ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здорово, жить здорово!»


«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/____________/
ФИО
Протокол № ___
от «__»__________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ ЛФПГ
_____________/______________/
ФИО
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ ЛФПГ
_____________/______________/
ФИО
от «__»__________20__г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Здорово, жить здорово!»
Направление: профилактика детской зависимости
от 15 лет
срок реализации 1 год – 34 часа (1 час в неделю)
Составитель Сафина Л.Г.,
учитель химии
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______20___ г.
2015- 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ФГОС нового поколения. Для создания программы были использованы следующие нормативные документы:
- концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России;
- приказ № 273 от 06.10. 2009 года о введении ФГСО нового поколения;
-санпин;
-письмо министерства образования РФ от 18.06.2003года №28-02-484/16
Настоящая программа разработана с учётом существующих научно- методических и практических разработок и рекомендаций в рамках реализации биолого-химического направления.
 Официальная статистика наркомании за первое десятилетие нового века выглядит угрожающей. По данным ООН за 2009 год, в мире зафиксировано около 200 млн. человек, употребляющих наркотики. Россия по данным Управления ООН по наркотикам и преступности в 2009 году вышла на первое место в мире по употреблению героина. В России на сегодняшний день зарегистрировано около 550 тыс. наркоманов, но эти данные отражают лишь количество добровольно вставших на учет, из них - 140 тыс.детей и подростков. По данным же Управления ООН по наркотикам и преступности наркоманов в нашей стране гораздо больше - около 6 млн. человек, причем молодежи - подавляющее большинство: 20% - школьники, 60% - молодые люди от 16 до 30 лет, 20% - люди, старше 30; Россия находится на 3-м месте в мире по употреблению наркотиков. Проблема подростковой наркомании стоит в нашей стране особенно остро. По официальным же данным, средний возраст подростка, начинающего употреблять наркотики - от 15 до 17 лет,в последнее время все больше становится наркоманов в возрасте 9-13 лет. Фиксируются случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет, которых сажают на иглу родители-наркоманы. Более 90% заражения ВИЧ-инфекцией происходит через иглу общего шприца. Средняя продолжительность жизни наркомана составляет 5-10 лет, если не считать случаи смертей от передозировки. За первое десятилетие 21-го века смертность от наркотиков выросла в 10 раз, детская смертность от наркотиков - в 42 раза. Каждый год в России от наркотиков умирает около 100 тысяч человек. 
Проблема профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью определяется наблюдавшимся в последние 10 лет ростом показателей распространенности в населении опаснейших наркологических заболеваний - наркомании и токсикомании. У больных этими тяжелыми болезнями поражаются все системы организма, разрушается психика, интересы сосредотачиваются исключительно на наркотиках. Все это обуславливает грубо неправильное, а нередко и криминальное поведение наркотизирующихся, их активную роль в поразивших нашу страну эпидемиях вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции, смертность в молодом, наиболее работоспособном и репродуктивном возрасте. Наркотизация населения, рост употребления наркотиков в подростковой среде в последние годы сделали актуальным исследование проблемы человеческой зависимости. В настоящее время зависимость понимается, прежде всего, как болезнь личности, следовательно, имеющая психологическую природу.
Зависимость означает пристрастие, несвободу от чего-то, однако как болезнь зависимость начинается задолго до факта употребления наркотика.
Каждый человек имеет свою историю формирования зависимости. Например, подросток может сутками пропадать за компьютером, чтобы избежать общения со сверстниками. Объектом зависимости может стать вещь, увлечение, человек, занятие, действие. С его помощью человек изменяет своё состояние от плохого к хорошему. В массе своей люди предпочитают грубый продукт- средство с гарантированным действием на уровне физиологии- пища, лекарство, алкоголь, наркотик.
В системе мер борьбы с зависимостью профилактика играет ведущую роль. Профилактика подростковой наркомании должна начинаться с санитарного просвещения, однако не в том виде, в котором санитарное просвещение используют сейчас. Профилактика подростковой наркомании ставит цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики. Однако не всегда учитывается свойственное подросткам легкомыслие с своему здоровью. Профилактика подростковой наркомании проводится не достаточно действенными способами, например, проводимые лекции и беседы непривлекательны для подростка, а иногда способны вызвать реакцию протеста. Более интересная и наглядная подача информации для подростка – это фильмы показываемы по телевидению, специальные молодежные передачи о вреде наркотиков. Однако даже самая продуманная и действенная профилактика подростковой наркомании будет безрезультатна, если подростка будут окружать употребляющие наркотики взрослые (пьянство – это один из видов наркомании), особенно близкие или друзья. У подростка создается впечатление, что все передачи о вреде наркотиков сильно преувеличивают вред от наркотиков, создается ложное представление, будто если он захочет, то всегда может бросить и т.п.
