Внеклассное занятие Шахматная доска


Открытое внеклассное занятие по шахматам.
Тема занятия: «Шахматная доска.»
Цель занятия:
Знакомство с шахматной доской и шахматными фигурами;
Задачи:
Обучающие: познакомить с шахматной доской, её формой; белыми и чёрными полями на шахматной доске, с шахматными фигурами;
Развивающие: развивать навык работы с шахматной доской и фигурами
Воспитательные: воспитывать любознательность к игре в шахматы;
УУД:

Личностные: Сформировать положительное отношение к игре в шахматы;
Познавательные: Ввести первоначальное понятие о шахматах.. Учить правильно называть шахматные фигуры и находить их;
Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока, шахматные доски с фигурами, демонстрационная доска, иллюстрация человечков, карта «Путь в Королевство шахмат»,
 № п/п Этапы занятий Содержание Время (минуты)
УДД
1 Мотивация к учебной деятельности Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
1 Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
2 Актуализация знаний: 1.Шахматы – игра для тех,
Кто жаждет чуда и утех
Для тех, кто юн, для тех, кто сед.
Игра полезная для всех.
- О какой игре идет речь в стихотворении? (шахматы)Слайд 1
- Откуда произошло название этой игры?
- Давайте прочитаем первую часть слова.(шах)
- Шах в переводе с персидского языка – король.
- Прочитаем вторую часть слова.(мат)
- Мат в переводе с арабского языка – умер.
- Дословный перевод звучит так «смерть королю противника».
- Как вы думаете, когда возникла эта игра?
- Шахматы появились в Индии много лет назад. Слайд2
Это была игра, похожая на шахматы, называлась «чатуранга». Наименование фигур соответствовало 4 родам войск: слоны, конница, боевые колесницы, пехота. В неё играли 4 человека. Слайд3
Время шло суть игры и правила менялись, пока игра не приняла такой вид, который мы имеем сейчас. Слайд4 3 Личностные УУД:
- проявление интереса к теме занятия
Коммуникативные УУД:
- умение слушать других
Познавательные УУД:
Получить новые знания о шахматах
3 Постановка целей занятия - Без чего нельзя обойтись в шахматной игре?
(шахматная доска)
- Что ещё нужно для игры в шахматы? (фигуры)
-Какая же цель сегодня стоит перед нами?
(узнать о шахматной доске и шахматных фигурах) 2
Коммуникативные УУД:
- правильно отвечать на вопросы
Регулятивные УУД:
-умение выдвигать версии
- самостоятельно формулировать тему и цель урока
Познавательные УУД:
— определять назначение шахматной игры;
— определять значение шахматных фигур;
4
6.
Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания)
Физминутка
- Послушайте одну удивительную историю. Сегодня утром я обнаружила на столе карту, посмотрите на нее (Показывает карту, на которой написано «Путь в Королевство шахмат») Что это за королевство такое, и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей.
- Кажется, я догадалась. Королевство шахмат находится где-то здесь, неподалеку. Давайте отыщем его.
Дети ищут «дорогу» и находят большую демонстрационную шахматную доску с названием Королевство шахмат.
- Вот мы его и отыскали, вы узнали, что это за королевство?
Дети: Да, это шахматная доска.
- Верно, это шахматная доска, что мы здесь видим?
Дети: Зелёные и белые клетки.
- Правильно, эти клетки в шахматах называются полями. Цвет полей может быть чёрно – белый, коричнево – белый. На доске поля располагаются определенным образом, кто скажет, как именно.
Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.
-Какое поле больше белое или чёрное? Проверим
Дети: Одинаковые.
- Посчитаем количество полей по одной линии сверху вниз. (8)
- Узнаем количество полей на одной линии слева направо. (8)
- Сколько будет 8*8? (64)
-Значит, на шахматной доске 64 поля.
- Обратим внимание на стороны шахматной доски. Какие они одинаковые или разные? (одинаковые)
- Какую форму имеет шахматная доска? (квадратную)
-Что же, первое знакомство с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?
-Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться.
В шахматах два войска: белые и чёрные.- Я буду показывать вам шахматную фигуру, а вы будете находить их у себя.
- В шахматном войске, самый главный, это конечно же…(король). Правильно, король. Слайд5
- В каждом войске королей по одному – один белый, один чёрный.
- Верным защитником короля является Ферзь. Слайд6
В начале игры в каждом войске по одному ферзю.
- Следующая фигура – ладья. В старину лодки назывались ладьями. Ладей в каждом войске по две. Слайд7
- В шахматах один из участников сражения – слон. Слайд8
Древнеиндийские воины передвигались как
пешком, так и на слонах. Отсюда и возникла необходимость в
этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона.
В каждой армии два слона.
- А как будем называть эту фигуру? (Педагог показывает коня). Да, это конь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Слайд9
Шахматных коней у противников по два.
- Это пешка. Пехота, пехотинец – вот почему эта фигура так называется. Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.
Слайд 9
Итак, всё шахматное войско перед вами!
Слайд10
Спасибо за внимание!
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:Ну- ка, пешки, поиграем.Головой мы повращаемВправо – влево, а потом              (вращение головой)3- 4, приседаем,Наши ножки разомнём.               (приседания)1,2,3 – на месте шаг.Встали пешки дружно в ряд. 15
2
Предметные умения:
Выявляют форму и размер шахматного поля; количество полей; названия фигур;
Личностные УУД:
— проявлять желание научиться шахматной игре.
Личностные УУД:
Проявлять желание заботиться о своём здоровье
7. Практическая работа Дидактическая игра: «Большая и маленькая». Поставим в один ряд шахматные фигуры. Задача: поставить все фигуры по высоте.
-Какая фигура самая высокая? (король)
Все шахматные фигуры дружат с чёрными и белыми полями.Помоги весёлым человечкам найти 8 белых и 8 чёрных полей. (работа в парах)
-Ребята, почему-то Королевство совершенно пустое и никто из жителей нас не встречает, может быть, здесь что-то случилось? (Предположения детей)
- Но кто-то для нас оставил шахматные загадки. Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы разгадали загадки. Справитесь?
10 Предметные умения:
контролировать выполняемую практическую работу.
Регулятивные УУД:
— выполнять учебное действие, с помощью практической работы
Коммуникативные УУД:
- формировать интерес к общению.
—взаимопомощи, целеустремленности, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других
8. Обобщение изученного на занятии
Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска)
Безопасные поля поищи для…(короля)
Черным клеточкам верны
это добрые …..(слоны)
И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)
Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка)
В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья)
На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)
-Отлично, все справились с заданием. Сейчас нам осталось только ответить на вопросы.
2 Познавательные УУД:
Развитие самостоятельности и инициативы
Предметные умения:
уметь реализовывать свои знания игры в шахматы
Личностные УУД:
— оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные УУД:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
9. Итог Рефлексия
деятельности - Какую форму имеет шахматная доска?
- Сколько клеток на шахматном поле?
- Какие цвета любят шахматы?
- Какие шахматные фигуры вы знаете? (ответы детей)
-Вы хотите дальше учиться игре в шахматы?
А сейчас, прошу вас прикрепить шахматные фигурки на доски. Если вам занятие понравилось, вы крепите белые фигуры, а если –нет, то- черные.
Большое спасибо вам за оценку занятия!
- «Королевство шахмат» не прощается с вами, и если вы хотите научиться играть в шахматы, то милости просим. Добро пожаловать!
2 Регулятивные УУД:
— выполнять самооценку учебного занятия
Предметные умения:
—строить диалог, используя приобретённые знания по теме.
Источники:
http://festival.1september.ru
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-shahmatam-v-klasse-po-teme-shahmatnaya-doska-708853.htmlЛитература:
Сухин И.Г. «Приключения в Шахматной стране». – М.Педагогика,1991. – 144с.