Конспект урока по литературному чтению на тему Владимир Одоевский «Мороз Иванович»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
УМК «Перспектива»
Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий

Тема:
Владимир Одоевский «Мороз Иванович» (Начало разбора)

Задачи:
Продолжить разбор понятия «литературная сказка»
Познакомить с новым писателем В. Одоевским
Начать знакомство с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»
Способствовать обучению младших школьников умению находить необходимое, выделять основную мысль для озаглавливания композиционных (смысловых) частей произведения и для составлении плана
Развитие речи

Оборудование:
Учебник – Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова и др. ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. ; М. : Просвещение, 2011. – 160 с.
Компьютер, проектор, экран:
- Презентация с фотографией автора и информацией о нем
- Иллюстрации к нескольким моментам из сказки

Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Актуализация знаний:
Недавно вы познакомились с понятием «литературная сказка» (тема на 68 стр. учебника). Что это такое? Как иначе называется литературная сказка? (Авторская сказка)

Постановка учебной задачи:
Сегодня мы с вами начнем разбирать сказку под названием «Мороз Иванович», автором которой является Одоевский Владимир Федорович.
Мы будем учиться составлять план, который нужен для того, чтобы в дальнейшем вы смогли по нему кратко пересказать произведение.

Несколько слов об авторе сказки:
(на экран выводится фотография писателя и краткая информация о нем)

ОДО
·ЕВСКИЙ Владимир Федорович (1804-1869) родился в Москве. Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, 12-13 века). Одоевский успешно занимался литературным творчеством, философией, точными науками (математикой, физикой), а также историей, географией, медициной, педагогикой и музыкой. Он написал музыку к стихотворению Пушкина «Дарует небо человеку», к стихотворению Некрасова «Прости», к басне Крылова «Квартет».
Тесно общался с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем, а также практически со всеми выдающимися музыкантами середины XIX века.


Чтение и обсуждение текста:
Сейчас мы с вами начнем читать сказку «Мороз Иванович».
Прочитайте вводные слова перед текстом сказки. (Ученик читает)
Кто знает, как называется эта часть? (Эпиграф)
Ученики предполагают, как может называться эта часть, при ответе у них возникают трудности. Вводится новое для них понятие «эпиграф». Эпиграф – это вводное слово, которое заставляет нас задуматься над смыслом произведения. (Записывают слово к себе в тетрадь)
Какая идея скрыта в эпиграфе? (Известно с давних пор о том, что вознаграждение можно получить, лишь хорошо потрудившись).
Какие вы знаете пословицы с похожим смыслом? Дети вспоминают другие возможные пословицы.

Сейчас приступим к чтению сказки.
Дети читают текст по абзацам.
После окончания первой смысловой части ученикам задаются вопросы, с помощью которых они осмысливают рассказ, постигают замысел автора.
Почему я попросила остановиться на этом моменте? (Потому, что именно здесь заканчивается первая смысловая часть, т.е. здесь рассказывается о том, как жилось Рукодельнице и Ленивице в доме у нянюшки)
Мы с вами будем читать текст, разделяя его на смысловые части, для того, чтобы проще было выделить основную мысль и озаглавить каждую часть.

1 часть – Вступление (до слов «Однажды с рукодельницей», стр.77)
– Как звали девочек?
– Почему автор их так назвал?
– Как просыпалась и проводила свой день Рукодельница, Ленивица?
– В прямом или переносном смысле употреблено словосочетание «считать мух»? (на экран выводится иллюстрация)
– Если в переносном смысле его рассматривать, то как мы данное словосочетание назовем? (Фразеологизм)
– А что такое фразеологизм? Недавно на уроках русского языка как раз шел разговор о фразеологизмах.
– Какой смысл у данного фразеологизма? (Витать в облаках, мечтать, бездельничать)
– Как озаглавим 1 часть? («Жизнь Рукодельницы и Ленивицы в доме у нянюшки»)

Приступим к чтению второй смысловой части. Дети читают ее по абзацам.
2 часть – Завязка (до слов «Знаю я», стр.78)
– Какая беда случилась с Рукодельницей?
– Что подтверждает, что нянюшка была строгая и сердитая?
– Какое чудо случилось с Рукодельницей в колодце?
– Как выглядел Мороз Иванович?
– Как озаглавим 2 часть? («Чудеса в колодце»)

Сейчас прочитаем следующую часть. Дети читают ее по абзацам.
3 часть – Развитие действия (до слов «Так прожила Рукодельница», стр.80)
– Как Рукодельница могла вернуть ведерко?
– Легко ли было девочке взбивать перину? Почему?
– С какой работой сравнивается эта работа? (С работой бедных людей, которые в проруби белье стирают)
– Почему Мороз Иванович говорит о себе, что он старик добрый? Какие черты вы можете в нем выделить? Как бы вы изобразили его на портрете?
– Как озаглавим 3 часть? («Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича»)



Итог урока:
Ребята, сегодня мы с вами начали разбирать сказку Одоевского под названием «Мороз Иванович». Завтра с Анастасией Никитичной вы узнаете, какие события произойдут в сказке дальше, и чем она закончится.

Домашнее задание:
Хоть текст еще не прочитан до конца, все же мы можем представить себе старика Мороза Ивановича. Дома составьте устный словесный портрет этого героя; также можете изобразить его на бумаге, при желании.

Лексическая работа на уроке:
Студене’ц – колодец, родник.
Отзно’бить (озно’б) – отморозить.
Духом дохнёт – выдохнет, вздохнёт.








Петрова Наталья Евгеньевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 283
Кировского района СПб



­ђ Заголовок 1­ђ Заголовок 2­ђ Заголовок 315