КОНСПЕКТ УРОКА ПО РИСОВАНИЮ Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди».


Технологическая карта урока
Тема: Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Класс: 2
Цель урока: учить детей иллюстрировать сказку, передавать логическую связь между изображаемыми объектами композиции; развивать эмоциональную отзывчивость на красоту мира сказок.
Планируемые результаты
Предметные:
обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
сформировать понимание "иллюстрация";
совершенствовать умение самостоятельно выбирать сюжет для иллюстрирования и его рисовать;
совершенствовать умение использовать уже знакомые средства художественной выразительности: высокий и низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра.
Формируемые УУД:
Познавательные:
1.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
2.раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую – художественные образы.
Регулятивные:
1. принимать и сохранять учебную задачу;
2.развивать умение контролировать свою деятельность в процессе выполнения задания по алгоритму;
3.способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Личностные:
1.проявлять интерес к изучению темы;
2.принимать образ хорошего ученика;
3. развивать воображение.
Коммуникативные:
1.умение слушать и понимать речь;
2.формулировать собственное мнение и позицию;
3.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Ресурсы:
для учащихся: краски, палитра, кисти, баночка для воды, альбом, простой карандаш, ластик, салфетки бумажные, тканевые.для учителя: лист бумаги, карандаш с ластиком, краски, кисти, доска, карточки с последовательным изображением человека, методическое пособие, стихотворение о сказках, текст сказки "Гуси-Лебеди".ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
1. Оргмомент Проверка готовности рабочего места к уроку.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь! Проверяют готовность к уроку.
Настраиваются на работу. Л 2
2. Сообщение темы урока. Учитель читает отрывок из стихотворения:
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
О каком жанре идет речь в стихотворении?
Правильно.
Сказка – это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаенные чувства, мечты и чаяния.
Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором.
Одним из таких художников является Юрий Васнецов.
Для Васнецова мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои вызывают симпатию зрителей.
Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты.
Полюбуйся иллюстрациями к сказкам Ю. Васнецова.
Показ презентации с иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам.
Сегодня мы проиллюстрируем русскую народную сказку "Гуси - Лебеди". На предыдущем уроке мы готовились к иллюстрированию сказки. Чему мы учились?
Ребята, а что такое иллюстрация?
Иллюстрация - это изображение, предназначенное для книги. Иллюстрация выполняется в тонких линиях. Ответы детей.
О сказке
Внимательно слушают
Рассматривают иллюстрации
Учились рисовать гуся
Выслушиваются все ответы детей П 2
Р 1
Л 1
К 1
Работа по теме урока.
Выбор сюжета. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним текст сказки.
С чего начинается сказка?
Выполнила ли девочка то, что просили отец с матерью?
Что произошло потом?
Кого встретила на своем пути девочка и как они ей помогали?
Почему печка, яблонька и речка помогали девочке?
Чем вам нравится главная героиня?
Какой конец у сказки?
Затем предлагается самостоятельно выбрать из сказки сюжет для иллюстрирования и словесно его нарисовать (опрос 2-3 человека.) Ответы детей.
Рассказ уч-ся.
 П 1
П 3
Р 1
Л 1
Л 3
К 1
К 2
3. Практическая часть.
Выполнение эскиза. Работа над иллюстрацией начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки.
Набросок выполняется по уже знакомым средствам художественной выразительности: высокий низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра и др.
Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
Если дети выбрали сюжет, в котором присутствует человек, то они пользуются карточками с последовательным изображением человека.
Для изображения гуся пользуются рисунками, выполненными на предыдущем уроке.
Ученики самостоятельно работают над эскизом. В это время учитель ходит по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, педагог отвечает на вопросы и при необходимости помогает.
Слушают учителя
Самостоятельно работают над эскизом  
 
 
 
 
Дети выполняют рисование отдельных элементов росписи. П 3
Р 2
Л 3
К 3
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Физкультминутка    
5. Работа над иллюстрацией в цвете. Теперь мы приступаем к выполнению задания в цвете.
Сначала краской заливаются большие плоскости изображаемого – небо, поле, лес, речка, одежда героев. Затем прорабатывают цветом части и детали композиции. При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на темном, темное на светлом, контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне.Используйте и вы эти средства.
Дети самостоятельно работают над рисунком. В это время учитель ходит по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, педагог отвечает на вопросы и при необходимости помогает. П 3
Р 2
Л 3
К 3
7.  Рефлексия деятельности.
Итог урока. Какую сказку мы сегодня иллюстрировали?
Что такое иллюстрация?
Всем ли удалось справиться с заданием?
Учитель организует выставку работ учащихся, отмечает более удачные работы, обсуждаются недочёты.
Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.  Русскую народную сказку Гуси-Лебеди"
Иллюстрация - это изображение, предназначенное для книги.
Ответы детей
Высказывают свои мнения и впечатления от урока П 2
Р 3
Л 1
Л 2
К 2