Статья по теме: «Развитие творческого мышления на уроках математики в начальных классах.»


Статья по теме:
«Развитие творческого мышления
на уроках математики в начальных классах.»
Пирмагомедова Разият Алигаджиевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №18 Гимназия Культуры мира
город Дербент Республика Дагестан
Мир построен на силе чисел.
Пифагор.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны учить детей творчеству , воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность , умеющую осуществлять поиски находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Большие возможности для развития мышления младших школьников в процессе обучения заложены в математике.
Систематическая работа учителя в режиме творческого обуче-
ния , когда ежедневно ученикам на уроках предлагается решить нестандартные задания способствует формированию положитель-
ного отношения к заданиям проблемно - поискового характера,
гибкости мышления.
Удивление и острый интерес учащихся, радость на их лицах от
Возникшей догадки можно наблюдать на уроках математики.
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно - воспитательного процесса обучения математике.
Внеклассная работа помогает формированию творческих способ-
ностей учащихся, содействует развитию познавательной деятель-
ности: памяти, внимания, мышления, речи, вооброжения, представ-
ления. Главное же внеклассной работы состоит в том , что она
помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует
развитию математических способностей младших школьников.
Задания для возбуждения и поддержания интереса к предмету
должны быть похожи на обычные математические задания соответствующие периоду обучения.
Предлагаемые вопросы, задачи, задания, загадки, ребусы, игры
должны иметь какие-то математические элементы.
С интересом дети принимаются отгадывать простые ребусы:
ПО2Л, 7Я, 100ЛБ, 100Л, ПА3ОТ, АК3СА, 40А, и т. д.
Дети с увлечением отгадывают загадки, например:
Что за семь братьев: годами равные , именами разные ? (Ответ: дни недели.)
Кто становится выше, когда садится? ( Ответ : собака.)
Полезно бывает предложить задачи – шутки, например:
Когда цапля стоит на одной ноге , то она весит 3кг. Сколько
будет весить цапля , если встанет на две ноги? (Ответ: 3кг.)
С помощью карточек с цифрами и знаками действий изобрази
сумму (9 + 2 + 9), равную 20. Как с помощью этих же карточку
получить сумму , равную 14? (Ответ: 2 карточки перевернуть.)
Пара лошадей пробежала 20 км. По скольку км прбежала
каждая лошадь ? ( Ответ: по 20 км )
Задачи-смекалки. Например:
Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько
весит целая буханка? (Ответ: 1кг.)
Как двумя отрезками разделить четырёхугольник на 3 части?
На 4 части? (Ответ: в четырёхугольнике провести параллельно два отрезка ; провести в четырёхугольнике накрест два отрезка)
Как налить 8л воды, используя 2 сосуда, вмещающих 10л и 3л?
Моей сестре сегодня исполнилось 3 года. Когда она родилась,
мне было 6 лет 5 месяцев. Сколько лет мне теперь ?
(Ответ: 9 лет 5 месяцев.)
Из города в деревню, расстояние между которыми 32км, вы-
ехал велосипедист со скоростью 12км в час, а из деревни в город
одновременно с ним вышел пешеход со скоростью 4 км в час.
Кто из них будет дальше от города через 2 часа ?
(Ответ: и велосипедисти пешеход будут на одинаковом расстоя-
нии от города .)
При развитии творческого мышления не мало место уделяется математическимиграм. Игры должны быть простыми,
Точно сформулированными, доступными для понимания млад-
ших школьников. В играх дети должны высказывать суждения
и умозаключения. Тогда они будут содействовать нет только
формированию творческого мышления младших школьников,
но и правильной, четкой, краткой речи.
Здесь можно использовать не только математические, но и
логические.В логических играх путём несложных умозаключений можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ.
Сюжеты игр подсказываются названием игры: «Поймай рыбку»,
«Таблицу знаю», «Полёт в космос», «Узнай какая дорога ведёт в
деревню», «Преодолей посты», «Кто скорее, кто вернее» и т.д.
Не всегда предлагаемые логические упражнения требуют
вычислений, они лишь заставляют детей выполнять правильные
суждения и приводить несложные доказательства. Сами упраж-
нения носят занимательный характер, поэтому они содействуют
возникновению интереса у детей к процессу мыслительной
деятельности. А это одна из главных задач учебно - воспитатель-
ного процесса в школе.

Математике должно учить в школе еще с той целью,
чтобы познания, здесь преобретаемые, были достаточным
для обыкновенных потребностей в жизни. (И.Л. Лабочевский)