Шахматы конспект занятия 1 класс Ладья

Тема: «Ладья. Ход ладьи. Взятие. Обозначение ладьи»

Цели: закрепить умение обучающихся правильно расставлять фигуры
перед шахматной партией; закрепить знание правила: каждый
ферзь любит свой цвет;
научить понятию взятие; правилам: белые делают первый ход,
игроки ходят по – очереди, фигуры ходят по – разному, ладья
ходит по прямым линиям;
развивать память, мышление, внимание, наблюдательность,
усидчивость;
воспитывать культуру поведения, умение общаться с партнёром
во время игры.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска с комплектом
фигур, шахматные доски на партах обучающихся.

Ход занятия.

Подготовительный этап.

На перемене дежурные раздают шахматы на каждую парту, учитель готовит демонстрационную шахматную доску и инвентарь для игр.
После звонка дети открывают коробки, разыгрывают цвет фигур, которым будут сегодня играть (один обучающийся зажимает в кулачках пешки разного цвета, другой выбирает кулачок, какого цвета там оказалась пешка, фигурами такого цвета он сегодня играет), выставляют на стол фигуры выбранного цвета.

Организационный момент.
-Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех. Желаю всем доброго дня и интересного занятия.

В королевстве чёрно-белом
Кто-то хитрый, кто-то вредный
Всё измазал белым мелом
Чёрный конь отныне бледный!
Побелевший чёрный слон
Затрубил тревожно,
Из дворца раздался стон:
- Как это возможно!?
Сам король в ужасном в гневе,
Аж попрятались ладьи,
Пишет королю другому
Он претензии свои :
«Что за происки, сосед!
Мы не в ссоре вроде.
Что же делаете вы?
Белый цвет не в моде!»
Король другой прислал ответ:
«Ты, Король, не в моде сам!!!»
И вины за нами нет! Всё!
Привет твоим усам!»
Оба маются в тоске:
Ведь с тех пор у них вражда.
И друг другу каждый рад
Хоть разок поставить мат!

-Ребята, по сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. И прямо сейчас мы с вами отправимся в шахматное королевство, чтобы лично принять участие в этом действе, для этого на время превратимся в шахматные фигуры!
Готовы к перевоплощению!
-Наденьте волшебные головные уборы, которые лежат перед вами! Посмотрите, в шахматную фигуру какого цвета вы превратитесь.
-Повторяйте за мной волшебные слова:
Турли, турли, труфеля-
За победу короля!
Турли, турли, мармелад-
А врагу объявим мат!
-Волшебство случилось, вот и сами короли. Представьтесь, пожалуйста!

Белый король:
Я белый король,
Я сильнее, чем черный!
Я в стратегии военной
Чуть ли не ученый!

Черный король:
А я черный король
Хвастунов не терплю, признаться!
Так что, Белый, изволь,
Впредь не зазнаваться!

-Уважаемые короли, прошу, не ссорьтесь! Только честный поединок покажет, кто из вас сильнейший воевода. Займите свои почетные места рядом с шахматным войском своего цвета.

Короли главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы напомним об этом нашим королям в захватывающем шахматном турнире.
-Турнир объявляется открытым! ( звучат фанфары)

1. Шахматная доска
-Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но вам нужно ее заслужить, для этого правильно ответьте на вопросы.

Вопрос белым: как правильно расположить доску между противниками?

Вопрос черным: о чем идет речь?

64 близнеца
На два лица:
Половина белых,
Половина чёрных.

-Молодцы, в ваше владение переходит вот эта демонстрационная шахматная доска, на которой будет виден исход сражения.
(на шахматной доске заранее расставлены пешки)

2. Расположение фигур
-Посмотрите на шахматную доску, здесь не хватает целого ряда фигур. Наведем порядок в королевском строю. Короли, как главнокомандующие, обязаны знать расположение своего войска, поэтому это задание для них:
правильно расставить фигуры.
- Кто быстрее это сделает, берет у противника 1 пешку. 1,2,3 беги!
(конкурс закончен, когда один из королей расставил свои фигуры)
Взаимопроверка:
-Конкурс завершен, давайте проверим, справились ли короли с заданием, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
-Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? (ферзь любит свой цвет)
3. Шахматные фигуры
Ладья
Работа с карточками
-Ребята, перед вами карточки с шахматными фигурами. Сейчас я загадаю вам загадку, а ответить вы должны молча, подняв карточку с правильным ответом. Выигрывает команда, все члены которой дадут правильный ответ, они берут у проигравшей команды пешку.
В начале игры углы сторожат.
От мощи тяжёлой их в войске дрожат.
Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо. (ладья)