Предметом данной программы является первичная профилактика зависимостей. Она ориентируется на широкий круг обучающихся, нацелена на борьбу с предпосылками зависимого поведения.
Первичная профилактика- это предупреждение опасности. Чтобы человек смог избежать опасность, он, должен знать о ней как можно больше, уметь с ней справиться – «Предупрежден- значит вооружен».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ профилактика детской зависимости.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Познакомить детей с различными видами зависимости, причинами их появления и последствиями.
Информировать детей об опасности употребления ПАВ, наркотиков, алкоголя, табакокурения, запрещенных и опасных пищевых добавок.
Изучить биолго-химическое воздействие на организм человека психотропных средств и их последствий.
Разработать учащимися проекты, направленные на предупреждение употребления ПАВ, наркотических средств, алкогольных напитков, табакокурения, запрещенных и опасных пищевых добавок, а также о последствиях их воздействия на организм человека.
Формировать у детей и подростков антинаркотических устоев.
Сформировать у школьников потребности в здоровом образе жизни.
Образовательные
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в жизни.
Развивающие
Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов.
Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения данной программы являются:
-формирование поведенческого, эмоционального, психологического иммунитета к алкоголю, курению, наркотикам и другим веществам вызывающим зависимость.
- усвоение приемов саморегуляции, приёмы решения проблем;
- овладение способами оказания помощи себе и сверстникам, сталкивающихся с проблемой наркомании;
- умение сказать «нет» при склонении к употреблению ПАВ или наркотиков;
- овладение и использование правилами безопасности при прогулках и общении с незнакомыми людьми;
- применять приёмы оказания помощи и просить о помощи, при сталкивании с проблемой употребления ПАВ.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
-умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью.
Предметными результатами являются:
-получение представления о сложном комплексе отношений в системе «человек-вещество» и о химической составляющей всех веществ
- познакомиться с химическим воздействием психоактивных веществ на био-химические процессы в организме человека
- усвоить понятия: наркомания, игромания, токсикомания, зависимость, пищевые добавки, ГМО, ВИЧ, алкоголизм;-развитие диалектико-материалистического мировоззрения.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Базовым методическим принципом программы является обучение. Говоря о профилактике зависимого поведения личности, имеем в виду побуждение, коррекцию мотивационной сферы человека. Работа с учащимися подразумевает не только интеллектуальное осознание, но и эмоциональное переживание важных тем. Для реализации этого используем следующие методы:
Групповая дискуссия
Ролевая игра (проектирование ситуаций)
Тренинг общения
Творческое самовыражение (письма, рисование, видеоролики, листовки, плакаты, выступление на классных часах)Разработка социальных и научно-исследовательских проектов
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ (34 часа/ 1 час в неделю)
№ п/п Тема Кол-во часов Содержание занятия Цели и задачи занятия Домашнее задание
1. Представление программы и ее актуальность
1 Представление руководителя о себе и о программе.
Показ презентации.
Проведение анкеты на выявление отношения учащихся к веществам вызывающим зависимость. -Установление контакта с детьми.
-Создание доверительной атмосферы.
-Достижение взаимодействия в целях работы программы.
2. Что такое «Я»? Где мои границы? Опасность и запрет.
Выбор темы проекта 1 -Зачем нужны границы.
-«Ловушки» современного мира.
-Представление детям списка тем проектов, краткое описание каждого проекта. -Фокусировка внимания на своей личности.
-Осознание своих границ.
-Осознание своего отношения к запретам. 3. Игромания: знание и отношение. 1 -Лекция «Что такое игромания»
Информирование об опасности игромании, о мотивах толкающих человека играть.
-Осознание мифов относительно игромании.
-Формирование личного отношения к игромании. Подобрать материал по теме «Игромания», используя различные источники.
4. Игромания и Я: выбор и ответственность 1 -Дискуссия «Свобода. Выбор. Ответственность».
-Представление материалов по игромании, принесённых подростками.
-Осознание своей уязвимостью перед игроманией.
-Осознание последствий игромании.
-Актуализация опыта личной ответственности.
-Осознание своего выбора относительно игромании. 5. Мне плохо. Навыки решения проблем 1 -Лекция «Приёмы решения проблем»
-Дискуссия «Как я решаю проблемы» -Формирование навыков решения проблем. Написать сочинение «Несколько слов о настоящем друге».
6. Токсикомания: знание и отношение. 1 -Лекция «Что такое токсикомания»
-Дискуссия «Зачем людям ПАВ»
-«Личность токсикомана»
- Показ видео «Последствия токсикомании подростков»
-Био-химические особенности влияния ПАВ на организм человека -Информирование об опасности токсикомании, о мотивах употребления ПАВ.
-Осознание мифов относительно токсикомании.
-Формирование личного отношения к токсикомании. подобрать материал по теме «Токсикомания», используя различные источники.
7. Токсикомания и Я: выбор и ответственность. 1 -Дискуссия «Свобода. Выбор. Ответственность».
-Представление материалов по токсикомании, принесённых подростками.
-Осознание своей уязвимостью перед токсикоманией.
-Осознание последствий токсикомании.
-Актуализация опыта личной ответственности.
-Осознание своего выбора относительно токсикомании. 8. Групповое давление. Защита себя. 1 -40 способов сказать нет
-Как защитить себя от манипуляций
-Как сказать нет и сохранить хорошие отношения. -Осознание права и необходимости защищать себя.
-Формирование навыков противостояния групповому давлению.
-Отработка ролей классного часа по токсикомании. 9. Я и токсикомания: мои альтернативы.
1 -Информация об альтернативном времяпровождении периода свободного от школьных занятий. Приобретение опыта узнавания и вербализации собственных эмоциональных состояний. 10. Наркомания: знание и отношение. 1 -Лекция «Что такое наркомания»
-Презентация «Статистические данные министерства здравоохранения о детской наркомании»
-Информирование об опасности наркомании, о мотивах употребления наркотиков.
-Осознание мифов относительно наркомании.
-Формирование личного отношения к наркомании. подобрать материал по теме «Наркомания», используя различные источники.
11. Наркомания: знание и отношение. 1 -Лекция «Последствия био-химического воздействия наркотических средств на организм человека. Химизм наркомании»
-Показ видео «Наркоманы гниют заживо» -Информирование об опасности наркомании, о мотивах употребления наркотиков.
-Осознание мифов относительно наркомании.
-Формирование личного отношения к наркомании. 12. Наркомания и Я: выбор и ответственность. 1 Дискуссия «Свобода. Выбор. Ответственность».
-Представление материалов по наркомании, принесённых подростками.
-Осознание своей уязвимостью перед наркоманией.
-Осознание последствий наркомании.
-Актуализация опыта личной ответственности.
-Осознание своего выбора относительно наркомании. 13. Я и наркомания: мои альтернативы. 1 -Дискуссия «Я и наркомания». Приобретение опыта узнавания и вербализации собственных эмоциональных состояний. 14. Курение: знание и отношение. 1 -Лекция «Что такое никотиновая зависимость»
-Видео «Сигареты вся правда» -Информирование об опасности курения, о мотивах употребления табака.
-Осознание мифов относительно никотиновой зависимости.
-Формирование личного отношения к курению. 15. Курение и Я: выбор и ответственность. 1 Дискуссия «Свобода. Выбор. Ответственность».
- Видео «Из чего сделаны сигареты на самом деле» -Осознание своей уязвимостью перед табакокурением.
-Осознание последствий никотиновой зависимости.
-Актуализация опыта личной ответственности.
-Осознание своего выбора относительно курения сигарет. 16. Алкоголь: знание и отношение. 1 -Лекция «Что такое алкоголизм»
- Видео «Сердце алкоголика» -Информирование об опасности алкоголизма, о мотивах употребления алкоголя.
-Осознание мифов относительно алкоголя.
-Формирование личного отношения к алкоголю. 17. Алкоголь и Я: выбор и ответственность. 1 -Дискуссия «Свобода. Выбор. Ответственность».
- Видео «Как алкоголь влияет на внешность»
-Осознание своей уязвимостью перед алкоголем.
-Осознание последствий алкоголизма.
-Актуализация опыта личной ответственности.
-Осознание своего выбора относительно алкоголя. 18. Я и алкоголь. Я и курение. Мои альтернативы. 1 -Дискуссия «Я и вредные привычки. Что делать?». Приобретение опыта узнавания и вербализации собственных эмоциональных состояний. 19. Пищевые добавки 1 -Лекция «Биологически активные добавки (Е-шки)».
