мониторинга и вибродиагностики вращающегося оборудования. В связи с дефицитов ремонтных стойл устранение замечаний по ремонту электровозов после обкатки производится на 2-м пути. Колесный цех был построен и сдан в эксплуатацию в 1962 году, площадь цеха составляла 466 кв.м. В цехе производится освидетельствование и ремонт колесных пар, буксовых узлов, подшипников, дефектоскопия узлов и деталей. В 2003 году к цеху было пристроено дополнительное помещение площадью 226 кв. м, куда перенесены некоторые ремонтные позиции, а на освободившейся площади оборудован участок дефектоскопии, оснащенный новыми средствами неразруша-ющего контроля. Цех электроники одно из старейших зданий депо построен в 1958г, площадь 300 кв.м. Изначально в нем размещался цех эксплуатации. В 1968 после переноса цеха эксплуатации в новое здание, помещения здания были оборудованы в цех электроники. Цех оснащен необходимым технологическим оборудованием, коллективом производится обслуживание приборов безопасности, модернизация электровозов САУТ-ЦМ, системой автоматического ведения поезда.  Цех по ремонту электропоездов построен в 1972 г., площадь 2484 кв.м.. В цехе выполняется техническое обслуживание ТО-3 и текущий ремонт электропоездов ЭР2, ЭД4М. Цех оснащен ремонтными стойлами, кран-балкой, средствами малой механизации. Производственные мощности цеха позволяют производить ежегодно 140 ремонтов в объеме ТР-1, 525 - ТО-3 и 617 – ТО-2. Кроме того, в цехе установлен, один из двух имеющихся в депо, колесофрезерный станок КЖ-20 для обточки колесных пар как электропоездов, так и электровозов. Цех по капитальному ремонту электросекций КР-1 введен в эксплуатацию в 2002 году, общая площадь цехов и вспомогательных помещений 14 тыс. кв.м.  Одним из первых на заводе заработал колесный цех. В этом цехе выполняется ремонт колесных пар электровозов ВЛ-10 со сменой элементов. Имеющийся штат и оборудование позволили выполнить ремонт 70 секционных и 400 электровозных колесных пар. В цехе имеется 2 мостовых крана, поточная линия ремонта колесных пар, несколько участков дефектоскопии, прекрасное роликовое отделение, установлено 2 колесотокарных станка для обточки колесных пар, 3 станка для расточки бандажей и колесных центров, шлифовальные, расточные, токарные станки, пресс ПТ-500 для распрессовки и запрессовки колесных пар, стенды для наплавки колесных пар.  Производственный цех Производит ремонт электросекций ЭР-2, ЭР-2Т, ЭД-2Т, ЭТ-2, ЭД-4 в объеме ТР-2, ТР-3 и электросекций ЭР-2 в объеме КР-1. Ремонт производится на двух ремонтных стойлах, оборудованных необходимыми механизмами и приспособлениями. На позиции сборки и разборки тележек установлены механические домкраты-гайковерты для раскручивания шпинтонных гаек. В цехе имеется пост дефектоскопии.  Оборудован участок ремонта тележек, включающий в себя 2 позиции демонтажа и монтажа тормозной рычажной передачи с приспособлениями для сжатия пружин центрального подвешивания. Позиция разборки сборки колесно-редукторных блоков модернизирована четырьмя стендами для сборки и разборки КРБ. Для очистки рам тележек и другого механического оборудования применяется моечная машина ММД-8. Испытания воздушных резервуаров производитсяна специализированном стенде. Для производства пропарки резервуаров моечная машина ММД-8 оснащена источником пара для подключения системы рукавов, соединяющих воздушные резервуары с источником пара. Освоен ремонт электроаппаратуры в условиях аппаратного участка производственного цеха. Здесь же находится испытательная станция. Ремонт приборов и деталей тормозного оборудования производится в автоматном отделении. Контроль качества ремонта оборудования производится на автоконтрольном пункте.  Участок по ремонту компрессоров включает в себя 3 позиции ремонта компрессоров ЭК-7Б и стенд для обкатки компрессоров.  На данном этапе оснащения ремонтной базы цеха, работы, связанные с подготовкой и покраской кузова, являются приоритетными при определении времени простоя электросекции в ремонте ввиду высокой трудоемкости работ и низкого уровня механизации труда. Обдирка и покраска кузова ведется на ремонтном стойле. Обдир песком производится на улице. Электромашинный цех – был запущен в 2004г. Предназначен для выполнения ремонта электрических машин электропоездов в объеме капитального и текущего ремонтов. Электрические машины на ремонт подаются из производственного цеха на транспортной тележке и очищаются в продувочной камере. После предварительной подготовки тяговые электрические машины поступают на участок разборки.На участке разборки имеется кантователь предназначенный для ремонта двух электрических машин одновременно, консольный кран грузоподъемностью 1 т., пресс для выпрессовки подшипниковых щитов и пресс для выпрессовки подшипников из щитов. На сварочном участочке смонтирован кантователь остовов, стенд для наплавки валов якорей и установка пайки якорей ВЧН-2.  Участок ремонта вспомогательных машин оснащен консольным краном грузоподъемностью 1 т., имеется два кантователя для ремонта вспомогательных машин и пресс для выпрессовки подшипников из щитов. На участке ремонта якорей имеется пресс для выпрессовки валов якорей; стенд для выпрессовки и запрессовки клиньев, кантователи якорей. Для ремонта якорей в цехе имеются токарный, балансировочный и лентобандажировочный станки.  На участке ремонта остовов установлены кантователи остовов, пресс для выпрессовки и запрессовки сердечников из катушек полюсов, стеллажами для ремонта сердечников полюсов. Для ремонта и изготовления катушек и секций якоря имеется катушечно-секционный участок оборудованный растяжным и намоточными станками ,а также нестандартным оборудованием для данного участка. В состав электромашинного цеха входит пропиточно-сушильное отделение, предназначенное для восстановления изоляции катушек полюсов, секций якоря. Пропиточно-сушильное отделение оборудовано автоклавом (необходимо монтаж и пусконаладочные работы), окрасочной камерой и другим нестандартным оборудованием, такого как: емкости для хранения лаков и растворителей, бак для пропитки якорей методом окунания, бак для пропитки изоляционных материалов. Для обточки валов после наплавки, обточки щитов, крышек подшипников, выполнения других механических работ и изготовления метизов имеется механический участок, оснащенный токарными, сверлильными и плоскошлифовальным станками.  На участке сборки имеется кантователь предназначенный для ремонта двух электрических машин одновременно, а также консольный кран грузоподъемностью 1 т, индукционные нагреватели для нагрева горловин остовов, стенды для прокрутки .электрических машин под низким напряжением..  Имеется испытательная станция, оборудованная импульсной установкой, пробивной ячейкой, а также станциями для испытания электрических машин под нагрузкой.  В цехе освоен ремонт электрических машин в объеме ТР-3. В цехе установлено 2 мостовых крана, имеются необходимые станки, сушильные печи, испытательная станция и другое оборудование, необходимое для ремонта электрических машин электросекций ЭР2. Для ряда технологических операций используются «дедовские» станки и стенды.
При сборке и разборке колесно-моторных блоков на стендах с 70-х годов выпуска половина технологических операций слесарем осуществляется вручную. И все это допускается в то время, когда существуют координатные станки с программным управлением для расточки моторно-осевых подшипников, стенды с плавным регулированием скорости для испытания компрессоров, автоматизированные гидравлические станции для одновременного вывешивания от 2-х и более колесных пар, стенды с автоматизацией технологических операций, которые практически исключают ручной труд. .



15