Основная часть.
Учитель.
- Ребята, скажите, пожалуйста, нам достаточно знать те правила, которые мы сейчас повторили, чтобы начать игру? (Нет.)
- А что нужно ещё знать, чтобы правильно играть в шахматы?
(Как ходят фигуры.)
- Шахматная партия складывается из ходов. Считается, что игрок сделал ход, если он взял одну из своих фигур и переставил её на другое поле – либо свободное, либо занятое фигурой противоположного цвета, то есть фигурой противника. В том случае, если мы хотим поставить свою фигуру на поле, занятое фигурой противника, то мы сначала должны взять его фигуру, положить её рядом с шахматной доской, а затем на это поле поставить свою фигуру. Этот ход называется взятие. Только так, можно взять (побить) фигуру противника. Собственную фигуру взять нельзя. На поле, где находится ваша фигура, другая ваша фигура встать не может.
Начинает партию тот, кто играет белыми. Это значит, что белые делают первый ход, а затем ответный ход делают чёрные. После хода чёрных опять ходят белые.
Итак, в продолжение всей партии игроки ходят по очереди. Ни один из играющих не только не имеет права делать два хода подряд, но и не может пропустить свой ход. Правилами это не разрешается. Тот за кем очередь хода, обязан ходить, даже если это ему не выгодно.

Учитель.

Партия – запомнить ты готов? –
Из отдельных состоит ходов.
Что такое ход? Сейчас узнаем.
Вот фигурку мы передвигаем
С одного квадрата на другой –
Делаем свой ход очередной.
А порой противника фигура
Высится на поле, как скульптура,
Не даёт твоей фигуре встать.
Как тут быть? С доски фигуру снять!
На освободившийся квадратик
Встанет твоей армии солдатик.
Не стесняйся делать ход такой,
Ведь игра напоминает бой.
Тот, кто белым войском управляет,
Первым ходом битву начинает.
А подряд два хода можно? Нет!
Нужно ждать противника ответ.
Так, за ходом ход, идёт сраженье,
Наступленье или отступленье.
Игроки же видят цель одну:
Шахматную выиграть войну.
И дают приказ своим солдатам –
Постараться кончить дело матом!

- Ребята, а фигуры ходят одинаково или по - разному?
(Все фигуры ходят по - разному.)
- И это верно. Шахматные фигуры, как люди: каждый человек ведёт себя по – своему. И на шахматной доске есть фигуры такие проворные, что за один ход могут переместиться с одного края доски на другой. Есть фигуры и неуклюжие, которым нужно три хода, чтобы попасть на соседнее поле, но зато у них много других ценных качеств.
Взять хотя бы ладью. ( слайд №1)

Работа с интерактивной доской

Она ходит только по прямым линиям, то есть по горизонталям и вертикалям. За один ход она не может свернуть в сторону, зато по крайней линии она в один миг может переместиться из одного угла доски в другой, если, конечно, на её пути нет своей или чужой фигуры. ( слайд № 2) За один ход ладья может переместиться на одно, два, три или даже семь полей.( слайд № 3) На каком бы месте она не стояла, она имеет право пойти на четырнадцать разных полей. (Во время рассказа учитель демонстрирует на доске, как может ходить ладья. Дети повторяют за учителем на своих досках.)

Учитель.

Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой её скорей веди!

- Ребята, вы помните, как обозначается ладья в шахматной записи?
(Л.)
Интерактивная доска – слайды № 4 - 9

-Если задания с ладьей выполняет ладья, команда, правильно давшая ответ, берет у противника ладью. Если задание выполняет другая фигура, то команда берет только пешку.

Задание чёрным: белым фигурам запрещено двигаться. Побей чёрной ладьей все фигуры, беря каждым ходом по одной из них.

Задание белым: Проберись, как можно скорее, ладьей на поле, помеченное крестиком, не становясь на «минные» поля (кружочки) и не перепрыгивая через них.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Заключительная часть.

В заключительной части занятия можно дать детям поиграть друг с другом. А учитель с помощником, проходя между рядами и контролируют, как дети используют полученные знания.

Подведение итогов.

Учитель.

- Итак, ребята, из чего складывается шахматная партия? (Из ходов.)
- Кто начинает партию? (Начинает партию тот, кто играет белыми.)
- Как ходят игроки? (Игроки ходят по очереди.)
- Какой ход называется взятием? (Если мы хотим поставить свою
фигуру на место фигуры противника.)
- Как ходят фигуры? (Фигуры ходят по - разному.)
- Как ходит ладья? (Ладья ходит только по прямым линиям.)
- Как обозначается ладья в шахматной записи? (Л.)

- Ребята, когда вы в очередной раз дома сядете играть в шахматы
со своими родителями, покажите им, чему вы научились на
сегодняшнем занятии.

Дети аккуратно складывают фигуры на место, закрывают доски, дежурные убирают их в шкаф.





































Используемая литература.

И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь», Москва «Просвещение», 1983г.
Ю. Авербах «Шахматный самоучитель», Москва
«Педагогика», 1999г.
И. Г. Сухин «Шахматный курс в начальной школе», Москва
«Новая школа», 2001г.
И. Г. Сухин «Шахматы, первый год или учусь и учу», Обнинск
«Духовное возрождение», 1999г.




































1. Проберись, как можно скорее, ладьей на поле, помеченное крестиком, не становясь на «минные» поля (кружочки) и не перепрыгивая через них.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




  2. Съешь ладьёй все фигуры, беря каждым ходом по фигуре. Ходит только ладья.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



 















13PAGE 15


13PAGE 14915




Рисунок 7Рисунок 6Рисунок 715