- Презентация «Запрещенные пищевые добавки и их воздействие на организм человека» -Информирование об опасности запрещённых пищевых добавок, о мотивах употребления продуктов с запрещенными БАД.
-Осознание мифов относительно пищевой зависимости.
-Формирование личного отношения к здоровому питанию. 20. Генетически модифицированные объекты в пищевых продуктах 1 -Лекция «Био-химическая составляющая ГМО» -Информирование об опасности ГМО.
21. Пищевые добавки: значение и отношение 1 - Дискуссия «Красота убивает» о том, что скрывается за красивой этикеткой продуктов питания формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье 22. Здоровое питание и Я: выбор и ответственность. 1 -Дискуссия о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
23. Вирус иммунодефицита человека: причины возникновения отношение 1 -Лекция «ВИЧ или СПИД – что это? Причины возникновения и последствия
-Видео «ВИЧ- миф и реальность» -Информирование об опасности ВИЧа, о причинах появления.
-Осознание мифов относительно появления ВИЧ.
-Формирование личного отношения к ВИЧ и людям больным этим вирусом.
-Формирование мотивации и навыков активного участия в проблемах другого человека.
24. Обсуждение научно-исследовательских проектов по проблемам зависимости 4 -Обсуждение и проверка проектов их корректировка
- Проверка презентаций к проектам
-Подготовка к публичной защите -Осознание себя в ситуации общения – своих способностей, проблем.
-Решение некоторых проблем в общении.
-Написание творческого индивидуального или группового проекта по проблеме человеческой зависимости Подготовка к творческой защите проекта
25. Защита проектов 7 Публичная защита -Осознание права и необходимости защищать результаты своего научного исследования, отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
-Формирование навыков публичного выступления
ТЕМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДВАТЕЛЬСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
ВИЧ- бич нашего времени?
Причины появления детской увлечённости психоактивными веществами и ее последствия
Пагубные привычки убивают таланты
Последствия воздействия психоактивных средств на здоровье человека
Токсикомания как один из видов зависимости
Био-химические особенности воздействия запрещенных препаратов на организм человека
Что мы едим? (пищевые добавки)
Табак- красивое растение или яд?
Курить не модно, модно-не курить
Пить, или не пить? Вот в чем вопрос
СПИД не спит!
Никотиновая кислота, как химическое вещество и ее воздействие на организм человека
СПАЙС- что это?
История возникновения ПАВ
ГМО – достижение био-химиков. Польза и вред.
Этанол, как химическое вещество и его воздействие на организм человека.
Причины появления детской зависимости и пути решения данной проблемы
ЛИТЕРАТУРА
Амелин, А. В. Ассоциативный эксперимент как средство выявления картины мира наркозависимых / А. В. Амелин // Высшая школа – важнейший государственный ресурс регионального развития : межвуз. науч.-практ. конф., Биробиджан, 21-22 апр. 2005 года : сб. материалов / под ред. Н. Н. Паранчер. – Биробиджан, 2005. – С. 128-132.
Баландин, Р. К. Наркоцивилизация : Мнимая реальность / Р. К. Баландин. – М. : ЭКСМО : Алгоритм, 2003. – 444 с.
Борисова, Е. Путь в никуда : [о рок-музыке, алкоголе и наркотиках] / Е. Борисова // Fuzz. – 2007. – № 9. – С. 50-52.
Гейдаров, К. М. «Наркомания: социальная болезнь» : [устный журнал] / К. М. Гейдаров // Биология в школе. – 2006.– № 2. – С. 60-63.
Еременко В. В. Наркомания в России: состояния и тенденции / В. В. Еременко // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 3. – С. 168.
Збарская, И. А. О некоторых итогах обследования населения отдельных регионов Российской Федерации по вопросам употребления табака, алкоголя и наркотиков / И. А. Збарская, О. И. Антонова // Вопросы статистики. – 2010. – № 5. – С. 68-75.
Иваницкая, Е.  Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики / Е. Иваницкая, Т. Щербакова. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Воспитание. Образование. Педагогика ; Вып. 15).
Кошкина Е. Наркоситуация в России. Неумолимая статистика / Е. Кошкина, В. Киржанова // Нарконет. Россия без наркотиков. – 2006. – №3. – С. 12–17.
Кузнецов, В. Никотин, алкоголь и наркотики – тератогены / В. Кузнецов // Биология. – 2004. – № 19 (16-23 мая). – С. 24-26. – (Окончание. Начало см. – № 18 (8-15 мая). – С. 14-15.
Лавров, В. Мак без смака : [проблемы наркомании] / В. Лавров // Нарконет. – 2008. – № 1. – С. 37-40.
Макеева, А. Как и почему люди становятся рабами наркотиков / А. Макеева // Биология. – 2004. – № 2. – С. 17.
Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления : пособие для педагогов и родителей / под ред. А. Н. Гаранского. – М. : ВЛАДОС-пресс, 2003. – 350 с.
Павленок, П. Д. Наркомания и токсикология как формы девиантного поведения: теория и практика работы по предотвращению и избавлению от наркотической зависимости : [наркомания – понятие, классификация, типы наркотиков, причины и последствия распространения] // Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М., 2010. – С. 59-69.
Тен, Е. Е. Медико-социальные проблемы наркотизма и инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) // Основы медицинских знаний / Е. Е. Тен. – 2-е изд., стер. – М., 2005. – 255 с.
Фалковски, Кэрол. Опасные наркотики / К. Фалковски. – М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. – 237 с. Безух, К. Узнать, понять, остановить : [о вреде наркотиков] / К. Безух // Здоровье детей. – 2005. – № 5 (1-15 март). – С. 34.
Шереги, Ф. Э. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодёжи : доклад / Ф. Э. Шереги, С. Б. Зайцев. – М. : МГФПШК, 2004. – 119 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ АНКЕТА - ОПРОСНИК
Твой пол: мальчик девочка.
Твой возраст ______________
Есть ли среди твоих одноклассников те, кто курят?
все многие некоторые никто не знаю
Ты сам(а) куришь?
нет пробовал(а) иногда регулярно
Если куришь, то где берешь сигареты?
покупаю в магазине беру у родителей прошу купить взрослых
Если да, то где обычно ты куришь?
дома в школе в компании на улице в других местах
Ты допускаешь, что будешь курить, когда станешь старше?
да нет возможно
Есть ли среди твоих одноклассников те, кто употребляют алкогольные напитки?
все многие некоторые никто не знаю
Ты сам(а) употреблял алкогольные напитки (пиво, вино и т.п.)?
нет пробовал(а) иногда регулярно
Если пробовал(а) алкогольные напитки, то где?
дома с родителями на улице с друзьями на вечеринках
Ты допускаешь, что будешь употреблять алкоголь (включая пиво), когда станешь старше?
да нет возможно
Как ты думаешь, много ли твоих одноклассников иногда нюхает клей или похожие вещества?
все многие некоторые никто не знаю
Ты сам(а) нюхаешь клей или похожие вещества?
нет пробовал(а) иногда регулярно
Как ты думаешь, много ли твоих одноклассников иногда принимает наркотики?
все многие некоторые никто не знаю
Ты сам(а) принимал наркотики?
нет пробовал(а) иногда регулярно
Ты допускаешь, что будешь принимать какие-нибудь наркотики, когда станешь старше?
да нет возможно
Если бы ты узнал(а), что твой друг (подруга) употребляет наркотики, ты:
немедленно прекратили с ним (с ней) отношения
продолжали бы дружить
постарались бы помочь излечиться;
попросили бы дать попробовать.
Как ты относишься к людям, распространяющим наркотические вещества? Считаю:
их необходимыми элементам рыночной экономики;
что от них одно зло;
это достойный способ заработать деньги;
что они должны сидеть в тюрьме;
если бы было возможно, занялся бы распространением сам.
Как ты думаешь, кто среди твоих знакомых распространяет наркотики?
взрослые люди;
сверстники;
никто;
ученики школы.
Хотел бы ты попробовать наркотическое вещество. Какое?
А) конопля;Б) героин; В) кокаинГ) ЛСД;Д) насвай, е) курительные смеси, Ж)нет.
Есть ли среди твоих знакомых люди, употребляющие наркотические вещества
А) да; Б) нет.
Считаешь ли ты, что нужно проводить специальную работу, чтобы молодые ребята в твоей школе употребляли меньше алкоголя и наркотиков? да нет
Если да то хотел(а) бы ты участвовать в такой работе?да нет
АНКЕТА – ОПРОСНИК
Виды вредных привычек Пробовал Бросил Употребляю
Курение Алкоголь Вино Пиво Шампанское Водка Энергетические напитки наркотики