«Шахматная школа» Тема урока: ДВОЙНОЙ УДАР СЛОНОМ (3 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Сопроводительная информация:
Фамилия, имя, отчество учителя Потехина Надежда Юрьевна
Школа, город г.Нижнекамск МБОУ СОШ №2
Внеурочное занятие «Шахматная школа»
Класс 3 класс
Форма проведения: кружковое занятие
6.Тема урока ДВОЙНОЙ УДАР СЛОНОМ
Конспект занятия
Цель занятия:
Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций
Задачи:
Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Познавательные: Продолжить работу над шахматной нотацией. Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить шахматные позиции.
Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), индив. тетради на печатной основе, игральные шахматные доски с фигурами
Ход урока.
Этап урока Содержание урока
1.Мотивация к учебной деятельности 1.Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем мы играть,
Узнавать и рассуждать.
2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий. 1«Разминка для ума».
- Откроем тетради на печатной основе с.8,з.2
В этом задании нужно дойти слоном до финиша обходя камни преграды. Для этого мы должны знать как ходит слон. Как же он ходит? (по диагоналям, на любое расстояние)
- Работаем сначала самостоятельно.
- Обсуждаем с партнёром по плечу.
- Покажите свою готовность в группах.
- Своё мнение высказывает группа….. под номером….
- Молодцы! С этим заданием мы справились.
А сейчас, ребята мы с вами расставим фигуры на шахматные доски и рассмотрим одну из шахматных позиций (из этюдов). (учитель проговаривает расстановку фигур, один ученик работает у доски, а остальные на месте.)
- Начинаем расстановку с белых фигур, партнёр по плечу контролирует своего партнёра. Расстановка чёрных фигур. (партнёры по плечу контролируют )

- Что мы видим на этой позиции? (Чёрные имеют небольшой перевес.)
- Почему?
- Но ход белых.
- если белая слон d7-f5+ .что происходит (двойной удар слоном: шах королю h7 и одновременно нападение на ферзя е4)
-1.Ферзь е4:f5
2.ладья f1:f5. Белые выигрывают партию. Почему?
Что произошло в этой позиции (Двойной удар слоном)
3.Изучение нового материала. - Сегодня мы с вами рассмотрим несколько приёмов где возможен двойной удар слоном.
-Рассмотрим следующие приёмы.

- Ход белых. Они побеждают в результате несложной комбинации:
1.б.Лb1-b8+ (или б.Ле1-е8+) …ч.Крg8-h7
2.б.Cg2-e4+ч.Ф.d3:е43.б.Ле1:е4
4.Физминутка Раз, два, три, четыре, пять! (встают)
Вышли пешки погулять! (паршируют)
Король на месте, по привычке, (стоят на месте)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (подпрыгивают и хлопок над головой)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (повороты головы!)
Ходит только прямо (шаг вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные спиныИм начинать этот сказочный бой. (тихо садятся)
5.Закрепление пройденного Практическая работа -Сейчас рассмотрим ситуацию, когда будут первыми ходить чёрные

Ход чёрных, и они решили по простому добиться преимущества:
1.ч.Фf6-f3+ (и ставит шах б.Кр)
2.б.Kрh1-g1 ч. Фf3:е4? (взятие Ле4), но двойной удар слоном
3.б. Сg8-d5+ явился для них неприятным сюрпризом (ставит шах ч.Кр)
…ч.Фе4:d5 (взятие Сd5), и чёрные сдались (т.к. пешка с4 срубит Ферзя d5и у белых будет преимущество). Гораздо разумнее было взвесить всё «за» и «против» и довольствоваться вечным шахом:
1…ч.Фf6-f1+
2.б.Крh1-h2ч.Фf1-f2+
3. б.Крh2-h1 ч.Фf2-f1 +.
Можно было и побороться за победу, но другим путем.
Каким ?:
1… ч.Фf6-f1+
2. б.Крh1-h2 б.Фh1-h2+
3. . б.Крh2-h1 ч.Фf2:g3
Рефлексия Продолжите:
Я узнал…
Я научился…
- Удалось ли нам достичь поставленные цели?
- Что помогло вам в достижение успеха?
Дом . зад. Рассматрите позицию, и покажите в чём заключается в ней двойной удар слоном.

Педагог: я вам желаю побеждать себя каждый день,
каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.
Благодарю за внимание