Конспект занятия по шахматам на тему: Рокировка. Чтоэто за ход?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»













Урок по теме «Рокировка. Что это за ход?»
1 класс
Учитель Коротков С.А.



















г. Константиновск
2014 год



Тема: Рокировка. Что это за ход?

Цели: Ввести понятие об особом ходе - рокировке. Отработать правила и условия рокировки. Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске.
Задачи:
- обучающие задачи: учить выполнять действие «рокировка»; продолжать учить ориентироваться на доске, листе бумаги;
- развивающие задачи: Развивать логическое и образное мышление, тактильные ощущения, внимание, память,
- воспитывающие задачи: Воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность, интерес к шахматам.
Материал, оборудование: Демонстрационная доска, шахматные фигуры, шахматные доски ( одна на двоих) с комплектом фигур, экран.
Методические приёмы: Работа с диаграммами, физкультминутка, вопросы «шахматной шкатулки», использование ТСО, практические занятия в парах, Д/и «Волшебный мешочек».
Литература: И.Г. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране», «Там клетки чёрно-белые чудес и таин полны» рабочая тетрадь ч.2.


Ход занятия
I Орг. Момент
Ребята сегодня мы с вами повторим как и куда ходит король и узнаем одну тайну нашей волшебной шахматной доски.
II Повторение пройденного материала
a). Д/и «Волшебный мешочек» (4-5 чел.( угадывают на ощупь шахматы и называют их)

б). Загадки:
*Вперёд и назад ходит браво, помчится налево, направо,
Ту фигуру знаю я, ведь зовут её (ладья)

*Тут ферзи, слоны отважны мчатся поперёк и вдоль,
И совсем как в сказке важный возвышается(король)

в) Работа с диаграммами

1). Рассеянный художник.
-Рассеянный художник хотел отметить точками все поля, на которые могут пойти за один ход белый, чёрный короли, но забыл это сделать. Выручай!





В) Сделай белыми единственно возможный ход и покажи его стрелкой



г) Побей королём за один ход незащищённую фигуру и покажи этот ход стрелкой








III Физминутка
Конь меня в дорогу ждёт,
Бьёт копытом у ворот.
На ветру играет гривой,
Пышной сказочной, красивой.
На коня верхом вскочу
И поеду поскачу.
IV Вопросы из шахматной шкатулки
Сколько на шахматной доске королей?
Короля можно ставить под бой?
Король перепрыгивает через другие фигуры?
Белые и чёрные короли могут стоять на соседних полях?
Король может бить защищённую фигуру?
Надо проявить сноровку, чтобы сделать ?

-Ребята, всё внимание на экран и вы узнаете, тайну нашей волшебной шахматной доски-рокировка. Что это за ход?

V Объяснение нового материала (Использование ТСО)

Рокировка - особенный ход, который белые и черные могут сделать всего один раз за партию. Во время рокировки передвигаются сразу две фигуры
- король и ладья.
Рокировка делается следующим образом. Вы берете своего короля и переставляете его на два поля вправо [или влево), а затем берете ладью (если рокировка выполняется вправо, то правую, если влево, то левую), перетаскиваете ее через короля и ставите на соседнее поле.
Рокировка бывает длинной и короткой. Если король рокируется с ближней ладьей - это короткая рокировка, а если с дольней (со стороны ферзя)
- это длинная рокировка.
Правило пяти «если»:
Рокировку можно делать только тогда, когда выполняются одновременно пять условий, пять «если»:
Если король и та ладья, с которой король хочет сделать рокировку, еще ни разу не ходили.
Если между королем и этой ладьей нет никаких фигур: ни своих, ни чужих.
Если король не находится под шахом.
4. Если после рокировки король не попадет под шах. 5. Если после рокировки ладья не попадет под удар неприятельской фигуры или пешки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Гак выполняется длинная рокировка
А вот находиться под ударом в момент рокировки ладья имеет право, и пройти через битое поле она тоже может. В последнем случае речь идет только о длинной рокировке, а битыми могут быть поля Ы и Ь8 соответственно для белых и черных.
При записи партии рокировка записывается следующим образом:
0-0 -короткая рокировка
0-0-0 - длинная рокировка.

VI Закрепление
1)Проверочная работа
-Определи, в какую сторону могут рокироваться белые.







2). Практическая работа (работа на шахматных досках)
-Ребята у вас на столах шахматные доски с набором фигур, поставьте на них ладьи и короля и попробуйте сделать короткую рокировку, затем длинную.
3) практическая работа на доске:
-покажи длинную рокировку;
- покажи короткую рокировку.
Итак, мы познакомились с новым ходом - который называется как: дети - «рокировка».

4) Ответь: да или нет. Согласны ли вы, что:
-рокировка-это одновременный ход короля и ладьи?_____
-ферзь, конь и слон могут рокироваться?___________
-при рокировки ладья перепрыгивает через короля?_______
-белые могут рокировать если их король походил?________
-белые могут рокировать, если обе ладьи уже походили?______
-можно рокировать, если король идёт под удар?____
-можно рокировать, между королём и ладьёй стоит слон?__________


VII Итог образовательной деятельности
- Что нового и интересного вы узнали? Чему научились?
- Ребята, аккуратно сложите шахматы в коробки, наведите порядок на столах.
Анализ непосредственно-образовательной деятельности
Шахматы.
1. В данной группе участвовали дети 6-6.5 лет, каждый из детей проявляет интерес к шахматам, это выявлялось путём наблюдения и работы на предыдущих НОД. При построении данной деятельности были учтены как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

2. Тема сегодняшней образовательной деятельности «Тайна волшебной доски-рокировка. Что это за ход?»
Эта тема идёт по плану, предыдущая и сегодняшняя темы взаимосвязаны между собой, т.к. король играет ведущую роль в ходе рокировка.

3. Цели: Познакомить с понятием рокировка. Отработать правила и условия рокировки. Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске.

обучающие задачи: учить выполнять действие «рокировка»; продолжать учить ориентироваться на доске, листе бумаги.

развивающие задачи: Развивать логическое и образное мышление, тактильные ощущения, внимание, память.

воспитывающие задачи: Воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность, интерес к шахматам.

4. Структура НОД была выдержана, все части взаимосвязаны, плавно перетекают друг в друга.

I. Орг.момент

II. Повторение пройденного материала

III. Физминутка

IV. Объяснение нового материала

V. Закрепление

VI. Итог урока

5.Особый акцент делался на фигуру король, ладья и слово рокировка.

6. В работе были использованы следующие методы и приёмы: наглядности, практического действия, самостоятельная работа, показ, рассказ, объяснение.
Для раскрытия нового материала я использовала ТСО, которые очень понятны и интересны детям и в течении НОД дети оставались активными и заинтересованными.
Метод контроля я использовала в диаграммах, ответов на вопросы, в практической деятельности, как в парах так и у доски.

7. На занятиях использовался, как индивидуальный, так и дифференцированный подход к детям. У каждого из детей были индивидуальные листы с заданиями, у каждого набор шахматных фигур, дети выходили к демонстрационной доске.


8.Цели и задачи были полностью реализованы, на последующей образовательной деятельности будем отрабатывать изученные ходы и внедрять их в игру.



Рисунок 2EPSON Gray - Gamma 2.2Рисунок 3EPSON Gray - Gamma 2.2EPSON Gray - Gamma 2.2EPSON Gray - Gamma 2.2 Заголовок 1 Заголовок 315