Конспект открытого урока «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс


Открытый урок во 2 «В» классе
провела учитель начальных классов Журавлева О. В.
МБОУ «Подпорожская» СОШ №8
Тема: «Заглавная буква в именах собственных»
(именах, фамилиях, отчествах людей)
Цель урока:
обобщить и закрепить знания о правописании заглавной  буквы
в именах собственных,
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах.
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
Задачи:
предметные
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.
метапредметныеразвитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений;
учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
Основные понятия имя собственное, имя, полное имя, тёзки, фамилия, отчество.
Тип урока: Урок закрепления знаний
Дети закрепляют знания о правописании имён собственных. Урок построен в игровой форме, с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих развитию логического мышления.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся обобщат знания об именах собственных; закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; научатся
применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: дневники наблюдений (рабочие тетради), карточки, компьютер
Форма урока: урок-путешествие.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята!
Встаньте ровно и красиво,Прозвенел уже звонок.Начнем наш урок.
К нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. ( Дети поворачиваются).
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Актуализация знаний.
Определение темы урока и целей.
- Сегодня у нас необычный урок.
На уроке мы отправимся в путешествие в одну страну. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы.

У вас на парте лежат конверты с буквами, поработайте в паре.
- Кто догадался, как называется эта страна?
Дети: Страна заглавных букв.
Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал Е. Измайлов.
Читает ученица.
Буква обычная выросла вдруг,
 Выросла выше всех букв – подруг.
 Смотрят с почтеньем на букву подруги,
 Но почему? За какие заслуги?
 Буква расти не сама захотела,
 Букве поручено важное дело.
 Ставится буква у строчки в начале,
 Чтобы начало все замечали.
 Имя, фамилия пишутся с нею,
 Чтобы заметней им быть и виднее.
 Чтобы звучали громко и гордо
 Имя твоё, имя улицы, города.
 Буква большая – совсем не пустяк!
 В букве большой уважения знак!
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
Дети: «Заглавная буква в именах собственных»
- Какие цели ставите перед собой?
Дети: Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися)
- Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем:
закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных;
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
- Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия.
У каждого из вас, свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь, откройте  ее и запишите дату нашего путешествия, а так же слова "Классная работа".
Я тетрадочку открою и как надо положу
Я друзья мои не скрою ручку я, вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я примусь.
Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.
Минутка чистописания.
Поедем мы на поезде, а чтобы получить билет и занять свои места, нам необходимо выполнить одно задание.
- Посмотрите на экран. Найдите одинаковый звук в этих словах:
Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.
Дети: Звук [г]
- Дайте характеристику этому звуку?
Дети: Согласный, твердый, звонкий, парный.- Какой буквой этот звук обозначается на письме?
Дети: Буквой «гэ»
- Давайте, разомнем наши пальчики.
ФИЗМИНУТКА
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать. (Сжимать и разжимать кулачки)
 - Напишите красиво и правильно заглавную букву Г столько раз, сколько хлопну в ладоши (4 раза), пропишите рядом строчную букву «гэ» столько же раз.
Молодцы! С заданием справились.
Все по местам, Скорее в путь, мои друзья.
Повторение изученного.
- А вот и первая остановка.

Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?
Дети: это слова.
- По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)
Дети: К имени существительному.
- Докажите?
Дети: все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? И ЧТО?
- На какие 2 группы можно разделить данные слова?
Дети: одушевленные и неодушевленные.
- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.
 - Какие слова относят к именам собственным?
Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.- Как нужно писать имена собственные?
Дети: с заглавной буквы.
Физ. минутка. Релаксационная пауза.
– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру
«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!» Встали.
Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Свирь, Иванов, Олег, фамилия, зяц, медведь, город, Подпорожье.- Молодцы, тихонько сели.
Словарная работа. Картинный диктант.
- Продолжаем наше путешествие.
Станция «Грамотейкино».
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова в дневнике наблюдений в столбик. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетает.Эта птица - круглый год,Во дворе у нас живет.И чирикает она,Громко с самого утра:- Просыпайтесь поскорей. -Всех торопит (Воробей)
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берёз,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос.  (Медведь.)
Вертится, стрекочет,Весь день хлопочет. (Сорока)
У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора. (Заяц.)
Слова: воробей, медведь, сорока, заяц.
- Подчеркните опасные места и поставьте ударение. (Самопроверка по образцу)

Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях людей.
- Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свой дневник наблюдений. (Один ученик работает «за доской».)
Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев. (Самопроверка)

- Как записали фамилии?
Дети: с заглавной буквы.
- Подчеркните заглавную букву в словах.
Фамилии на Руси появились сравнительно недавно.
И об этом нам расскажет……..
Аня ШмагинаСлово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.
Наприме: Рязанов, Донской, Болотин.
Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.
С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.
Запомните, что фамилии пишутся с большой буквы.
- Внимательно вчитайтесь каждый в свою фамилию. Попробуйте угадать, кем были ваши предки. Расскажите об этом соседу по парте.
Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.
- Ребята, а вот и вторая остановка.
    Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд.

- Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.
Выступление учащегося об имени.
Кирилл МартышевИмя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.
Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.
У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат ваши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку№1, найдите свое имя, прочитайте, что оно обозначает.
- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.
- Как записали свое имя?
Дети: с заглавной буквы.
Ольга (скандинавс.) — «святая» Алина (фр.-герм) - благодарная
Данил (др. евр.) – «бог – мой судья» Андрей (греч.) — «мужественный» «храбрый»
Егор (греч.) – «земледелец» Дмитрий «принадлежащий Деметре, богине земледелия»
Виталий (лат.) – «жизненный» Виктория (лат.) - победа
Владислав - “владеющий славой” Милена (слав.) - «милая»
Максим (лат.) - превеликий Артем(греческое) - «безупречное здоровье»
Милана (итальян.) - «модница» Анна - «Божья милость, благодать»
Никита (греч.) – победитель Руслан (тат.) – лев
Кирилл (др.гр.) – «господин» «владыка» Мария (др.евр.) – любимая, упрямая
Александр (греч.) – мужественный защитник Юлия (лат.) – кудрявая, пушистая
Елена (древнегреч.) – солнечная, светлая, сияющая Светлана – светлая.
Давайте, узнаем имена наших потерявшихся пассажиров, если известно, что имя нашего пассажира имеет значение «победитель», а имя его сестры означает «светлая»
(Дети находят в карточках имена)
Дети: Никита и Светлана.

- Как напишите имена людей?
Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы.
Физкультминутка. Проводят дежурные.
 Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.

Вот мы и подъехали к сказочной школе. Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло.

- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?
 - А как следует обращаться к взрослым?
Дети: По имени и отчеству.
- Откуда же появились отчества? Об этом нам расскажет………..
Оля Петрова
Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.
- Давайте узнаем, а какое отчество у наших героев Никиты и Светы, если их папу зовут Юра?
Поработаем в парах. Выполните задание по карточке № 2
Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.
Виктор Игоревич
Василий Алексеевич
Алексей Юрьевич
Ирина Викторович
Юрий Васильевич
Проверка.
- А какую ловушку я вам приготовила?
- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.
- Какой вывод вы можем сделать?
Дети: отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.
Запишите рядом со своей фамилией и именем свое отчество. Как записали? Подчеркните заглавную букву в отчестве.
Запомните: Отчества людей пишутся с заглавной буквы.
Вот и заканчивается наше путешествие. Мы проезжаем село Составляйкино.
 - Предположите, что нужно сделать, чтобы вернуться домой?
Дети: составить из слов предложения.
Составьте предложения, запишите его в свои дневники наблюдений, подчеркните в словах  заглавную букву.
Выполните взаимопроверку.
Работа над предложением.
на сосне сидит пушистая белка
собака белка сторожит дом
–Какие правила написания предложения вы знаете?
Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.
–Что вы можете сказать о словах в предложениях, которые произносятся одинаково?
Дети: в 1 предложении слово «белка» нарицательное, а во 2 предложении это слово собственное.
– Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи являются главные члены в предложении?
Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке?
- Какова была цель нашего урока?
Дети:
обобщить и закрепить знания о правописании заглавной  буквы
в именах собственных;
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. Вы очень хорошо поработали.
Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору:
Записать названия улиц нашего города.
Придумать сказку о большой букве.
Рефлексия.
Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.
- Посмотрите у вас на парте лежат конфеты, (Конфета нарисована на бумаге) на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите ее.
Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям положите конфету в желтую вазу.
Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать –положите конфету в красную вазу.
Спасибо за работу. Урок окончен.
Сегодня на уроке я
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1
Внимательно прочитай текст, добавь недостающие имена собственные, спиши текст, подчеркни орфограммы.
Рыбалка.
Братья _______ и _______ живут в селе _______. Днём мальчики пошли на речку ________. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот _______. ________ поймал окунька. Эту рыбку дали ________. Вторую рыбку поймал _______.
Карточка № 2
Составь и запиши предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички.